Тема: Растения леса
Цель: расширение и систематизация знаний учащихся о растениях леса, об их отличительных особенностях и о приспособлениях к совместным условиям проживания.
Задачи:
создавать условия для развития умений описывать и распознавать растения, работать в парах и микрогруппах;
содействовать воспитанию чувства восхищения красотой природы, её мудростью, формированию гуманного отношенияко всему живому.
Ход урока
Организационный момент
Снова пришёл долгожданный
Нам пора в дорогу.
Она зовёт нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
Ребята,
- я прошу улыбнуться тех, кто пришел с хорошим настроением;
- я прошу поднять руки тех, кто готов узнать что-то новое;
-хлопните в ладоши те, если вы готовы слушать друг друга и не перебивать;
-сядьте те, кто готов к новым исследованиям.
Итак, приступим к работе.
Проверка домашнего задания
- Какое домашнее задание вам было задано?
«Узнай по описанию и добавь словечко»
Твёрдый, хорошо, пропускает воду, не растворяется в воде. (Песок). А ещё какой? (Сыпучий, не имеет запаха, оставляет царапины на стекле)
Состоит из частиц, не растворяется, не пропускает воду. (Глина). А ещё какая? (Мягкая, имеет землистый запах, пластичная)
Его применяют при изготовлении кирпича и посуды, стекла. (Песок). А ещё для чего? (Строительный материал, в искусстве, в медецине)
Из полезного ископаемого делают также кирпичи. (Глина). А ещё что? (Посуду, дома, используют в косметических целях).
Какие полезные ископаемые используют в строительстве? (Песок, глина)
Жидкая, по цвету почти чёрная, легче воды. (Нефть). Каким свойством обладает? (свойством как горючесть, маслянистая жидкость)
Он хорошо впитывает влагу, состоит из остатков растений, используется как удобрение? (торф)
В каком природном сообществе можно встретить торф? (болото)
Игра «Продолжи фразу»
Природное сообщество, где преобладает травянистая растительность, - это … (луг)
Природное сообщество, где нет крупных животных, преобладают бабочки, шмели, пчелы, осы и другие насекомые, - это … (водоём)
Природное сообщество, в котором главная роль принадлежит деревьям, - это …. . (лес)
Сообщение темы урока. Совместное определение цели и задач урока
- Скажите, а что мы называет лесом? (Ответы детей)
- Лесом мы называем обычно место, где растем много разных деревьев. А на самом деле лес – деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, грибы и животные, которые его населяют.
- Ребята, я вас хочу сегодня пригласить в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудные откроете эти.
Эвристическая беседа.
На доске создаётся схематическая картина леса из картинок (растения и животные, которые могут жить не только в лесу, но и в других сообществах)
- Ребята, как вы думаете, можно ли нашей схеме дать название «лес»? Почему? Что лишнее? (Ребята называют растения и животных, которых мы не можем увидеть в лесу)
Вводная беседа.
- Тема нашего урока «Растения леса». О чём сегодня пойдет речь на уроке?
Мотивация: Зачем нужно знать растения леса?
Актуализация знаний.
- Во втором классе мы изучали деревья. Давайте проверим, насколько точно вы помните значение и свойства деревьев Беларуси.
Игра «Узнай по описанию» слайды
Дерево с мелкими листьями, стволом необычного цвета – с чёрными чёрточками и полосками. (Берёза)
Могучее дерево с мощным стволом и мощной кроной, с поздно появляющимися листьями, по форме напоминающими перо, плоды – жёлуди. (Дуб)
Ствол тёмный, бархатистый, пышная густая крона, листья по форме напоминают сердечко, пучки жёлтых душистых цветков, пучки орешков с «крылышком». (Липа)
Ствол зеленоватый, гладкий, листья округлые с выемками, сверху тёмно-зелёные, снизу серовато-зелёные, на длинных сплюснутых с боков черешках, дрожат даже при слабом ветре. (Осина)
Крупные резные зубчатые листья, разноцветные осенью, плоды – двухкрылатки. (Клён)
Ствол внизу темного цвета, сверху золотисто-оранжевый; иголки длинные, расположены на ветке по две, смолистая древесина. (Сосна)
Крона пирамидальная, ветви до самой земли, иголки колючие, короткие, шишки крупные цилиндрические. (Ель)
– Молодцы.
Изучение нового материала
- Ребята, а теперь откройте учебник на с.53, прочитайте первый и второй абзацы и подготовьте ответ на вопрос, какие леса встречаются в Беларуси? (Слайд)
- Какие леса встречаются в Беларуси? После ответов появляется схема:
Леса
Хвойные Лиственные Смешанные
- Какие деревья растут в хвойных лесах? (сосна, ель, пихта, кедр, лиственница)
Ученик. Сосна – красивое стройной дерево, с гладкой светло – коричневой
корой. Хвоя плотная тёмно – зелёного цвета. Шишки продолговатые, красновато -
коричневого цвета. Сосна может переносить как суровый климат севера, так и
жаркий климат степей. А как пахнет в сосновом лесу! Воздух здесь удивительно
чистый, так как фитонциды сосны убивают микробы.
Сосна светолюбивое растение, нетребовательна к почвам и влаге. Живёт сосна
корни, семена.
Ученик. Сосна – красивое стройной дерево, с гладкой светло – коричневой
корой. Хвоя плотная тёмно – зелёного цвета. Шишки продолговатые, красновато -
коричневого цвета. Сосна может переносить как суровый климат севера, так и
жаркий климат степей. А как пахнет в сосновом лесу! Воздух здесь удивительно
чистый, так как фитонциды сосны убивают микробы.
Сосна светолюбивое растение, нетребовательна к почвам и влаге. Живёт сосна
корни, семена.
- Какие деревья растут в лиственных лесах? (берёза, ольха, осина, клён, дуб и т.д.)
- Какие леса называют смешанными?
Работа сопровождается выполнением задания в рабочей тетради.
- Лес – это дом для растений и животных, как для нас наши квартиры. И этот дом, как наши дома, многоэтажный. Только в лесу этажи называются ярусами. Что это за этажи-ярусы, мы сейчас узнаем когда прочитаем следующий абзац 2 на с.54.
С какой целью, после выполняют задания № в рабочей тетради.
Ярус – это ряд горизонтально расположенных предметов.
первый ярус второй ярус третий ярус
и т.д.
Работа по группам
1 группа
- Прочитайте абзац 3 на с.54 и ответьте на вопрос. Какие растения образуют первый ярус?
2 группа
- Прочитайте абзац 2 и 3 на с.55 и ответьте на вопрос. Какие растения образуют второй ярус?
3 группа
- Прочитайте абзац 1 и 2 на с.56 и ответьте на вопрос. Какие растения образуют третий ярус?
4 группа
- Прочитайте абзац 1 и 2 на с.56 и ответьте на вопрос. Какие растения образуют четвертый ярус?
- Какой ярус самый высокий? (деревья)
Деревья ________________________________________________
Кустарники _____________________________________________
Травы ___________________________________________________
Мхи, лишайники __________________________________________
- Да, в лесу у нас много деревьев, вы все их знаете. Предлагаю вам разгадать кроссворд. Ответами являются названия деревьев. Я загадываю загадки, а вы вписываете в кроссворд отгадки. У нас должно получится ключевое слово. (Слайд)
Каждый учащийся получает листок с заготовками двух кроссвордов
Клейкие почки, зелёные листочки.
С белой корой расту под горой. (Берёза)
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд. (Липа)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
Летом с него снег – просто смех!
Снег по городу летает,
Почему она не тает? (Тополь)
Зимой и летом одним цветом? (Ель)
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)
Есть у родственников елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от ёлки
Опадают те иголки. (Лиственница)
В сенокос – горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка? (Рябина)
- Какое ключевое слово получили? (Растения)
Выступление учеников 1, 2, 3, 4.
- Какой ярус следует за деревьями и находится ниже? (Кустарники)
- Узнайте кустарники по описанию.
1. Цветки белые, душистые, собраны в своеобразные шапки, листья с тремя лопастями; осенью бордово-красные, блестящие, как будто покрытые лаком, ягоды горько-кислые. (Калина)
2. Вечнозелёный кустарник, хвоинки – по три на ветке, синеватые с сизоватым налётом шишкоягоды. (Можжевельник)
3. Довольно высокий кустарник с листьями, по форме похожими на листья липы, листья, черешки и веточки покрыты жесткими волосками, цветки собраны в серёжки, зацветаем первым в лесу, плод – орех. (Лещина)
Параллельно с ответами учащихся (в процессе проверки) вывешиваются рисунки названных кустарников.
Выступление учеников 5, 6.
- Постарайтесь запомнить эти названия.
- Спускаемся ещё на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников? (Травы)
- Молодцы.
- Сюда относятся маленькие кустарники – черника, брусника.
- Переходим ко второй части кроссворда. Слайд
Синенький звонок висит,
Никогда он не звонит. (Колокольчик)
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк. (Земляника)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я …. (Подосиновик)
Беленькие горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)
- Какая фраза получилась? (Растения леса)
После ответов учащихся выступают ученик 7. Слайды.
- Внимательно перечитайте слова в кроссворде и скажите: всё ли верно? Нет ли какой-то неточности?
- Подосиновик – это не растение. Он относится к царству грибов, но живёт в ярусе трав.
- Почему так назвали этот гриб? (Чаще всего он растёт рядом с осиной)
- Какой корень в этом слове? (-осин-)
- С помощью чего образовалось это слово? (с помощью приставки под- и суффикса –овик-)
- Название какого гриба образовано похожим способом? (Подберёзовик)
- Какие ещё грибы вы знаете? (Ответы учащихся)
- Внимательно прочитайте последний абзац на с.57 и ответьте на вопрос
- А нужны ли грибы в лесу?
Игра: «Это я, это я, это все мои друзья»
Ход игры: учитель читает строки стихотворений. Если учащиеся согласны с их содержанием, то отвечают дружно «Это я, это я, это все мои друзья» и хлопают в ладоши, если не согласны, то молчат и топают на месте.
их содержанием, то отвечают дружно «Это я, это я, это все мои друзья» и
хлопают в ладоши, если нет, то молчат и топают на месте.
Мухомор увидев, я
Мимо прохожу друзья.
Мухомор, увидев я,
Мимо прохожу, друзья..
Выпал птенчик из гнезда.
Трогать нам его нельзя.
Кто бруснику собирает,
С корнем кустик вырывает?
По тропинке кто шагает,
На жуков не наступает?
Кто бруснику собирает
Кустик с корнем вырывает?
По тропинке кто шагает,
На жуков не наступает?
Веточки мы не ломаем
Когда по лесу гуляем?
Веточки мы не ломаем.
Когда по лесу гуляем.
Мы ежонка увидали
И домой его забрали.
Муравейник мы найдём,
Понаблюдаем и уйдём.
Магнитофон мы взяли в лесок
И заглушили птичек голосок.
В лес собачек мы возьмём,
Спокойней птичкам будет в нём.
Ландышей нарву в лесу,
На праздник маме принесу.
Съедобные грибы мы топчем и сбиваем
А несъедобные в корзинку собираем?
Съедобные грибы мы топчем и сбиваем,
А несъедобные в корзинку собираем.
- Молодцы, ребята, вы хорошо разбираетесь, что полезно делать в лесу, а чем можно создать неприятности.
- Все ли ярусы мы рассмотрели? (Остался ещё один ярус)
- Самый нижний ярус – мхи и лишайники. Где они растут? (На земле, на корнях деревьев)
Физкультминутка
4 цвета названия ярусов.
Повторение и закрепление изученного материала
Игра «Найди ошибки» (слайд)
- Орешник или лещина – невысокий кустарник, листья его похожи на листья дуба.
- Малина – колючий кустарник с целебными ароматными синими ягодами; листья по форме напоминают сердце.
- Можжевельник – вечнозелёный кустарник; хвоинки расположены на одной ветке; у него красные с сизоватым налётом шишки.
Игра «Добавь словечко»
- У неё небольшие блестящие листочки и гроздья красных ягод. (Брусника)
- У этого кустарничка очень вкусные чёрные с сизоватым налётом ягоды. (Черника)
- Листочки состоят из трёх отдельных частей-сердечек.
Применение новых знаний
Работа в микрогруппах
Игра «Угадай лишнее»
дуб, клён, орешник, липа (орешник- кустарник, остальные деревья);
ландыш майский, калина, кислица, ромашка (калина – кустарник, остальные травы);
калина, орешник, ежевика, малина, можжевельник (хвойный кустарник – можжевельник, остальные лиственные);
зверобой, сон-трава, ветреница лесная, лилия кудреватая (зверобой, остальные занесены в Красную книгу)
сосна, ель, кедр, дуб (дуб – лиственное дерево, остальные хвойные);
можжевельник, малина, черника, калина (черника – трава, остальные - кустарники)
Самостоятельная работа
Подведение итогов урока. Рефлексия
- Какова была тема нашего урока? О чем мы с вами говорили? Над чем работали?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Так почему растения в лесу растут ярусами?
- Какое открытие для себя вы сегодня сделали?
- Наша работа была плодотворна, вы хорошо поработали, молодцы. За работу на уроке получают отметки учащиеся
Рефлексивная игра

Побольше таких уроков Мне на уроке понравилось На уроке было поучительно
Домашнее задание
- 4 цвета по углам.
Игра «Проверь себя»
- Продолжи фразы:
Лес бывает ….
Лес состоит из …
Лес занимает ….
Лес для меня – это ….
Спасибо за урок
Приложение
Ученик 1: Клён, ель называют «музыкальными деревьями» за то, что из древесины этих деревьев делают музыкальные инструменты.
Ученик 2: Берёзу и осину называют «нянями» ели. Всходы ели под пологом берёз и осин не гибнут от заморозков и обжигающих солнечных лучей.
Ученик 3: Сосну называют «деревом здоровья» за то, что она хорошо очищает воздух от болезнетворных микробов, наполняет его приятным ароматом, делает сухим, целебным.
Ученик 4: Наши предки считали дуб священным деревом бога грома и молнии – Перуна. Считали его священным и в Древней Греции. Ветвь этого дерева означала могущество. Венком из листьев дерева награждали за спасение жизни и воинские подвиги. А сколько сказок сложено об этом могучем дереве! Сильное дерево, но и у него есть слабости. Молодые листья боятся весенних заморозков, поэтому они появляются позднее, чем у других деревьев. А зимой от морозов часто погибают его плоды. Зацветает дерево в лесу только в 35-40 лет, после чего образуются жёлуди, лакомые для многих животных плоды. Древесина растения ценится за прочность и твёрдость. Она не гниёт в воде, поэтому используется для постройки кораблей.
Ученик 5: Невысокие кустики черники, растущие рядом и даже на расстоянии нескольких метров один от другого, - это побеги одного растения. У одного растения может быть до 20 и более кустиков. В такой заросли растут кустики разного возраста, у которых разные обязанности. Молодые не плодоносят, они накапливают питательные вещества для растения. Цветки и ягоды образуются, когда кустики достигают возраста 15-20 лет. Вот почему нужно беречь эти растения.
Ученик 6: Орешник примечателен тем, что зацветает первым в лесу. По его цветению отмечают наступление весны в природе. Ещё снег не сошёл, а длинные, желтовато-зелёные серёжки растения уже «пылят».
Ученик 7: Очень интересно растение кислица, особенно её листья. Они очень чувствительны к изменению погоды: перед ненастьем складываются вдоль и поникают; складываются они и на ночь. Не любят листочки и много солнца, поэтому при ярком свете они тоже складываются. Листочки могут опуститься, если кто-то потревожит их: человек или животное. Листья остаются зелёными даже зимой, под снегом они такие же свежие, как и летом. В мае травка цветет довольно крупными для небольшого растения бело-розовыми цветочками с пятью лепестками. Семена созревают в коробочке. Когда семена созревают, коробочка трескается, и семена с силой выбрасываются на довольно далёкое расстояние – до 2 метров. В народе растение ошибочно называют «заячьей капустой», так как считают, что весной кислицей любят угоститься зайцы. Листья кислицы могут употреблять и люди в салаты, в щи вместо щавеля.