В начале изучения темы знакомлю с Великим Уравнителем страны уравнений и его пожеланием. Герой присутствует на уроке на протяжении изучения всей темы.
Этап урока | Цель этапа | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный | Создание благоприятного климата на уроке | индивидуальная, парная | Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Доброе утро! Я очень рада встрече с вами. И жду той минуты, когда мы снова сможем продолжить наше путешествие в удивительный мир уравнений. А вы этого желаете? Тогда вперед! Слайд 2 Наш экскурсовод Великий Уравнитель просит вас произнести пожелание страны уравнений. | Приветствуют учителя. Проверяют наличие учебного материала на столах, организуют свое рабочее место Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: желаю (соприкасаются большими пальцами); большого (указательными); успеха (средними); в постижении (безымянными); тайн и загадок (мизинцами); страны уравнений (прикосновение всей ладонью) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем. Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, к изучению темы, самоопределение. |
Актуализация опорных знаний. | Проверка знаний по теме. Формирование умений определять объем знаний, которые уже были усвоены и которые еще предстоит усвоить, умения точно выражать свои мысли в письменной форме. Повторить основные понятия темы «Уравнения», правила нахождения неизвестных компонентов в новой ситуации | фронтальная | Проверка домашнего задания № 395. Один помощник у доски, остальные с места проговаривает как находили неизвестный компонент уравнения и говорит ответ. Расставляет помощник ответы в порядке возрастания. Получает слово корень. Повторяют теоретические понятия: Уравнение Корень уравнения решить уравнения. Мы прошли первое испытание от Великого Уравнителя. | Отвечают устно за правильный ответ жетон. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей. Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Постановка цели и задач урока. | | | На предыдущем уроке Вы вспомнили как решаются простейшие уравнения. Цель сегодняшнего урока: совершенствовать наши навыки и изучить приемы решения более сложных уравнений. | | Личностные: самоопределение |
Закрепление | отработка операций, входящих в алгоритм и усвоение их последовательности действий | индивидуальная, фронтальная | Великий уравнитель предлагает 2 способа решения усложненных уравнений. №375 Прием образцового ответа Решение уравнения | Деятельность ученика | | Расставляет порядок действий | | Обводит знак последнего действия | | Подчеркивает то, что до обведенного знака действия, то, что после него до знака «равно» | | Записывает названия компонентов (смотрит на обведенный знак действия) | | Записывает неизвестный компонент и рядом знак равенства | | Проговаривает и записывает правило нахождения неизвестного компонента | | Выполняет необходимые вычисления | | И т.д. | | Учитель показывает как решать | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Метапредметные: умение выполнять действия по алгоритму |
| отработка операций, входящих в алгоритм и усвоение их последовательности | индивидуальная | Чтобы лучше запомнить последовательность действий, решаем №375 а,б по шагам. Учитель предупреждает о необходимости строго выполнять указания учителя, шепотом проговаривать этапы решения вслед за ним и «вперед не лететь». Учитель диктует: расставьте порядок действий; обведите знак последнего действия; ( проверка выполнения: учитель на доске записывает соответствующий фрагмент решения, ученики сигнализируют так ли у них, подняв правую (да) или левую руку (нет) ) подчеркните то, что до обведенного знака действия, то, что после него до знака «равно» запишите названия компонентов (см. на обведенный знак действия), ( проверка); запишите неизвестный компонент, знак равенства; проговорите шепотом и запишите правило нахождения неизвестного компонента; ( проверка); выполните вычисления( проверка) | Ученики повторяют шепотом за учителем этапы решения и выполняют предложенные действия. | Метапредметные: умение выполнять действия по алгоритму. |
Физминутка | Психологическая разгрузка | индивидуальная | Слайд 8. Физминутка страны уравнений. Число выполнения команды совпадает с корнем уравнения. 3+х=6 – наклон влево, 6-х=3 – наклон вправо, 2х=8 – приподняться на мыски, 6:х=18 – приседание. Учитель подводит итоги соревнования команд | Встают из-за парты, устно решают простейшие уравнения и выполняют наклоны вправо, влево, поднимаются на мыски. Команда «приседание» - ловушка. | Познавательные: уметь концентрировать внимание. Личностные: формирование здорового образа жизни. Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии и к преодолению препятствий |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации | Закрепление навыка решения сложных уравнений по алгоритму, развитие логического мышления, расширение кругозора учащихся | индивидуальная | Решение задач Придумывание задаяч Найди ошибку | Решают уравнения. По полученным фрагментам (« как это», «делать» «нельзя» и т.д. ) составляют высказывание «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед» | Познавательные: формирование интереса к данной теме, анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей. Метапредметные: умение выполнять действия по алгоритму |
Запись домашнего задания | | индивидуальная | Повторить правила решения уравнений ( см. справочник), №396,400, 403 на 5 и 4. | Записывают в дневник домашнее задание | |
Закрепление | отработка операций, входящих в алгоритм и усвоение их последовательности действий | индивидуальная, | Самостоятельная работа 1 вариант | 2 вариант | № 1. Решите уравнение: а ) ( а + 25) + 34 = 152, б) 67 +( m – 24 ) = 235. № 2. Решите задачу уравнением: а) В классе было несколько учеников. После того как 7 учеников вошли и 9 вышли, в классе стало 31. Сколько учеников было первоначально в классе? | №1. решите уравнение: а) ( х + 34) – 18 = 68, б) 89+ (15 + к ) = 219. №2. Решите задачу уравнением: а) В автоколонне было несколько машин. После того как получили 35 новых машин и 12 машин списали, в автоколонне стало 93 машины. Сколько машин было в колонне? | |
Рефлексия | организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | индивидуальная, фронтальная | Оцените свою работу на уроке ( уровень активности, все ли получалось) Поделитесь с Великим Уравнителем, какие трудности Вы испытывали на уроке. В чем их причина? Что надо сделать, чтобы избежать затруднений в дальнейшем? | Отвечают ученики, которых назвал учитель | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке, уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Весь класс нацеливается на то, что при решении задания будет учитываться не только быстрота и безошибочность решения, но и четкое обоснование решения, которое должно быть доступным каждому ученику класса, грамотность речи, выбор правильного темпа, умение держаться у доски ( не заслонять собою записи, показывать указкой элементы чертежа и т.д.)
На данном уроке особое внимание обращается на строгое соблюдение алгоритма решения, его проговаривание.
Сильные ученики стараются замечать все неточности и погрешности отвечающего, но замечания можно делать только после ответа ученика – команда сможет заработать дополнительные баллы, поэтому будут слушать объяснение внимательно. Те, кто усваивает новую тему медленно, тем более слушают внимательно, так как чувствуют, что весь темп работы, все объяснение приспособлены к их возможностям.