СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе "Земная поверхность на плане и карте"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 5 классе "Земная поверхность на плане и карте". Технологическая карта+презентация

Просмотр содержимого документа
«Технологическая-карта-урока1»


Технологическая карта урока

Предмет

География

Класс

5

УМК

География 5-6 класс .под редакцией А.И.Алексеева , Ю.Н.Гладкого . Предметная линия учебников по географии «Полярная звезда» .

Тип урока

комбинированный

Тема урока

Земная поверхность на плане и карте (2)

Цель урока

1. Содержательная. Выяснить, как на плане и карте изображают неровности земной поверхности;

раскрыть понятия «абсолютная высота»,«относительная высота».

2.Деятельностная. Определять относительную и абсолютную высоту.

Задачи урока

(планируемые результаты)

Определять относительные и абсолютные высоты по плану;

определять по плану с помощью горизонталей направление повышения (понижения) местности .

Методы обучения


Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Индивидуальная ,коллективная , работа в парах .

Средства обучения

Учебник ,атлас ,тетрадь ,нивелир ,топографический план , икт.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Организационный момент.


Приветствует обучающихся,

проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. Включение в деловой ритм урока. Просьба ответить на следующие вопросы.

С каким настроением пришли на этот урок? Каким бы вы хотели видеть наш урок? А какими вы должны быть, чтобы случилось все так, как вы хотите?

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Делают предположения по ходу урока. Предлагают свои ответы.

Планируют сотрудничество с учителем и сверстниками.

Понимание цели урока. Организация своей учебной деятельности. Соблюдение норм и правил на уроке.

2. Актуализация знаний


Выявить уровень полученных знаний прошлого урока по вопросам.

1. Что такое план местности и для чего нужен человеку.

2. Дайте определение масштабу и перечислите его виды (работа проводится на доске тремя учениками, которые друг у друга проверяют работу).

3. Изобразите условные знаки на листочках, лежащих на столе, те, которые хорошо запомнили.

4. Проводится топографический диктант в форме связанного рассказа, в процессе которого учащиеся вместо слов, обозначающих объекты, рисуют топографические знаки.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности мыслительной операции и учебные навыки. Отвечают на вопросы учителя.

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, владеть новыми терминами по теме.

Выполнение заданий, тренирующие способности к учебной деятельности.

3. Постановка цели и задач урока


Сегодня мы с вами продолжаем изучение темы «Земная поверхность на плане и карте». Предлагается посмотреть слайды 3,4. Попробуйте нанести на карту (чистый лист) участок занятый холмом.(ответы учеников).

Затрудняетесь, что-то не получается? (ответы учеников). Почему не можем занести эти объекты? Каких знаний не хватает? Постарайтесь сформулировать, что нам нужно ещё знать и чему нужно научиться на этом уроке.

Учащиеся выполняют задания. Пытаются ответить на поставленные вопросы. Ставят цели. Анализируют ситуацию. Вступают в спор. Решают проблемный вопрос как изображают на плане и карте неровности земной поверхности – овраги, холмы, горы.

Ребята пытаются излагать своё мнение, выражать свои мысли, выделять существенные признаки.

Ставят учебную задачу под руководством учителя. Планируют свою дальнейшую деятельность и работу в соответствии с поставленной задачей.

4. Первичное усвоение новых знаний

Учитель знакомит с прибором невелир.

Слайд 5,6.

Рассмотреть слайд 7 и увидеть как определяется высота холма. Эту высоту называют относительной. Учитель знакомит ещё с одним понятием – абсолютная высота.

Учитель предлагает поработать с физической картой и найти точки абсолютных высот крупных форм рельефа (гор).

С помощью рисунка 25 вводятся новые понятия – горизонталь, бергштрих.

Учитель отвечает на интересующий вопрос и даёт расшифровку понятию бергшрихи.

Знакомятся с прибором – определение высоты склона – невелиром. Записывают определение в тетрадь.

Учащиеся обращаются к рисунку 24 и находят в учебнике определение относительной высоты.





Учащиеся так же работают с рисунком 24 и находят в учебнике определение абсолютной высоты. Делают вывод. Абсолютная высота измеряется от уровня моря. В нашей стране- это Балтийское море. Находят его на карте.






Используя рисунок 25, учащиеся выясняют, как изображают холм на плоскости. Находят определение понятия горизонтали и записывают в тетрадь.

Обращают внимание на короткие черточки у горизонталей. Задают вопросы учителю.

Умение работать в паре. Использовать ИКТ как инструмент для достижения своей цели. Умение выражать свои мысли. Анализировать ситуацию. Сравнивать и делать выводы.

Умение работать в соответствии с поставленной задачей. Участвовать в совместной деятельности.

5. Первичная проверка понимания

Учитель просит рассмотреть предложенные рисунки холмов и оврагов и ответить на вопросы. С помощью чего измеряют высоту неровностей поверхности? Какую высоту можем измерить мы, находясь на экскурсии?

Какую высоту называют абсолютной?

Ребята отвечают на поставленные вопросы. Называют понятия – невелир, относительная высота, абсолютная, бергштрих.

Умение работать в парах. Точно и полно выражать свои мысли. Правильно задавать вопросы.

Слушать и понимать речь других.

Работать в соответствии с поставленной задачей. Участвовать в совместной деятельности.

6. Первичное закрепление

Учитель просит открыть топографические планы в атласах и найти горизонтали, показывающие изображение холмов и обрывов, а так же определить их относительную высоту, крутизну склонов.

Ребята рассматривают топографические планы. Находят горизонтали.

Отмечают, что они изображаются коричневым цветом.

Находят холмы и обрывы, используя понятие бергштрих.

Схематично зарисовывают на доске холм и обрыв. Объясняют их отличие (если черточки бергштриха наружу – это холм; если вовнутрь – это яма).

Учатся читать карты по горизонталям, бергштрихам.

Излагать своё мнение, доказывать свою правоту. Работать в соответствии с поставленной задачей.


7. Домашнее задание

Изучить параграф 10. Выполнить задание 3,4.




8. Итог урока

Что нового вы узнали? Пригодятся ли вам эти знания? Где бы вы смогли применить в своей жизни?

Высказываются ответы с применением новых понятий.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, излагать своё мнение.

Оценивать свою работу на уроке.

9. Рефлексия

Предлагается посмотреть слайд 12.


Отвечают на вопросы:

Это я знаю.

Это я могу.

Использование новых знаний для достижения целей.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.



Просмотр содержимого презентации
«Земная-поверхность-на-плане-и-карте»

Земная поверхность на плане и карте

Земная поверхность на плане и карте

План изучения темы:

План изучения темы:

  • Относительная высота
  • Абсолютная высота
  • Горизонтали
  • Бергштрихи
ГОРЫ

ГОРЫ

РАВНИНЫ

РАВНИНЫ

Измерение высоты холма ОТВЕС НИВЕЛИР 1 м

Измерение высоты холма

ОТВЕС

НИВЕЛИР

1 м

С к л о н С к л о н Вершина холма Подошва холма

С к л о н

С к л о н

Вершина холма

Подошва холма

Относительные и абсолютные высоты холма 150 м Уровень океана 0 м

Относительные и абсолютные высоты холма

150 м

Уровень океана

0 м

Относительная высота – это превышение по вертикали одной точки на земной поверхности над другой.  Абсолютная высота – это  превышение точки земной поверхности над уровнем моря(океана).

Относительная высота – это превышение по вертикали одной точки на земной поверхности над другой. Абсолютная высота – это превышение точки земной поверхности над уровнем моря(океана).

Холм Горизонтали (изогипсы)

Холм

Горизонтали (изогипсы)

Изогипсы впадины

Изогипсы впадины

Горизонтали – это линии на плане(карте), соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой. Бергштрихи – короткие черточки у горизонталей, свободным концом показывают направление по склону (вверх , вниз).

Горизонтали – это линии на плане(карте), соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой.

Бергштрихи – короткие черточки у горизонталей, свободным концом показывают направление по склону (вверх , вниз).

рефлексия

рефлексия

  • Это я знаю
  • Это я могу
  • На топографической карте в атласе найдите холм и определите его абсолютную высоту Какой его склон крутой и какой пологий ?
  • Рассмотри рисунок 23.
  • Рассчитай на какой высоте проходит последняя горизонталь перед обрывом .
Домашнее задание: Параграф 10. Выполни задания 2,3,4 на странице 37.

Домашнее задание:

Параграф 10.

Выполни задания 2,3,4 на странице 37.