Урюмская средняя общеобразовательная школа
Тетюшский район РТ
Урок внеклассного чтение
в 7 классе по повести А. С. Пушкина
«Станционный смотритель»
«История жизни
Самсона Вырина»
Районный семинар учителей русского языка и литературы
«Реализация деятельностного подхода на уроках литературы»
Учитель Волкова Е.А.
25 ноября 2005 года
Урок внеклассного чтения в 7 классе.
Тема урока: История жизни Самсона Вырина.
Цели урока:
Продолжить изучение творчества А. С. Пушкина: познакомить учеников с историей создания повести «Станционный смотритель» и с историей жизни Самсона Вырина.
Ввести понятие маленького человека в литературе.
Развитие познавательных интересов учащихся.
Привитие любви к чтению.
Наглядность к уроку:
Компьютерная презентация «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
Иллюстрации к «Повестям Белкина»,
Репродукции картин на сюжет «Возвращения блудного сына».
Ход урока
I Организационный момент.
Урок проходит в рамках Дня Чтения в РТ (26 ноября 2005 года)
II Компьютерная презентация «Болдинская осень 1830 года»
звучит музыка из песни «Колокольчик однозвучный»
Учитель: Село Большое Болдино Нижегородской области знаменито тем, что 3 раза посетил его А.С. Пушкин. Сегодня Болдино – один из крупнейших Пушкинских заповедников.
звучит музыка из песни «Колокольчик однозвучный»
Учитель: Три раза посетил Пушкин Болдино: в 1830, в 1833 и в 1834 годах.
звучит музыка из песни «Колокольчик однозвучный»
звучит песня Н. Кадышевой «Колокольчик»
звучит песня Н. Кадышевой «Колокольчик»
звучит песня Н. Кадышевой «Колокольчик»
Петрова Вера: «Осень подходит. Это моё любимое время года – здоровье моё обыкновенно крепнет – пора моих трудов настаёт», - писал Пушкин в одном из писем Плетнёву. В Болдино Пушкин мог писать столько, «сколько ему вздумается» - страстно, вдохновенно, дни и ночи напролёт. Здесь Пушкин закончил 2 последние главы «Евгения Онегина», написал поэму «Домик в Коломне», «Повести Белкина», «Историю села Горюхина», «Маленькие трагедии», «Сказке о попе и его работнике Балде», а также около 30 лирических стихотворений, которые сам Пушкин называл «мелкими», - каждое из которых истинный шедевр: «Бесы», «Румяный критик мой», «Моя родословная», «Царскосельская статуя» и другие стихотворения. Таков итог Болдинской осени 1830 года.
Учитель: «Повести Белкина» – жемчужина Болдинской осени 1830 года. Пушкин опубликовал их, как говорил, anonine, то есть ононимно, без авторства. Себе же он отвёл скромную роль издателя повестей. Однажды на вопрос одного из своих знакомых, кто такой Белкин, Пушкин ответил: «Кто бы он ни был, а писать повести надо вот так: просто, коротко и ясно».
Выступление подготовленного ученика:
Карпов Денис: В статье к повестям «От издателя» читаем: «Иван Петрович Белкин родился от честных и благородных родителей в 1798 году в селе Горюхине… В 1815 году вступил он в службу в пехотный егерский полк, в коем и находился до самого 1823 года. Смерть его родителей, почти в одно время приключившаяся, понудила его подать в отставку и приехать в село Горюхино, свою отчину…Иван Петрович осенью 1828 года занемог простудною лихорадкою, обратившеюся в горячку, и умер… Он скончался на 30-м году от рождения и похоронен в церкви села Горюхина близ покойных его родителей»
Здесь же находим его портрет: «Иван Петрович был росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой; лицом был бел и худощав»
Для чего, как вы думаете, Пушкин придумал образ Белкина, который, якобы, является автором «Повестей Белкина»?
Этот приём придал повестям, сюжет которых внешне не связан между собой, цельность и впечатление полной достоверности.
Учитель: В письме Плетнёву от 9 декабря 1830 года Пушкин писал: «…Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржёт и бьётся и которые напечатаем также анонимно. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает…». Пушкин хотел скрыть своё авторство ещё и потому, что «Повести Белкина» – это его первый опыт в области бытовой прозы.
звучит отрывок из 5 симфонии Бетховена
Куркова Алёна: «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и несправедливость? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подъячим или по крайней мере Муромским разбойникам? Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, будем судить о них гораздо снисходительнее.»
Учитель: Так начинается повесть «Станционный смотритель», 4 повесть из «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», которой и посвящён наш сегодняшний урок внеклассного чтения.
III История жизни Самсона Вырина.
Учитель: Во времена Пушкина передвижение осуществлялось на лошадях. Существовали станции, на которых путешественникам меняли уставших лошадей. Служащий, который отвечал за эту работу, и назывался станционный смотритель. Смотрители станции имели чин коллежского регистратора, то есть самый низший гражданский чин. Станционным смотрителем служил и главный герой повести Пушкина.
«Сущий мученик 14 класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда».
Повесть «Станционный смотритель» имеет эпиграф: «Коллежский регистратор, почтовой станции диктатор». Как вы понимаете значение слова «диктатор»?
«Диктатор» — 1) правитель, пользующийся неограниченной властью
2) тот, кто ведёт себя по отношению к другим властно и нетерпимо.
Токовый словарь русского языка и литературы Ожегова и Шведовой.
Нет, не соответствует. Вырин – слабый и робкий человек, он не может за себя постоять, на него кричат и иногда «готовы прибить» проезжающие люди. Пушкин часто использует слово «бедный», говоря о нем.
«Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный сюртук с тремя медалями на полинялых лентах».
Самсон Вырин производит впечатление бодрого, счастливого человека. Почему?
Потому что у него была дочь-красавица, которой он гордился, которую любил, дочь – смысл его жизни.
Горшки с бальзамином, кровать с пёстрой занавеской, на стенах картинки с изображающие историю блудного сына.
Как вы думаете, почему эти картинки особенно запомнились рассказчику?
………
Девочка лет 14... красота поразила меня… разумная, проворная… маленькая кокетка… большие голубые глаза… Отвечала без робости, как девушка, видавшая свет…
Учитель: Из этого описания становится ясно, что не уживётся в бедном отцовском доме эта бойкая красавица, узнавшая от разговоров с проезжающими о существовании другой, более интересной жизни.
Прошло 3 – 4 года с момента первой встречи путешественника с Выриным. Как изменился главный герой за это время?
Вырин постарел: «... я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как 3 или 4 года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».
Проезжий гусар Минский увез в Петербург любимую дочь Вырина, красавицу Дуню.
Проезжий в черкесской шапке, в военной шинели, окутанный шалью… молодой, стройный гусар с чёрными усиками.
Учитель: «…расположился у смотрителя, начал весело разговаривать с ним и дочерью. Подали ужинать. Между тем лошади прибыли, и смотритель приказал, чтобы тотчас, не кормя, запрягали их в кибитку проезжего; но, возвратясь, нашёл он молодого человека почти без памяти лежащего на лавке: ему сделалось дурно, голова разболелась, невозможно было ехать….»
Какие детали выдают, что Минский был здоров, что он всего-навсего притворялся?
Хороший аппетит, «оба (гусар и лекарь) ели с большим аппетитом, выпили бутылку вина и расстались очень довольные друг другом»
Гусар заплатил лекарю 25 рублей за визит.
Но вот гусар «выздоровел» и собрался ехать дальше. Почему Вырин отпустил Дуню прокатиться с Минским?
Не мог предположить, что офицер за добро ответит злом.
Не снёс несчастья, заболел сильной горячкою. Выздоровев, взял отпуск на 2 месяца и пешком отправился в Петербург за «своей заблудшей овечкой».
Минский – богач и аристократ, а Вырин — «маленький чин, бедный смотритель почтовой станции». У него нет прав и связей. Он беззащитен.
Учитель: В повести «Станционный смотритель» впервые в русской литературе появляется «маленький человек», жертва несправедливых социальных порядков.
Козлова Зина: Основной темой «Станционного смотрителя» является описание жизни «маленького человека» Самсона Вырина. Он беспомощен, забит, унижен, страдает.
Гусар Минский увёз дочь смотрителя – Дуню, смысл его жизни. Вырин понимает, что Минский и его дочь принадлежат к разным социальным слоям. Вырин уверен, что дочка его будет несчастлива, что гусар рано или поздно бросит Дуню. Таков неумолимый закон несправедливого общества.
Мне кажется, что Дуня счастлива в повести. Но за своё счастье она заплатила слишком высокую цену: она навсегда потеряла отца. Теперь она – Евдокия Самсоновна – часть высшего света, теперь отец ей не ровня. В мире Минских нет места бедному смотрителю. И смотритель, и его дочь прекрасно это понимают.
Смотритель знает своё место и униженно разговаривает с похитителем своей дочки.
Минский - гусар, аристократ, он ведёт себя точно так, как и другие люди его круга. Но тем не менее, он чувствует вину перед Выриным. «Виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово» - говорит он Вырину …… и суёт ему в руки пяти- и десятирублёвые ассигнации.
Осознав бессмысленность попытки вернуть дочь, Вырин возвращается домой, спивается и умирает.
Вслед за Пушкиным тема «маленького человека» будет подхвачена Достоевским, Чеховым, Толстым.
Учитель: Минский при встрече с Выриным в Петербурге обещал, что никогда не бросит Дуню – теперь уже Евдокию Самсоновну. И как это не странно, слово совё он сдержал и в конце-концов женился на Дуне. Но в мире Минских это случайность, которая объясняется необыкновенной красотой Дуни. Но Вырин не верит в счастье дочери и говорит: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою. Что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы…»
Специально приехал к смотрителю. А смотритель спился и умер.
Мальчишка, проводивший автора на могилку смотрите ля, рассказывает о барыне, плакавшей на могиле Вырина. Как вы думаете, кто эта барыня? Дуня.
Почему ясно, что эта прекрасная барыня — Дуня?
Она говорит: «Я сама дорогу знаю».
А как вы думаете, счастлива ли Дуня?
Прямого ответа нет. Наверное, да. Хотя она не может не думать о бедном отце.
Учитель: Мы узнаем, что у нее трое детей. Она богата: шестерка лошадей, моська. Наверное, счастлива.
Вернёмся к картинкам, которые рассматривал рассказчик, в первый раз появившись на станции. О какой истории рассказывали эти картинки?
О блудном сыне из одноимённой притчи, известной по евангельским сказаниям.
Вспомним, о чём рассказывается в притче о блудном сыне.
См. учебник 6 класса.
Как вы думаете, случайно ли сюжет притчи о блудном сыне показан в повести?
Учитель: Счастье Дуни противопоставлено несчастью ее отца. Притча о блудном сыне введена в повесть, чтобы ярче выделить разницу в судьбах героев. Не несчастная «блудная» Дуня вернулась на станцию, а вернулся домой несчастный Вырин, странствующий пешком.
Оба оставляют отчий дом против воли отца.
Судьба девушки оказывается более счастливой, чем судьба героя притчи; она богатой возвращается в родные места.
Кто оказался счастливее: блудный сын, успевший
вернуться к своему отцу, или Дуня, нарядная, разбогатевшая?
Сын, потому что он был прощен отцом, а Дуня — нет.
Рисунок Зины
Учитель: Очень важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им не одни неприятности, а хоть немного счастья. Подумайте об этом.
Небольшая пауза
Ребята, а как вы думаете, почему вопреки мрачным предчувствиям Вырина, Минский женился на Дуне?
……….
Учитель: Может быть, потому, что Пушкин, когда писал «Повести Белкина», был счастлив, поэтому и его герои счастливы. Все «Повести Белкина, кроме «Гробовщика», имеют счастливый конец.
IV Итог урока. Компьютерная презентация «Болдинская осень 1830 года» Завершение презентации
Учитель: А. С. Пушкин много ездил по России. Около 35 тысяч вёрст – таков общий путь, проделанный Пушкиным по дорогам России. Сотни почтовых станций довелось ему посетить, со многими смотрителями встречаться. Может быть, на одной из почтовых станций и зародилась в голове писателя идея написать повесть о жизни станционного смотрителя…
звучит музыка из романса «Вот мчится тройка почтовая»
Бехтина Алина Особую известность в кольце пушкинских мест Гатчинского района Ленинградской области получило село Выра. Старая легенда прочно связывает существовавшую здесь в прошлом веке почтовую стацию с именем А.С. Пушкина и героями его повести «станционный смотритель».
В январе 1972 года в Выре открыт народный музей «Дом станционного смотрителя» - музей литературного героя и дорожного быта первой половины 19 века.
«Дом станционного смотрителя» - первый в нашей стране музей литературного героя.
Основная экспозиция музея развернута в помещении почтовой станции. В музее воссозданы комната для приезжих, комната Дуни, кузница, шорная. Один из разделов музея посвящён второй половине 19 века.
В музее воспроизведено скромное убранство бывшей почтовой станции, показаны материалы о путешествиях Пушкина по России и работа над повестью «Станционный смотритель» - рукописи поэта, первое издание повести и многочисленные иллюстрации к ней.
Ишелева Кристина: Жители Выры уверены, что именно в Выре разыгрались события, описанные Пушкиным в повести «Станционный смотритель», что здесь жил незадачливый смотритель, отсюда гусар-обольститель умчал в Петербург красавицу Дуню, что на печальном местном кладбище покоится её отец.
Фамилия смотрителя – Вырин – утверждают жители Выры – образована от названия их села. Не менее 13 раз был Пушкин на Выринской почтовой станции.
Учитель: 15 сентября 2005 года в селе Львовка Большеболдинского района Нижегородской области открыт музей литературных героев «В мире повестей Белкина». Музей разместился в доме, где некогда жил старший сын поэта Александр Александрович Пушкин.
Открытие музея приурочено 175-летию со дня первого посещения поэтом своего родового поместья. Усадьба во Львовке – любимое место прогулок Пушкина.
По замыслу авторов, музей должен показать внутренний мир героев пушкинских произведений через предметы первой четверти 19 века.
Домашнее задание: (после изучения повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)
Прочитать повесть Бориса Горбатова «Непокорённые»
Приготовить краткие биографические данные о писателе.
Характеристика героев повести
2