Тема урока: « ЗАБОТА О ПОТОМСТВЕ»
9класс.
Цель урока: Изучить многообразие форм заботы о потомстве, раскрыть значение заботы о потомстве у различных живых организмов в эволюционном процессе.
Задачи:
Образовательная: показать многообразие форм заботы о потомстве, выявить эволюционное значение заботы о потомстве.
Развивающаяся: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, делать выводы, анализировать , давать оценку.
Воспитательная: половое воспитание..
Тип урока: комбинированный.
Метод проведения: работа с программированной картой. Слайд
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
2.Проверка знаний учащихся.
Метод: фронтальный опрос.
Вопросы:
-Приведите примеры приспособленности организмов к условиям существования на основании собственных наблюдений?
-Почему у некоторых животных яркая, демаскирующая окраска, а у других, наоборот покровительственная?
-В чём сущность мимикрии?
-Распространяется ли действие естественного отбора на поведение животных? Приведите примеры.
-Каковы биологические механизмы возникновения приспособленности (скрывающей и предупреждающей) окраски у животных?
Дополнительные вопросы.
- Приведите примеры животных с различными приспособительными адаптациями, обитающих на территории Татарстана?
3. Изучение нового материала.
Большое значение для выживания вида имеют приспособления, обеспечивающие защиту потомства.
-Что такое забота о потомстве?
(Учащиеся предлагают свои варианты этого определения)
Далее учащимся предлагается работа по программированной карте.
Программированная карта. Слайд 3
Внимательно прочитайте текст на стр.45-49.Ответьте на вопросы:
А. О чем идёт речь в тексте?
Б. Что вы узнали про заботу о потомстве у животных?
2.Изучите структурно-логическую схему данного текста.
Забота о потомстве - это….
А.Пассивная -… Б. Активная -… В. Превентивная-…
Примеры: Примеры: Примеры:
3.Прочитайте первый абзац текста. Дайте своё определение «заботы о потомстве»,
Внесите его в структурно-логическую схему.
Забота о потомстве - действия животных, обеспечивающие лучшие условия выживания и развития потомства. Слайд 4
Ответьте на вопросы. Слайд 5
-О каких формах заботы о потомстве здесь идёт речь?
Занесите указанные примеры в соответствующие части структурно-логической схемы.
4.Прчитайте второй, третий и четвёртый абзацы текста. Занесите указанные примеры в структурно-логическую схему.
Ответьте на вопросы:
Как объяснить высокую плодовитость беспозвоночных и низших позвоночных животных? Зачем нужны такие затраты биологического материала, если выживают единицы из всего потомства?
Дайте определения указанным формам заботы о потомстве. Слайд 6
Пассивная забота о потомстве выражается в том, что родительские особи носят своё потомство в себе (на себе).
Активная забота о потомстве - подразумевает постройку убежища и заготовка корма , обогрев, обучение и.т.д.
Превентивная забота о потомстве ограничивается созданием убежища и заготовки корма. Так, например некоторые осы откладывают яйца на различных насекомых служащих личинками этих ос пищей. Слайд 7.8.9.10.
5.Прочитайте текст статьи до конца. Занесите указанные примеры в структурно-логическую схему. Сравните между собой различные формы заботы о потомстве. Слайд 11
Ответьте на вопросы:
А., Какая из изученных вами форм заботы о потомстве обеспечивает лучшие условия выживания и развития потомства?
Б. Расположите изученные формы заботы о потомстве в порядке их развития в ходе эволюции?
В., Почему сохранились различные формы заботы о потомстве, если не все они максимально эффективны?
6. Заполните схему до конца.
Проверочный тест. Слайд 12
Блок вопросов:
1.Забота о потомстве это….
2.Активная забота о потомстве - это…
3. Превентивная забота о потомстве – это…
4. Пассивная забота о потомстве – это…
5.Эволюционный смысл заботы о потомстве состоит…
Блок ответов: Слайд 13
Взрослые особи носят своё потомство на себе или в своём теле.
Повышает выживаемость потомства и делает излишней чрезмерную плодовитость.
Действия животных обеспечивающие лучшие условия выживания и развития потомства.
Взрослые особи устраивают убежище, кормят, обогревают, обучают и.т.д.
Забота о потомстве ограничивается созданием убежища и заготовкой корма.
Ответы: 1-3, 2-4, 3-5, 4-1, 5-2.
Подведение итогов занятия.
Оценить степень реализации поставленных на занятии целей.
Оценить работу учеников во время занятий.
4.Закрепление изученного материала.
Формулировка вывода.
5.Сообщенеи домашнего задания. Слайд 14
Стр. 45- 49 читать. Вопросы устно.