СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "забота о потомстве." Биология 9 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучить многообразие форм заботы о потомстве, раскрыть значение заботы о потомстве у различных живых организмов в эволюционном  процессе.

Просмотр содержимого документа
«Урок "забота о потомстве." Биология 9 класс.»




Тема урока: « ЗАБОТА О ПОТОМСТВЕ»


9класс.


Цель урока: Изучить многообразие форм заботы о потомстве, раскрыть значение заботы о потомстве у различных живых организмов в эволюционном процессе.

Задачи:

Образовательная: показать многообразие форм заботы о потомстве, выявить эволюционное значение заботы о потомстве.


Развивающаяся: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, делать выводы, анализировать , давать оценку.


Воспитательная: половое воспитание..


Тип урока: комбинированный.


Метод проведения: работа с программированной картой. Слайд


ХОД УРОКА

1.Организационный момент.


2.Проверка знаний учащихся.


Метод: фронтальный опрос.


Вопросы:


-Приведите примеры приспособленности организмов к условиям существования на основании собственных наблюдений?


-Почему у некоторых животных яркая, демаскирующая окраска, а у других, наоборот покровительственная?


-В чём сущность мимикрии?


-Распространяется ли действие естественного отбора на поведение животных? Приведите примеры.


-Каковы биологические механизмы возникновения приспособленности (скрывающей и предупреждающей) окраски у животных?


Дополнительные вопросы.


- Приведите примеры животных с различными приспособительными адаптациями, обитающих на территории Татарстана?


3. Изучение нового материала.

Большое значение для выживания вида имеют приспособления, обеспечивающие защиту потомства.


-Что такое забота о потомстве?

(Учащиеся предлагают свои варианты этого определения)

Далее учащимся предлагается работа по программированной карте.


Программированная карта. Слайд 3


  1. Внимательно прочитайте текст на стр.45-49.Ответьте на вопросы:

А. О чем идёт речь в тексте?

Б. Что вы узнали про заботу о потомстве у животных?


2.Изучите структурно-логическую схему данного текста.


Забота о потомстве - это….

А.Пассивная -… Б. Активная -… В. Превентивная-…

Примеры: Примеры: Примеры:


3.Прочитайте первый абзац текста. Дайте своё определение «заботы о потомстве»,

Внесите его в структурно-логическую схему.


Забота о потомстве - действия животных, обеспечивающие лучшие условия выживания и развития потомства. Слайд 4


Ответьте на вопросы. Слайд 5


-О каких формах заботы о потомстве здесь идёт речь?

Занесите указанные примеры в соответствующие части структурно-логической схемы.

4.Прчитайте второй, третий и четвёртый абзацы текста. Занесите указанные примеры в структурно-логическую схему.


Ответьте на вопросы:

Как объяснить высокую плодовитость беспозвоночных и низших позвоночных животных? Зачем нужны такие затраты биологического материала, если выживают единицы из всего потомства?


Дайте определения указанным формам заботы о потомстве. Слайд 6


Пассивная забота о потомстве выражается в том, что родительские особи носят своё потомство в себе (на себе).


Активная забота о потомстве - подразумевает постройку убежища и заготовка корма , обогрев, обучение и.т.д.


Превентивная забота о потомстве ограничивается созданием убежища и заготовки корма. Так, например некоторые осы откладывают яйца на различных насекомых служащих личинками этих ос пищей. Слайд 7.8.9.10.


5.Прочитайте текст статьи до конца. Занесите указанные примеры в структурно-логическую схему. Сравните между собой различные формы заботы о потомстве. Слайд 11




Ответьте на вопросы:

А., Какая из изученных вами форм заботы о потомстве обеспечивает лучшие условия выживания и развития потомства?


Б. Расположите изученные формы заботы о потомстве в порядке их развития в ходе эволюции?


В., Почему сохранились различные формы заботы о потомстве, если не все они максимально эффективны?


6. Заполните схему до конца.


Проверочный тест. Слайд 12


Блок вопросов:

1.Забота о потомстве это….

2.Активная забота о потомстве - это…

3. Превентивная забота о потомстве – это…

4. Пассивная забота о потомстве – это…

5.Эволюционный смысл заботы о потомстве состоит…


Блок ответов: Слайд 13


  1. Взрослые особи носят своё потомство на себе или в своём теле.

  2. Повышает выживаемость потомства и делает излишней чрезмерную плодовитость.

  3. Действия животных обеспечивающие лучшие условия выживания и развития потомства.

  4. Взрослые особи устраивают убежище, кормят, обогревают, обучают и.т.д.

  5. Забота о потомстве ограничивается созданием убежища и заготовкой корма.


Ответы: 1-3, 2-4, 3-5, 4-1, 5-2.



Подведение итогов занятия.


  1. Оценить степень реализации поставленных на занятии целей.

  2. Оценить работу учеников во время занятий.


4.Закрепление изученного материала.


Формулировка вывода.


5.Сообщенеи домашнего задания. Слайд 14


Стр. 45- 49 читать. Вопросы устно.