Изучение нового материала. Вводная беседа | История Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Макушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Волжские крестьяне - и те, что жили на "горах" - на высоком правом берегу, и те, что в "лесах", - издавна занимались разными ремёслами. Волга исстари была главной торговой рекой России, она соединяет северные и южные районы страны. Постепенно рукоделие, ремесло становилось основным занятием крестьян многих сел, они уже не занимались хлебопашеством, а работали с утра до вечера в мастерских - токарнях, красильных, ложкарных. Волжане промышляли, то есть делали вещи на продажу, крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду, которые легко можно было сбыть на базарах и ярмарках. Они были многолюдные и богатые, привозили товары по реке купцы со всех концов Русской земли, приезжали иноземные гости. Таким и было самое крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома». В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области, где крестьяне в одних сёлах посуду вытачивали на токарных станках, а в других – расписывали. Поначалу крестьяне сами продавали свои изделия, но это отнимало драгоценное время, поэтому вскоре скупать их стали скупщики: не расписанные, "белые" изделия они перепродавали красильщикам, готовые предметы свозили на склады, а затем - на продажу в торговые сёла и городки. В Хохломе были красильни, склады и торговые ряды, в которых продавали привезенный на подводах в красивых плетёных из луба коробах-плетюхах "хохломской товар". Нарядные золотистые миски, ложки, поставцы, бурлацкие чаши и братины - шаровидные сосуды с широко раскрытым венчиком-горлышком». Легенда о возникновении хохломы Еще совсем недавно в сёлах Нижегородской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски. Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей. Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с "Хохломой". И известен этот промысел сейчас не только в России, но и во всем мире. О Хохломе сочиняют стихи. Вот послушайте. Учитель: Хохломская роспись, Алых ягод россыпь, Отголоски лета В зелени травы. Рощи, перелески, Шелковые всплески, Солнечно-медовой Золотой листвы. У красы точеной Сарафан парчовый, По волнам узоров Яхонты горят. Что за чародеи Хохлому одели В этот несказанный Праздничный наряд? (П. Синявский) Хохломская роспись выполняется на деревянной посуде сделанной из липы. Деревянную посуду натирали серебристым порошком. Смахивали последние пылинки и по блестящей поверхности делали роспись. Узор покрывали олифой и ставили в печь – так появлялся золотой цвет. Для изделий Хохломы характерное сочетание красного и черного цвета с золотистым. Главным мотивом хохломской росписи является – травка. Травка – это узор из тонких стеблей, цветов и ягод. Кроме растительных узоров, мастера любят изображать рыб, птиц и особенно – петухов. Ими украшают посуду, панно, детскую мебель. В хохломской росписи используют такие цвета как: золотой, красный, черный. (слайд 2) А сейчас давайте познакомимся с этапами хохломской росписи. Этапы хохломской росписи: В хохломе существуют различные приемы росписи. Иногда можно увидеть золотые листья на черном или красном фоне. Этот прием называется «под фон». А красный и черный рисунок на золотом фоне – «верховая» роспись (слайд 4). (слайд 5- 7) Золотая хохлома – это огненные краски узоров, которые складываются из разнообразных завитков трав, цветов и ягод и восхищают нас своей неповторимой торжественной краской, богатством фантазии. Хохлома всегда роскошна, наполнена каким-то радостным светом, по-праздничному красочна (слайд 8 – 13) Учащиеся смотрят видеоролик о хохломской росписи. (слайд 14 – 15) |