1 | Организационный момент 2 минуты | Проверка подготовленности учащихся к работе. Организация внимания обучающихся | Регулятивныеконтроль за состоянием рабочего места. Личностные: Настрой на работу, уважение к окружающим | Здравствуйте, ребята! Начинаем урок. У вас всё готово к уроку и я желаю вам чтобы вы были старательными, активными и внимательными. | Стоя приветствуют учителя. | Внутренняя и внешняя готовность | Словесное поощрение учителя |
2 | Целеполага-ние, Планирование 5 минут | Подведение учащихся к теме урока (Приём подводящего вопроса). Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | Личностные: мобилизация внимания. проявление интереса к поставленной проблеме. Коммуникативные: Определение цели деятельности, умение с достаточной точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Коммуникативные Умение: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью; работать в паре. Регулятивные: умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью. Предметные Знание: понятия «межотраслевой комплекс»; термина «факторы размещения»; умение описывать и обобщать результаты образовательного и жизненного опыта, связанного с содержанием темы. | 1.В какие крупные группы можно объединить отрасли промышленности? 2.Что такое межотраслевой комплекс? 3. Какие межотраслевые комплексы вы знаете? 4. Какие факторы могут повлиять на размещение отраслей? Ситуативное задание Для осознанного восприятия новой темы необходимо использовать жизненный опыт обучающихся. Как назовём тему урока? Предлагает обучающимся составить план (вопросы), над которым будем работать на уроке. | Отвечают: отрасли добывающей и обрабатывающей промышленности Межотраслевой комплекс – это группа взаимосвязанных отраслей производящих однородную продукцию. ТЭК, Металлургический Сырьевой, топливный, трудовой, транспортный и др. (Предполагаемые ответы). Формулируют тему урока, подходят к выводу, что им необходимо узнать. Составляют план урока. | Осознание значимости новых знаний. | Словесная Оценка учителя работы учащихся. |
3 | Изучение нового материала 20 минут | Создать условия для усвоения учащимися особенностей состава машиностроительного комплекса России, содержания понятий «наукоемкость», «метало-и трудоемкость», «специализация», «кооперирование», «транспортный фактор» | Личностные: эмоционально-ценностное отношение к значению машиностроения своей страны, многообразию в нем предприятий и отраслей. Регулятивные: организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; вести самостоятельный поиск, отбор, анализ информации из статистических источников, графических схем, осуществлять ее преобразование, сохранение, передачу; Коммуникативные: умения организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально, в паре и группе; умение осознанно использовать речевые и графические средства для представления результата. Предметные: знание содержания поняий и терминов, связанных с составом и факторами размещения машиностроительного комплекса России, источников информации о количественных характеристиках комплекса; умения выявлять взаимосвязи машиностроения и других отраслей и комплексов на примере связи машиностроения с транспортным комплексом, определять значение машиностроительного комплекса | Учитель обращает внимание учащихся на план изучения нового материала и сообщает о способах его реализации, формулирует вместе с учащимися проблему урока, которую следует разрешить. Учитель организует усвоение понятия «машиностроительный комплекс». Проблема: Каков состав машиностроительного комплекса России? Электронный ресурс: Далее учитель организует усвоение учащимися содержания понятия «специализация», «кооперирование». Учащиеся знакомятся с понятиями и фиксируют их в схему. Объясните взаимосвязи процессов специализации и кооперирования. Учитель организует усвоение понятий «наукоемкость», «метало-и трудоемкость», «специализация», «кооперирование», «транспортный фактор» - Какова роль различных факторов в размещении отдельных отраслей МСК? Задание Заполните таблицу используя полученные знания используя данные обозначения ( *решающий фактор; +сильное влияние; -слабое) Задание 1. (репродуктивный уровень) Докажите, что предприятия МСК связаны с другими межотраслевыми комплексами. Укажите, какой продукцией они обмениваются. Машиностроение больше использует продукцию других отраслей и секторов хозяйства или само в первую очередь поставляет им свою продукцию? | Рисунок 1 – состав комплекса Учащиеся работают с электронным ресурсом Учащиеся фиксируют ответ в тетради. Составление схемы «специализация» и «кооперирование» Учащиеся объясняют взаимосвязь. Ученики заполняют таблицу. Один из группы фиксирует ответ на доске, сверяем полученные результаты. Самопроверка. Запись ответа в виде схемы. «Межотраслевые связи». Самооценка в листах оценивания | | Учитель дополняет ответ. При необходимости помогает учитель. Словесное поощрение учителя |
4 | Закрепление полученных знаний | Установить степень усвоения темы «Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий». | Регулятивные: умения выполнять задание в соответствии с целью, оценивать достигнутые результаты. Коммуникативные умение выполнять учебные задания в паре. Предметные знание понятий и терминов по изученной теме; знание (понимание) значения машиностроительного комплекса России; | Выполните Тест | Выполняют тест | Закрепляют полученные знания | Отметки за урок |