Условия применения в образовательном процессе технологий по развитию речи
Стихийное речевое развитие очень редко приводит к тому, что дети достигают самого высокого уровня развития речи, поэтому целенаправленность работы представляет особую важность в рассматриваемом аспекте. В рамках применения современных технологий важно развивать все стороны речи детей (речевая активность, произношение, построение речи, словарь, выразительность, грамматический строй, навыки речевого поведения). Выделяются самые разные средства развития речи, среди которых общение детей и взрослых, культурная языковая среда, художественная русская литература, искусство и т.д.1 Для решения задач развития речи необходимо использовать следующие направления:
Создание развивающей речевой среды для ребенка:
обеспечение возможности ежедневного получения новой информации об окружающей действительности;
рассказывание детям разных интересных историй об определенных событиях и фактах;
обучение детей общению со сверстниками, а также с взрослыми людьми.
Формирование словаря:
ознакомление ребенка с расширяющимся кругом предметов на разных этапах освоения предметного мира;
обогащение словаря детей путем расширения знаний и представлений об окружающей действительности;
ознакомление с социальной действительностью, природой;
введение в словарь новых русских слов, обозначающих свойства, качества, отношения (сравнения, синонимы, антонимы и др.);
формирование обобщений, понятий;
работа над смысловой стороной слов и т.д.
Воспитание звуковой культуры речи:
использование различных словесных игр и упражнений с целью развития звукопроизношения, слухового восприятия;
предупреждение, исправление ошибок звукопроизношения;
развитие фонетического слуха;
работа над произносительной стороной речи, темпом, ритмом, речевым дыханием, силой голоса, дикцией;
использование разнообразного дидактического материала (игры, скороговорки, пословицы, загадки и т.д.);
работа по воспитанию звуковой культуры речи.
Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для обучения в школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие2.
Работа над грамматическим строем речи:
использование упражнений, дидактических игр в работе по формированию грамматически правильной русской речи;
использование общения с целью преодоления сложностей в освоении детьми грамматических норм русского языка;
обучение синтаксису;
обучение изменению слов по падежам согласованию в роде и числе;
упражнения в правильности понимания и употребления глаголов пространственного значения;
знакомство с многозначными словами и др.
Работа над связной речью:
развитие контекстной и ситуативной речи;
развитие диалогической речи с использованием разговоров, бесед, вопросов и ответов;
развитие монологической речи;
обучение детей рассказыванию по картинке, по серии сюжетных картинок и т.д.
Приобщение детей к литературному творчеству:
чтение и рассказывание произведений русской литературы;
беседы с детьми по литературным произведениям;
ознакомление детей с поэзией, книжной иллюстрацией;
организация ролевых игр на разные литературные темы.
Обучение грамоте:
упражнения по составлению предложений;
упражнения по делению слов на слоги, по составлению слов.
Систематическая работа по развитию речи позволяет обеспечить:
владение правилами и литературными нормами русского языка;
свободное использование грамматики и лексики при выражении собственных мыслей, составлении высказываний;
высокий уровень культуры общения;
умения осуществления контактов со сверстниками и взрослыми людьми;
знания речевого этикета, умения использования его норм;
владение грамотой3.
Важнейшее условие развития речи в школе при применении современных технологий – это речь учителей. Можно выделить целый ряд требований к речи учителей, среди которых:
грамотность и стилистическая выдержанность. Педагоги должны внимательно контролировать собственную речь, учитывать речевые ошибки, исправлять их, используя самоконтроль собственной речи;
по тону и форме речь должна быть культурной и вежливой;
содержание, а также структура речи должны соответствовать развитию и интересам детей, учитывать особенности их возраста;
важно следить за ясностью, простотой, точностью речи, уметь регулировать ее темп;
существенным моментом является регулирование силы голоса.;
речь учителей должна быть эмоциональной, желательно образной. В ней должен отражаться интерес к ребенку и т.д.
Интонационная выразительность речи педагога является важным фактором воздействия на ребенка. Интонации способствуют более точному и глубокому пониманию ребенком того, что ему говорят. Кроме того, дети получают возможность почувствовать отношение педагога к определенному событию, предмету, поступку. Осмыслению того, о чем говорит взрослый человек, способствуют паузы, логические ударения, сила голоса и т.д.4
Таким образом, школа обладает огромными возможностями для развития речи ребенка. Знание этих возможностей позволяет обеспечить эффективность речевого развития, которое является основой успешной социализации ребенка в будущем.
1 Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся. – М.: Просвещение, 2005. – 256с.
2 Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3 частях. Часть 1. Устная связная речь. Лексика. – М.: Владос, 2012. – 184c.
3 Львов М.Р. Тенденции развития речи учащихся. – М.: Просвещение, 2002. – 82с.
4 Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М.: «Академия», 2000. – 192с.