СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Условия жизни организмов. Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока: природоведение 5 класс.

Тема: «Условия жизни организмов. Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания».

Цель урока: Познакомить учащихся со средами обитания живых организмов. Задачи: 1.Дать понятие «среда обитания». 2.Изучить основные особенности четырех сред жизни. 3.Выявить основные приспособления живых организмов к средам обитания.  4.Познакомить с факторами среды. 5.Дать понятие «экология» 6.Продолжить воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды и бережного отношения ко всему живому. Средства обучения:  компьютерная презентация, экран, проектор.

Ход урока: слайд 1

1.Оганизационный Момент. 2.Проверка знаний учащихся  - Работа у доски.

слайд 2 - Свойства организмов: старение, размножение, питание, дыхание, рост, смерть 3. Изучение нового материала.

слайд 3

Запишем тему урока. «Условия жизни организмов. Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания» Проблемный вопрос: какая из сред обитания самая разнообразная по свойствам, а какая самая постоянная?

слайд 4

Давайте вспомним - что такое биосфера? 1.Что такое среда обитания. Каждый организм обитает в определенных условиях. Давайте рассмотрим рисунок учебника на странице 135. Ответьте на вопросы: - кто изображен на рисунке? - что окружает пятнистого оленя (тела живой и неживой природы) слайд 5

Среда обитания – все, что окружает живой организм. (Записываем определение в тетради). Где могут жить живые организмы? В настоящее время различают 4 основные среды обитания живых организмов:

Слайд 6 1).Водная. 2) Наземно-воздушная. 3) Почва. 4) Тело другого живого организма.   слайд 7 Первая среда -  водная.

Вода - самое необычное вещество на Земле. Благодаря ней существует жизнь на Земле. Потеря человеком 12 процентов воды ведет к его смерти. - Какие особенности данной среды обитания? - Какие живые организмы населяют данную среду обитания? - Какие приспособления есть у организмов к данной среде обитания? (О водной среде). Вода благоволила литься! Она блистала, столь чиста, Что ни напиться, ни умыться, И это было неспроста. Ей не хватало ивы, тала И горечи цветущих лоз. Ей водорослей не хватало И рыбы жирной от стрекоз. Ей не хватало быть волнистой, Ей не хватало течь везде Ей не хватало жизни – Чистой, дистиллированной воде! слайд 8

Следующая станция наземно-воздушная. Здесь живем мы с вами, это наш дом. Наземно-воздушная среда самая разнообразная по свойствам. Например, температура может изменяться от +50 до -60 градусов. - Какие особенности данной среды обитания? - Какие живые организмы населяют данную среду обитания? - Какие приспособления есть у организмов к данной среде обитания? (О наземно-воздушной среде). Бежит тропинка через луг, Ныряет влево, вправо. Куда ни глянь цветы вокруг Да по колено травы. Зеленый луг, как чудный сад, Пахуч и свеж в часы рассвета. Красивых, радужных цветов Разбросаны букеты. слайд  9

Третья станция – почва. Это одна их интереснейших сред обитания. Почва самая густонаселенная среда.  - Какие особенности данной среды обитания? - Какие живые организмы населяют данную среду обитания? - Какие приспособления есть у организмов к данной среде обитания? 

 слайд  10

Последняя самая фантастическая среда обитания – это тело другого живого организма. В этой среде живут организмы-паразиты. Это самая постоянная среда. - Какие особенности данной среды обитания? - Какие живые организмы населяют данную среду обитания? - Какие приспособления есть у организмов к данной среде обитания?  В конце презентации сказочный герой читает стихотворение будущему поколению. «Все имеется у нас На потом и на сейчас: Реки, горы и леса, Голубые небеса, Океаны, пальмы, снег И Земля – одна на всех. Все она отдать нам рада, Только нам ЛЮДЬМИ быть надо. И останется тогда Все для всех и навсегда» слайд  11

2.Факторы среды обитания. Живые организмы вступают с телами живой и неживой природы в различные взаимоотношения. Давайте рассмотрим рисунок учебника 82 на странице 136. С чем и кем вступает заяц в отношения? - передвигается по земле - пьет воду из ручья - укрывается в тени деревьев - питается растениями - потребляет кислород, выделяет углекислый газ - уплотняет почву при движении - способствует распространению плодов и семян - выделяет остатки пищи, которые превращаются в перегной Как называются все условия, которые влияют на другой организм? Читаем по учебнику (стр. 137) и записываем определение в словарики.  Факторы среды обитания – условия среды обитания организма, с которыми он находится во взаимоотношениях. На доске чертим схему «Факторы среды» и записываем ее. (Смотрим компьютерную презентацию). слайд  12

Факторы среды обитания: - факторы неживой природы: свет, вода, воздух, температура, горные породы

- факторы живой природы: растения, животные, грибы, бактерии

слайд  13

3.Что такое экология? Существует целая наука, которая занимается изучением взаимоотношений между живыми организмами и средой обитания.

слайд  14

Эта наука называется экология. слайд  15

Экология – наука о связях живых организмов между собой и средой обитания. (Записываем определение в словарики). Дословный перевод экология – это наука о доме. Мы все живем в одном общем доме – в биосфере. Но люди часто ведут себя неправильно: отравляя почву, воздух, воду отходами производства, вырубают леса, уничтожают растения и животные. Экология учит людей, как вести себя в этом большом доме, чтобы сохранить ее для будущих поколений. слайд  16 4.Закрепление материала.  

  1. Назовите среду обитания карася.
  2. Какие факторы неживой природы на него воздействуют?
  3. Какие факторы живой природы на него воздействуют?
  4. Что такое – «биосфера»?
  5. Что такое – «окружающая среда»?
  6. Какие 4 основных среды обитания Вы знаете?
  7. Что такое – «экологические факторы»?
  8. Какие экологические факторы Вы знаете?

4.Домашнее задание.

§ 33, творческое – написать интересные сведения о любой среде обитания (загадки, пословицы, поговорки, интересные факты и другое).