Конспект урока: природоведение 5 класс.
Тема: «Условия жизни организмов. Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания».
Цель урока: Познакомить учащихся со средами обитания живых организмов.
Задачи:
1.Дать понятие «среда обитания».
2.Изучить основные особенности четырех сред жизни.
3.Выявить основные приспособления живых организмов к средам обитания.
4.Познакомить с факторами среды.
5.Дать понятие «экология»
6.Продолжить воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды и бережного отношения ко всему живому.
Средства обучения: компьютерная презентация, экран, проектор.
Ход урока:
слайд 1
1.Оганизационный Момент.
2.Проверка знаний учащихся
- Работа у доски.
слайд 2
- Свойства организмов: старение, размножение, питание, дыхание, рост, смерть
3. Изучение нового материала.
слайд 3
Запишем тему урока. «Условия жизни организмов. Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания»
Проблемный вопрос: какая из сред обитания самая разнообразная по свойствам, а какая самая постоянная?
слайд 4
Давайте вспомним - что такое биосфера?
1.Что такое среда обитания.
Каждый организм обитает в определенных условиях. Давайте рассмотрим рисунок учебника на странице 135. Ответьте на вопросы:
- кто изображен на рисунке?
- что окружает пятнистого оленя (тела живой и неживой природы)
слайд 5
Среда обитания – все, что окружает живой организм. (Записываем определение в тетради).
Где могут жить живые организмы?
В настоящее время различают 4 основные среды обитания живых организмов:
Слайд 6
1).Водная.
2) Наземно-воздушная.
3) Почва.
4) Тело другого живого организма.
слайд 7
Первая среда - водная.
Вода - самое необычное вещество на Земле. Благодаря ней существует жизнь на Земле. Потеря человеком 12 процентов воды ведет к его смерти.
- Какие особенности данной среды обитания?
- Какие живые организмы населяют данную среду обитания?
- Какие приспособления есть у организмов к данной среде обитания?
(О водной среде).
Вода благоволила литься!
Она блистала, столь чиста,
Что ни напиться, ни умыться,
И это было неспроста.
Ей не хватало ивы, тала
И горечи цветущих лоз.
Ей водорослей не хватало
И рыбы жирной от стрекоз.
Ей не хватало быть волнистой,
Ей не хватало течь везде
Ей не хватало жизни –
Чистой, дистиллированной воде!
слайд 8
Следующая станция наземно-воздушная. Здесь живем мы с вами, это наш дом. Наземно-воздушная среда самая разнообразная по свойствам. Например, температура может изменяться от +50 до -60 градусов.
- Какие особенности данной среды обитания?
- Какие живые организмы населяют данную среду обитания?
- Какие приспособления есть у организмов к данной среде обитания?
(О наземно-воздушной среде).
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь цветы вокруг
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
Разбросаны букеты.
слайд 9
Третья станция – почва. Это одна их интереснейших сред обитания. Почва самая густонаселенная среда.
- Какие особенности данной среды обитания?
- Какие живые организмы населяют данную среду обитания?
- Какие приспособления есть у организмов к данной среде обитания?
слайд 10
Последняя самая фантастическая среда обитания – это тело другого живого организма. В этой среде живут организмы-паразиты. Это самая постоянная среда.
- Какие особенности данной среды обитания?
- Какие живые организмы населяют данную среду обитания?
- Какие приспособления есть у организмов к данной среде обитания?
В конце презентации сказочный герой читает стихотворение будущему поколению.
«Все имеется у нас
На потом и на сейчас:
Реки, горы и леса,
Голубые небеса,
Океаны, пальмы, снег
И Земля – одна на всех.
Все она отдать нам рада,
Только нам ЛЮДЬМИ
быть надо.
И останется тогда
Все для всех и навсегда»
слайд 11
2.Факторы среды обитания.
Живые организмы вступают с телами живой и неживой природы в различные взаимоотношения. Давайте рассмотрим рисунок учебника 82 на странице 136. С чем и кем вступает заяц в отношения?
- передвигается по земле
- пьет воду из ручья
- укрывается в тени деревьев
- питается растениями
- потребляет кислород, выделяет углекислый газ
- уплотняет почву при движении
- способствует распространению плодов и семян
- выделяет остатки пищи, которые превращаются в перегной
Как называются все условия, которые влияют на другой организм?
Читаем по учебнику (стр. 137) и записываем определение в словарики.
Факторы среды обитания – условия среды обитания организма, с которыми он находится во взаимоотношениях.
На доске чертим схему «Факторы среды» и записываем ее. (Смотрим компьютерную презентацию).
слайд 12
Факторы среды обитания:
- факторы неживой природы: свет, вода, воздух, температура, горные породы
- факторы живой природы: растения, животные, грибы, бактерии
слайд 13
3.Что такое экология?
Существует целая наука, которая занимается изучением взаимоотношений между живыми организмами и средой обитания.
слайд 14
Эта наука называется экология.
слайд 15
Экология – наука о связях живых организмов между собой и средой обитания. (Записываем определение в словарики).
Дословный перевод экология – это наука о доме. Мы все живем в одном общем доме – в биосфере.
Но люди часто ведут себя неправильно: отравляя почву, воздух, воду отходами производства, вырубают леса, уничтожают растения и животные. Экология учит людей, как вести себя в этом большом доме, чтобы сохранить ее для будущих поколений.
слайд 16
4.Закрепление материала.
- Назовите среду обитания карася.
- Какие факторы неживой природы на него воздействуют?
- Какие факторы живой природы на него воздействуют?
- Что такое – «биосфера»?
- Что такое – «окружающая среда»?
- Какие 4 основных среды обитания Вы знаете?
- Что такое – «экологические факторы»?
- Какие экологические факторы Вы знаете?
4.Домашнее задание.
§ 33, творческое – написать интересные сведения о любой среде обитания (загадки, пословицы, поговорки, интересные факты и другое).