В рамках аттестации на первую квалификационную категорию
Представление практических достижений профессиональной деятельности
Рыжова Виктора Васильевича,
учителя технологии.
Стаж педагогической работы три года.
«Организуя учение ребенка, учитель готовит его к жизни»
К.Д. Ушинский
Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках и во внеурочной деятельности
Результат деятельности образовательного учреждения ???
Портрет выпускника???
ФГОС
Необходимость переосмысления подходов к организации взаимодействия с детьми, модернизации системы дидактических средств с учётом новых технических возможностей.
Приоритетная цель образования- формирование УУД
Умение учиться обеспечивает готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность, формирование компетентностей в любой области познания
Не система ЗУН сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной и иных сферах
П
- На сегодняшнем этапе развития нашего общества особенно ценятся:
Р
- недостаточно обучены формам самостоятельной деятельности;
- обладают узким кругозором, у них отсутствует читательский интерес;
- - не обладают навыками анализа и обобщения,
- навыками учебного сотрудничества и коммуникации;
- не умеют планировать работу индивидуально и в группе, оценивать ситуации и принимать решения .
О
-умение самостоятельно мыслить в новых неизвестных условиях;
-умения самостоятельно определять цели, план деятельности, вести исследования;
Т
-умение работать в коллективе;
И
-мыслить корпоративно, адекватно оценивать себя и других
В
О
Р
Е
Ч
И
Я
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ
систематическое включение школьника в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Проектирование оказывает обучающимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть
При проектировании приобретается опыт творчества, то есть комбинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями
целью, а становятся средством в подлинном образовании, овладевая культурой мышления.
Ведущая педагогическая идея
С большим увлечением выполняется ребёнком только та деятельность, которая выбрана им самим.
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь.
Китайская пословица
- Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей .
- А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность .
Проектный метод впервые был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком в первой четверти XX века. Килпатрик был приверженцем философских концепций Джона Дьюи
Метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы.
- Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю
- Алгоритм работы над проектом
- Проблема проекта
- Актуальность проблемы - мотивация
- Цель проекта
- Задачи проекта
- Выбор способ и методов,
планирование
-Я знаю, где и как эти знания применить
Образовательный потенциал проектной деятельности
Воспитывает :
Развивает:
- значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог);
- чувства ответственности, самодисциплины;
- способности к самоорганизации;
- желания делать свою работу качественно .
- исследовательские и творческие способности личности;
- способность к самоопределению и целеполаганию;
- умения самостоятельно конструировать свои знания;
- коммуникативные умения и навыки;
- способность ориентироваться в информационном пространстве;
- умение работать с различными типами текстов;
умение планировать свою работу и время
Формирует
- у учащихся образ цельного знания;
- повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний;
- активизирует освоение учащимися важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации)
развивает системное мышление
самостоятельно и охотно приобретает новые знания
Метод проектов
представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса
повышает уровень коммуникабельности, работая в различных группах ;
интегрирует знания из различных областей искусства
ученик
учится анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы
получает исследовательские навыки ориентироваться в потоке информации
создаёт ситуацию успеха для каждого ученика
развивает творческое воображение
оценивает ситуацию и принимает решение
выявляет лидеров и нуждающихся в поддержке учителя
дружеское сотрудничество
-координатор,
эксперт,
энтузиаст,
консультант,
руководитель
учитель
осуществляет индивидуальный подход к учащимся
инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся
легче адаптируетсв дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
изучает индивидуальные способности учащихся
творчество
- Цель проектной технологии -
создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают знания из различных источников, используют их для решения различных познавательных задач, развивают коммуникативные и исследовательские умения.
- Задачи проектной деятельности :
- формировать у обучающихся систему интеллектуальных знаний, умений и навыков, которые способствуют развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности;
- повышать самооценку обучающихся благодаря достижению поставленной цели и полученных результатов.
Этапы проектной деятельности
1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):
- высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;
- обсуждение возникших идей;
- перечисление интересующих учащихся тем проектов;
- формулирование темы проекта для класса или группы учащихся
2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся ):
- уточнение намеченной цели и задач;
- поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
- обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями,консультантами)
- интерпретация данных;
- сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся ):
- уточнение намеченной цели и задач;
- поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
- обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями,консультантами)
- интерпретация данных;
- сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
- систематизация полученных данных;
- построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).
3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
- систематизация полученных данных;
- построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).
4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):
- осмысление полученных данных и способов достижения результата;
- обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.).
Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)
- В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
- Команды не соревнуются.
- Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
- Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
- Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
- Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”.
План действий учащихся в проекте
- Выбор темы проекта (исследования).
- Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
- Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
- Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
- Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
- Получаем результаты. (Если что-то не удалось –это тоже результат).
- Анализируем результаты. (Сравниваем
полученные с данной гипотезой).
- Делаем выводы. (Планируем дальнейшую
деятельность). Даем оценку действиям в группе.
- Защищаем результат в коллективе. Получаем
общую оценку результатов.
Классификация проектов
- по доминирующей деятельности учащихся – практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые;
- По предметно- содержательной области: монопроект( в рамках одной области знания); межпредметный проект.
- по продолжительности – мини-проекты, краткосрочные, годичные;
- по количеству участников – индивидуальные , парные и групповые;
- по форме продукта – газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, спектакль, мультимедийный продукт и т.д.
- По характеру контактов – внутришкольные, региональные, международные.
Мною опробованы разные виды проектов по технологии и метапредметных:
по доминирующей деятельности учащихся
творческие (фоторепортаж,
исследовательские (научно-исследовательские работы)
практико-ориентированные
коллаж,сценарий рекламы «антирекламы»)
( учебные пособия,
инструкции, таблицы)
информационные
по предметно-содержательной деятельности
Метапредметные
Монопроекты
ЗАЩИТА ПРОЕКТА «СКВОРЕЧНИК»
Применяя метод проектов на уроках технологии , я стремлюсь повысить практическую, навыкообразующую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся.
- Приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения.
- Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом", самостоятельной работой, организацией "круглого стола", консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми.
- Главным при изучении предмета «Технология», остается практическая работа с выбранным учеником проектом , следовательно, проектная деятельность на уроках должна строиться на основе внимательного изучения темы проекта.
Результативность профессиональной педагогической деятельности
- увеличение количества школьников, вовлеченных в проектную деятельность;
- рост объема проектных работ;
- повышение качества знаний учащихся (вдумчивая работа с текстом художественного произведения, опыт работы с большим объемом информации из различных источников);
- Рост инициативности, самостоятельности, повышение уровня духовности и культуры???
- сформированность коммуникативной компетенции:
- знание о средствах, способах, закономерностях общения;
-владение средствами предупреждения и разрешения конфликтов в жизненной ситуации;
- знание психологических особенностей личности, законов и закономерностей личностного развития;
- прогнозирование и оценивание последствий развития конфликтных ситуаций в быту, обществе, школе, в общении со сверстниками;
-саморегуляция собственного поведения в рамках норм коммуникации
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности
1. Проект «Мультиурок» (http://multiurok.ru/victorryzhov/files/)
2. Педагогический совет школы.
3. ШМО, ГМО.
Литература
1. Сергеев И.С. Как организовывать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
2. Полякова Т. Н. Метод проектов в школе. — М.,2011. С.4–77
3. Соколова Ю. А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка / Ю. А. Соколова // Русский язык в школе. — 2008. — № 3. С. 3–10. 4. Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М. А. Ступницкая; художник А. А. Селиванов. — Ярославль: Академия развития, 2008.
с. 7- 197.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.,2011. 6. Симоненко Д. Т. Проектная деятельность на технологии // Молодой ученый. — 2015. — №2.1. — С. 28-30.
7. Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного проекта. – М., 2000.