15
Методическая разработка для тренеров-преподавателей
работающих с группами начальной подготовки
первого года обучения
«Методика ведения мяча в баскетболе»
Баскетбол является спортивной игрой пользующейся большой популярностью. Популярность баскетбола и широкое его применение в системе физического воспитания обуславливаются прежде всего экономической доступностью игры, высокой эмоциональностью, большим зрелищным эффектом, комплексным воздействием на организм занимающихся и воспитание молодежи.
наиболее характерные особенности баскетбола:
1. Естественность движений.
В основе баскетбола лежат естественные движения – бег, прыжки и метание (броски, передачи). Им легко обучать детей, подростков и взрослых. Поэтому баскетбол входит в программу воспитания и обучения детей начиная с детских садов, а игры с мячами – с двухлетнего возраста.
2. Коллективность действий.
Эта особенность имеет важное значение для воспитания дружбы и товариществ, привычки подчинять свои действия интересам коллектива. Девиз игры – «Один за всех, все за одного!».
3. Соревновательный характер.
Стремление превзойти соперника в быстроте действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Эти особенности способствуют воспитанию настойчивости, решительности, целеустремленности.
4. Комплексный и разносторонний характер воздействия игры на функции организма и проявление двигательных качеств.
Разнообразное чередование движений и действий, часто изменяющихся по интенсивности и продолжительности, оказывает общее комплексное воздействие на организм занимающихся. Занятия баскетболом способствуют развитию основных физических качеств. Формированию различных двигательных навыков и укреплению внутренних органов.
5. Непрерывность и внезапность изменения условий игры.
Игровая обстановка меняется очень быстро и создает новые игровые ситуации. Эти условия приучают игроков постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в любой ситуации. Непрерывное наблюдение за процессом игры помогает развитие способностей к широкому распределению и концентрации внимания, к пространственной и временной ориентации.
6. Высокая эмоциональность.Соревновательный характер игры, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывает у спортсменов проявление разнообразных чувств и переживаний, влияющих на их деятельность. Высокий эмоциональный уровень способствует поддерживанию постоянной активности и интереса к игре. Эти особенности баскетбола создают благоприятные условия для воспитания у занимающихся, умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями.
7. Самостоятельность действий.
Каждый ученик на протяжении встречи, учитывая изменяющуюся игровую обстановку, не только самостоятельно определяет, какие действия ему необходимо выполнять, но и решает, когда и каким способом ему действовать. Это важно для воспитание у занимающихся творческой инициативы.
8. Этичность игры.
Правила игры предусматривают этичность поведения спортсменов по отношению к противникам и судьям. Персональные и технические наказания служат средством для регуляции взаимоотношений между участниками соревнований.
Но без знания методики занятий обучения отдельным упражнениям невозможно добиться высоких результатов и поставленных задач на данном этапе обучения. Неправильное выполнение упражнений приводит к травмам, к потере лишней энергии, неправильному формированию двигательного навыка и т.д.,
При работе с детьми первого года обучения основной задачей является - научить ребенка правильно вести мяч, используя метод от простого к сложному.
СПОСОБЫ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Помимо последовательности прохождения этапов обучения и воспитания в методике занятий физкультурными упражнениями важное значение имеют способы обучения и упражнениям.
Способы обучения - это пути и методы, при помощи которых преподаватель передает студентам знания, формирует у них соответствующие двигательные навыки и специальные физические качества. Способы обучения упражнениям основаны на использовании слова, чувственного восприятия, взаимоконтакта преподавателя с обучаемым в процессе учебно-воспитательной деятельности. В практике обучения и воспитания имеют место различные словесные, наглядные и практические методы, которые применяются в взаимосвязи на всех этапах обучения. Хотя их можно использовать дифференцировано на определенных этапах. Выбор того или иного способа будет зависить от содержания учебного материала, от задач обучения, практической подготовленности руководителя и его методического мастерства.
Словестные способы основаны на использовании слова как средства воздействия на занимающихся и включает объяснение, рассказ, беседу, подачу команд, указаний, замечание. Наглядные способы обучения - это показ, демонстрация видеофильмов, кинограмм, фотографий, плакатов, схем, которые создают у занимающихся образные представления об изучаемых упражнениях. Их показ должен быть четким, образцовым, иначе он отрицательно воздействует на психику обучаемого, ведет к неправильному выполнению приемов и действий. Он важен на первоначальном этапе обучения, когда объяснение не дает полного представления об упражнении. В случае необходимости применяется "зеркальный" способ показа. Одна из форм использования этого способа обучения - показные занятия.
Практические способы играют решающую роль в формировании двигательных навыков, развития и совершенствования физических и специальных качеств у занимающихся. Это, как правило, повторение упражнений целеустремленно и многократно с постепенным усложнением условий и повышением нагрузки.
Важным в обучении и такие методические приемы, как опробование, выполнение упражнений по командам преподавателя, самостоятельное выполнение упражнений, оценка и поощерение, оказание помощи и страховка, игры, эстафеты, соревнования, подготовительные упражнения. Все это применяют в тесной взаимосвязи чтобы добиться высокой эффективности от каждого учебного занятия.
Перечислив различные способы обучения физическим упражнениям, перейдем к освещению принципов, лежащих в основе методики занятий физкультурными упражнениями.
Обучение осуществляется в соответствии с основными педагогическими принципами: активности, сознательности, систематичности, наглядности, постепенности и доступности, прочности овладения знаниями.
Принцип активности означает целеустремленное участие занимающихся в учебном процессе, что достигается следующими условиями:
а) четкостью процесса обучения, живым и интересным проведением занятий, повышением внимания учащихся, заинтересованности в успешном выполнении упражнений;
б) применением состязательности и приданию обучению увлекательности, эмоционального подъема, проявлению значительных волевых усилий.
Состязательность вызывает у детейв стремление к максимальному эффективному выполнению упражнений. Однако надо учитывать, что в начальном периоде обучения состязательный метод применять не целесообразно, так как при слабой подготовленности могут возникать ошибки, которые затем будет сложно исправлять. Объективная оценка и поощерение стимулируют детей к активности уверенности в своих силах. Нельзя необоснованно снижать оценки или наоборот преувеличивать.
Самостоятельное выполнение упражнений закрепляет успех в заинтересованности обучения и воспитания детей.
Принцип сознательности означает, что занимающийся ясно понимает необходимость разучивания упражнений и сознательно относиться к их овладению.
Реализация данного принципа зависит от разъяснения занимающимся следующих условий:
а) значения физической культуры в повышении и улучшении качества учебы и физического состояния;
б) целей, задач и программы обучения, конкретные требования, необходимые для выполнения каждого упражнения;
в) сущности изучаемых упражнений и их влияние на организм, ясное понимание техники выполнения упражнений;
г) необходимости формирования навыков анализа и обобщения своих успехов и неудач.
Принцип систематичности означает последовательное и регулярное прохождение учебной программы с таким расчетом, чтобы предыдущие простые упражнения были подводящими для более сложных, с закреплением и развитием достигнутых результатов, Регулярность обучения обеспечивается использованием всех форм физической культуры.
Систематичность при разучивании упражнений достигается методически правильном распределении материала в процессе обучения. Регулярность использования всех форм физической культуры обеспечивается многократным повторением упражнений. Перерывы между занятиями и тренировками не должны превышать 2-3 дней. Иначе занятия не дадут эффекта и снизят уровень физической подготовленности студентов.
Принцип наглядности предполагает образцовый показ преподавателем изучаемых упражнений в сочетании с доходчивым и образцовым объяснением. Целестное, ясное и правильное представление у учащихся о разучиваемых приемах и действиях при их образцовом показе позволяет быстрее освоить технику выполнения упражнений.
Для этого необходимо умело использовать наглядные пособия, учебные кониграммы, видеофильмы, плакаты, схемы, макеты. Принцип постепенности и доступности означает непрерывное усложение упражнений и их возможность выполнения каждым учащимся. Надо соблюдать последовательность в переходе от легких упражнений к более сложным и трудным. Сначала разучивают их по элементам с простой обстановке, затем совершенствование в более сложных условиях.
Постепенное повышение нагрузки в процессе обучения достигается ее соответствием уровню функционального состояния организма и доступности для занимающихся. В противном случае это может привести к различным травмам. При хорошей подготовленности можно применять и повышенные нагрузки.
Принцип прочности означает закрепление сформированных двигательных навыков, сохранение выского уровня развития физических и специальных качеств в течении длительного времени. Условиями обеспечения прочности достигается многократным повторением упражнений в различных сочетаниях и разнообразной обстановке, а также систематической проверкой и оценкой достигнутых результатов.
Ведение мяча.
Ведение мяча - один из основных технических элементов баскетбола, второй, после передачи, способ перемещения мяча по площадке. Правильное, технически грамотное ведение мяча - фундамент для стабильного контроля за ним, основа индивидуального обыгрывания соперника.
Ведение различают по основным способам:
• высокое скоростное ведение (высокий отскок мяча от пола, угол сгибания ног в коленях - 135-160°).
• низкое ведение с укрыванием мяча (низкий отскок мяча от пола, угол сгибания ног в коленях - 90-120").
• комбинированное ведение.
При ведении мяч переводится с руки на руку тремя приемами:
ударом перед собой,
ударом за спиной или между ногами,
с поворотом (поворотом на 270-360° при соприкосновении с защитником).
Способ ведения выбирается в зависимости от расстояния до защитника и до кольца соперника. При некотором расстоянии от защитника, когда он не оказывает давление на владеющего мячом (обычно при позиционном нападении), дриблер относительно расслаблен, находится в прямой стойке со слегка согнутыми ногами в коленях, отскок мяча - на уровне талии. В случае активного прессинга со стороны защитника, дриблер находится в низкой баскетбольной стойке, с согнутыми коленями, отскок мяча должен быть невысоким - на уровне колен. Чтобы оторваться от защитника владеющий мячом должен изменять направление, скорость, способ перемещения, переводить мяч с одной руки на другую. При быстром прорыве, двигаясь на полной скорости, игрок ведет мяч впереди себя с отскоком выше талии.
Основная стойка при ведении мяча: ноги в коленях согнуты, таз опущен, наклон тела - чуть вперед, плечи развернуты, голова поднята. Во время ведения игрок должен быть готов в любой момент изменить направление движения, сделать остановку, передачу или бросить по кольцу. Кисть руки, ведущей мяч, регулирует силу удара, высоту отскока и направление движения мяча. При этом мяча касаются лишь кончики пальцев, игрок не должен смотреть на мяч, а только периферическим зрением контролировать его. В поле зрения дриблера одновременно должны находиться партнеры, защитники, судьи. Мяч обязательно укрывается от соперника корпусом, плечом, свободной рукой. Некоторые игроки при попытках защитника выбить мяч иногда отталкивают своей рукой руку соперника, однако этим лучше не злоупотреблять, особенно если судья стоит недалеко. Защитнику такое движение с вашей стороны, мягко говоря, будет неприятно, а судья может засчитать фол в нападении.
Нельзя заканчивать ведение и брать мяч в руки, пока вы точно не решите, кому отдадите передачу. Если вы совершите эту ошибку, то хороший защитник моментально подбежит к вам вплотную и активными движениями рук будет мешать вам отдать пас. Если вам не удастся передать мяч партнеру сразу, то весьма вероятно, что второй защитник поможет первому прессинговать вас, и тут будет почти невозможно избежать потери. Разыгрывающий не должен вести мяч к боковой линии и тем более в углы площадки, так как в этих местах он может попасть в "ловушку" из двух игроков. Пересекать половину соперника нужно ближе к центру площадки. Также нельзя вести мяч без цели или просто стоять на одном месте. Во-первых, этим вы даете защищающейся команде отдохнуть, а во-вторых, вы теряете время на атаку. Поэтому следует как можно раньше начать нападение.
Для разыгрывающего просто необходимо уметь хорошо вести мяч, однако он вовсе не обязан быть лучшим дриблером. Можно обыгрывать защитника, используя только скорость перемещения с мячом, резкую смену направления движения и такие основные приемы как перевод мяча с одной руки на другую, перевод под ногой или за спиной. Также нельзя использовать дриблинг слишком часто. Следует учитывать, что самое быстрое ведение мяча уступает в скорости передаче. Ведение мяча без определенной цели или ведение, которое не дает игроку никакого преимущества перед оппонентом, идет на пользу защищающейся команды. Однако все равно учитесь обыгрывать на ведении опекающего вас защитника и входить в трехсекундную зону для последующего броска или скидки открывшемуся игроку. Это умение всегда пригодится, например в случае, когда остальные игроки не могут открыться для получения мяча.
Упражнения по ведению мяча
Стоя на месте. Ведение вокруг корпуса.
2. Стоя на месте. Ведение вокруг и между ногами.
3. Стоя на месте. Разновысокое ведение. Несколько ударов с высотой отскока 60-80 см и сразу же переход на низкое ведение с высотой отскока 10-15 см.
4. Стоя на месте. Очень частое низкое ведение попеременно левой и правой рукой.
5. Стоя на месте. Ведение двух мячей.
6. Стоя на месте. Ведение трех-четырех мячей.
7. Сидя на скамейке. Очень низкое ведение, высота отскока не более 5-7 см от пола.
8. Сидя на скамейке. Ведение мяча под вытянутыми вперед ногами в быстром темпе.
9. Бег на носках с ведением мяча.
10. Бег на пятках с ведением мяча.
11. Бег на краях стопы (поочередно внешнем и внутреннем) с ведением мяча.
12. Бег в полуприседе с ведением мяча.
13. Передвижение в глубоком приседе с ведением мяча.
14. Спортивная ходьба с ведением мяча.
15. Гладкий бег с поворотами и ведением мяча.
16. Гладкий бег с переводами мяча с руки на руку перед собой, за спиной и между ногами.
17. Бег приставными шагами: мяч проходит между ногами на каждом шаге.
18. Бег окрестным шагом с ведением мяча.
19. Бег спиной вперед с ведением мяча.
20. Передвижение спиной вперед в глубоком приседе с поворотами на 90° с ведением мяча. Таким образом тренируется шаг.
21. Бег с выбрасыванием прямых ног вперед с ведением мяча.
22. Бег взахлест назад с ведением мяча.
23. Бег с высоким подниманием бедра. Мяч переводится с руки на руку ударом под ногой на каждом шаге.
24. Передвижение попеременными прыжками с ноги на ногу с ведением мяча.
25. Передвижение прыжками на двух ногах с ведением мяча.
26. Передвижение прыжками на одной ноге с ведением мяча.
27. Гладкий бег с ведением двух мячей с обязательными переводами за спиной и между ногами.
28. Бег в полуприседе с ведением двух мячей с разворотами и переводами мячей за спиной.
29. Ведение двух мячей вприсядку. Ноги выбрасываются поочередно вперед и в стороны.
30. Ведение одного или двух мячей, поднимаясь и спускаясь бегом по лестнице. Мяч (мячи) должен ударяться о каждую ступеньку.
31. Ведение мяча во время серийных прыжков.
32. Ведение мяча во время прыжков с разворотами на 180 и 360°. Мяч переводится между ногами или за спиной.
33. Ведение одного или двух мячей во время серии «фигурных» прыжков - «ножницы», «разножка» и поворот. Мяч переводится между ногами или за спиной,
34. Ведение мяча во время прыжков через гимнастическую скамейку: лицом, боком, спиной вперед. Сначала мяч ударяется в пол только с одной стороны скамейки. По команде тренера игрок переводит мяч через скамейку одновременно с прыжком.
35. Ведение мяча во время прыжков через скакалку. Крутящие скакалку игроки тоже ведут мячи.
36. Ведение мяча во время прыжков через скакалку в парах. Два игрока с мячами встают рядом и берут скакалку один в правую руку, другой - в левую, крутят ее и перепрыгивают синхронно. Свободными от скакалки руками они ведут мячи.
37. Ведение мяча во время прыжков в парах. Два игрока берутся за руки, стоя плечом к плечу, и совершают синхронные прыжки. Одновременно свободными руками они ведут мячи.
38. Бег на 100 м с барьерами с ведением мяча. Количество барьеров на дистанции - до 20. Высота барьеров может быть неодинаковой.
39. Бег на 40-60-100 м с ведением мяча после низкого или высокого старта.
40. Гладкий бег с ведением мяча. По сигналу тренера игроки делают разворот на 180° и рывок спиной вперед на 10-15-20 м с ведением мяча.
41. Прыжок в высоту с ведением мяча. Игрок выполняет разбег с ведением мяча, перед прыжком берет мяч в руки и прыгает через планку.
42. Прыжок в длину с ведением мяча. Игрок выполняет разбег с ведением мяча, перед отталкиванием ловит мяч и прыгает в длину.
43. То же, что и упр. 42, при выполнении тройного прыжка.
44. Ведение мяча во время запрыгивания и спрыгивания с препятствия высотой 60-70 см.
45. Гладкий бег с ведением мяча. По сигналу тренера - остановка, по новому сигналу - рывок на 6-10-20 м.
46. Гладкий бег в основной баскетбольной стойке с ведением двух мячей. Ведение мячей синхронное, а затем попеременное.
47. Ведение двух мячей во время передвижения в основной баскетбольной стойке: три шага вперед-влево, три-шагавперед-вправо.
48. То же, что и упр. 47, но передвижение спиной вперед.
49. Гладкий бег с ведением двух мячей. По сигналу тренера игроки совершают рывок на 6-10 м, прижимают мячи к полу, поднимают их ударом тыльной стороны кистей и продолжают ведение.
50. Ведение мяча на большой скорости. По сигналу тренера - остановка, игроки берут мяч в руки, выполняют кувырок вперед и продолжают ведение.
51. Эстафета с ведением мяча на стадионе. Каждый этап - 50 или 100 м. Передачи мяча партнеру - только из рук в руки.
52. Ведение мяча только переводами его за спиной через всю площадку по диагонали.
53. То же, что и упр. 52, но перевод мяча - только между ногами.
54. Рывки в парах на 10-20-30 м с ведением мяча. Можно выполнять на стадионе в группах по 3-4-5 чел. Ведение мяча на скорость со сменой направления бега по сигналу тренера.
55. Эстафета с ведением двух мячей в группах. Можно проводить на стадионе. Бег гладкий или с барьерами. Этапы - по 50-100 м.
56. Эстафета на скорость ведения мяча в зале. Этап - длина площадки. Передачи мяча партнеру - только из рук в руки.
57. Эстафета с ведением двух мячей и сменой мячей на каждой линии штрафного броска и на центральной линии.
58. Катание мяча по полу во время бега лицом или спиной вперед.
59. Ведение мяча стоя на коленях, сидя на полу, лежа - поочередно левой и правой рукой.
60. Непрерывное ведение мяча с одновременным исполнением команд тренера: «Сесть!», «Лечь!», «Встать!». Исходное положение - стоя,
61. Ведение мяча о стену или о щит в прыжке.
62. Обводка неподвижных препятствий (стульев) на время. Способ обводки: переводом за спиной, животом, сменой ритма по команде тренера .
63. Челночный бег с ведением мяча на время. В каждой точке разворота остановка фиксируется прыжком на обе ноги .
64. То же, что и упр. 63. При этом игрок все время находится лицом к противоположной лицевой линии, т.е. все возвращения осуществляются бегом спиной вперед.
65. Ведение мяча с активным сопротивлением. Игрок с мячом преодолевает сопротивление двух защитников. Нужно провести мяч через всю площадку и бросить по кольцу.
66. Ведение мяча на ограниченном пространстве. Вся команда с мячами собирается внутри трехсекундной зоны. По сигналу тренера игроки начинают ведение мяча, одновременно стараясь выбить мяч у ближних соперников. Те, кто потерял мяч, выбывают из игры. Выигрывают трое оставшихся с мячами.
67. «Пятнашки» в парах с ведением мяча. Пары играют по всему полю, мяч разрешается водить только «слабой» рукой.
68. «Чехарда» с ведением мяча. Участвует вся команда.
69. Ведение с выбиванием мяча сзади, в парах. Ведущий начинает движение от лицевой линии к противоположному кольцу. Его партнер забирает у него мяч сзади и- продолжает движение в том же направлении. Через несколько шагов первый игрок вновь забирает мяч сзади .
70. Ведение мяча с сопротивлением, 1х1 по всей длине площадки, мяч только у нападающего.
71. То же, что и упр. 70, но вводится второй мяч, т.е. оба игрока ведут мячи.
72. Игра 2х2 с ведением мяча. Передача разрешена только из рук в руки.
73. Игра 1х1 на половине поля с проходом под кольцо. Броски со средней и дальней дистанций запрещены.
74. Синхронное ведение мяча в парах, взявшись за руки. Два игрока, взявшись за руки, ведут мячи свободными руками. По сигналу тренера они меняют направление движения: вперед, назад, влево, вправо.
75. То же, что и упр. 74, но движение осуществляется прыжками на одной или двух ногах.
76. Ведение мяча с отягощением. Один игрок сидит у партнера на спине, оба ведут мячи. Выигрывает та пара, которая быстрее преодолеет расстояние от кольца до кольца и забьет оба мяча.
77. Преследование дриблера. Задача игрока, ведущего мяч, - не дать себя обогнать, укрывая мяч от защитника, вести мяч на максимальной скорости и забить его из-под кольца. Задача защитника - выбить мяч у нападающего или помешать броску по кольцу .
78. Ведение мяча с поднятой головой. По осевой линии поля через равные промежутки расставлены 5 стульев. Две команды располагаются на противоположных лицевых линиях. По команде тренера стартуют головные игроки каждой колонны. Задача - обвести все стулья и не столкнуться с соперником. Следующий игрок в колонне стартует, когда первый пересекает центральную линию поля. Выигрывает та команда, игроки которой первыми соберутся за противоположной лицевой линией.
Советы ведущему мяч.
1. Держать голову поднятой и вести мяч без зрительного контроля.
2. Не бить по мячу ладонью.
3. Изменить длину шага и направление движения.
4. Не ударять мячом о пол, если не хочешь продвинуться.
5. Контролировать мяч пальцами.
6. Снижать высоту отскока мяча при подходе к сопернику.
7. Увеличивать высоту отскока мяча для ускорения ведения.
8. Быть готовым сделать передачу или бросок по корзине.