Целеполагание (5 мин) | Учитель проводит организационный момент, совместно с детьми проводит целеполагание. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Великая Отечественная война», однако пройдет он у нас в несколько нестандартной форме. (включается слайд №2) Во-первых, как вы видите, наш урок имеет конкретную тему «Великая Отечественная война: мифы и реальность». Во-вторых, наш урок будет проводиться в виде совместных рассуждений, т.е. в форме диалога. Обратите внимание на экран. Здесь вы видите ряд высказываний мыслителей Древнего мира и Нового времени об истории. - Почему они приведены здесь? Как они могут соотноситься с темой нашего урока? Верно! История – очень точная наука, однако даже в такой точной науке периодически возникают фальсификации – сознательные искажения реальных исторических фактов. Казалось бы, чем ближе к нам историческая эпоха, тем легче ее исследовать. По меркам истории, Великая Отечественная война произошла совсем недавно, еще живы ее участники и очевидцы этой войны – и, тем не менее, с каждым годом рождается все больше мифов об этой войне. Сегодня мы попытаемся рассмотреть и развенчать хотя бы несколько подобных мифов. Какова в данном случае будет наша цель? Верно! А чтобы выполнить эту цель, вам понадобятся все имеющиеся знания по данной теме. Сейчас мы подробно рассмотрим несколько мифов совместно, а затем поработаете самостоятельно в группах. | Отвечают на вопросы, пытаются угадать тему и цели урока. Пассивная.(воспринимают информацию). Отвечают на вопросы. - данные высказывания касаются сущности истории. - рассмотреть и опровергнуть данные мифы. | | | |
Актуализация знаний, совместная работа (15 мин) | Учитель актуализирует знания учащихся путем совместного решения проблемных вопросов, налаживает диалог с учащимися, задавая дополнительные вопросы, подготавливает их к выполнению самостоятельного задания. Итак, рассмотрим миф №1 (включается слайд №3) Советский союз заключил договор о ненападении с фашистской Германией лишь с целью грядущей агрессии против восточноевропейских стран и самой Германии. Какими доводами можно опровергнуть этот миф? (могут задаваться дополнительные и наводящие вопросы: -почему война была неизбежной? и т.д.) Верно, молодцы! Действительно, можно сказать ,что заключением данного пакта руководство СССР стремилось если не решить полностью, то отодвинуть во времени все перечисленные вами проблемы. Естественно, что ни о какой агрессии при таких проблемах речь идти не может. (включается слайд №4) Рассмотрим следующий миф. (включается слайд №5) Сталин хотел напасть на Германию летом 1941 года, а Гитлер лишь опередил его. Какими доводами можно опровергнуть этот миф? Здесь вам пригодятся знания о причинах поражения РККА летом-осенью 1941 г. Верно! Мог ли СССР, имея такие проблемы в армии и промышленности, напасть на Германию? (включается слайд №6) Перейдем к следующему мифу (включается слайд №7) Многие современные западные и российские историки высказывают мнение, что без ленд-лиза Советский Союз не смог бы выиграть войну. Какими доводами можно опровергнуть этот миф? (могут задаваться дополнительные и наводящие вопросы: - кто летал на ленд-лизовской технике? И т.д.) Верно! Следовательно, авторы сего мифа явно гиперболизируют, преувеличивают реальность, и даже извращают его. Да, общая доля ленд-лиза во всем советском производстве составила чуть больше 4% - но если рассматривать этот вопрос подробнее, то по отдельным пунктам мы можем наблюдать совершенно противоположные цифры. Поэтому можно сказать, что роль ленд-лиза была не столь существенна в целом – но более чем значительна по некоторым показателям. Как видите, лучше всего про роль ленд-лиза высказался один из руководителей Советского государства, член ГКО Анастас Микоян. Более к этому мнению ничего не добавить. (включается слайд №8) | Учащиеся опровергают поставленные суждения, используя имеющиеся знания по теме, вступают в диалог с учителем. Отвечают на вопросы - СССР стремился любыми способами оттянуть неизбежную войну с Германией; - СССР стремился избежать войны на два фронта, поскольку уже был втянут в пограничный конфликт с Японией; - СССР стремился вернуть потерянные после распада Российской империи земли; - СССР любыми способами стремился отодвинуть свои западные границы. Отвечают на вопросы - армия находилась в процессе перевооружения, который должен был закончиться лишь в середине 1942 г.; - значительная часть офицеров и генералов РККА занимали свои должности менее одного года, и имели крайне низкий командный уровень при отсутствии инициативы; - значительная часть техники либо была явно устаревшей, либо требовала капитального или текущего ремонта; - из-за отодвигания западной границы СССР произошел отрыв расположенных в приграничье соединений от материальной базы; - польский поход РККА выявил большие проблемы с взаимодействием и взаимосвязью между различными родами войск. (могут высказываться иные мнения). - технически, нет. - доля ленд-лиза в военном производстве СССР составила около 4%; - товары поставлялись порционно, в зависимости от обстановки на фронтах; - многие товары существенно уступали советским по качеству; - поставленной по ленд-лизу техникой было оснащено незначительное количество подразделений; (могут высказываться иные мнения). | Высказывают собственное мнение по поставленной проблеме, защищают его. | Озвучивают свои имеющиеся знания по ранее изученным темам. | Развивают умение вести беседу на поставленную проблему |
Динамическая пауза (1 мин) | Объявление физкультминутки (2-3 упражнения), постановка логической задачи. (включается слайд №9) Самым известным образцом немецкой бронетехники, безусловно, является тяжелый танк «Тигр». При всего лишь 1354 выпущенных машинах в советских и англо-американских боевых отчетах фигурируют, как минимум, несколько тысяч подбитых и уничтоженных «Тигров». (включается слайд №10) Верно, отдельные ТТХ данной машины заставляли союзников нести порой огромные потери – отсюда и так называемая «тигробоязнь», выражавшаяся в том, что за «Тигр» принимали любую отдаленно похожую на него машину. | Выполнение упражнений, решение логической задачи. Решают задачу, высказывают предположения, соотносят с предлагаемым ответом. | Развивают сенсомоторики и логики | Углубляют свои имеющиеся знания по ранее изученным темам. | Развитие операций анализа. |
Самостоятельная работа с самопроверкой (14 мин) | Организуется и ресурсно обеспечивается выполнение заданий в группах. Сейчас вы разделитесь на три группы. Каждая группа получит по карточке с заданием. Вам дается 5 минут на подготовку, а затем каждая группа представляет свои выводы. Итак, задание группы 1. Согласно воспоминаниям немецких генералов, битва за Москву была выиграна Красной Армией преимущественно, из-за сильных морозов, нанесших огромный урон личному составу вермахта. Более того, в ряде подобных источников утверждается, что Москва была бы взята, если не наступившие морозы. (включается слайд №11) Какими доводами можно опровергнуть этот миф? Верно, все правильно! Как видите, данное высказывание служит лишь оправданием просчетов и ошибок немецкого командования. (включается слайд №12) Задание группы 2: В последнее время многими либерально настроенными историками высказывается попытка оправдать переход генерала Власова на сторону немцев политическими, либо моральными мотивами – что «он боролся не с Россией, а с большевизмом», что «у него не было выбора» и т.д. (включается слайд №13) Какими доводами можно опровергнуть этот миф? Верно! Более по данной теме сказать нечего. (включается слайд №14) Задание группы 3: Очень часто в советской историографии утверждается, что после битвы за Москву у Красной армии не было крупных поражений. Так ли это? (включается слайд №15) Какими доводами можно подтвердить, или опровергнуть этот миф? Верно! Вы ответили правильно! (включается слайд №16) Итак, как вы заметили, мы рассмотрели ряд мифов, касающихся, прежде всего, начального периода войны, поскольку этот период наименее изучен по целому ряду причин. Однако есть один миф, связанный с Великой Отечественной войной в целом. Он звучит так «Восточный фронт был второстепенным театром военных действий, и больший вклад в победу над Германией принадлежит Англии и США». Верно! Главное – помнить об этом. | Работа по инструктивным карточкам-заданиям; обсуждают в группе, делают выводы - погодный фактор всегда влияет на обе стороны конфликта; - сильные, ниже -10ºС морозы установились лишь в первых числах декабря – когда началось контрнаступление советских войск под Москвой; - немецкие генералы умалчивают о полководческих талантах советских военачальников; - также они умалчивают о ошибках и недочетах при подготовке к войне (была рассчитана на 3-4 месяца); - поражение немецких войск под Москвой явилось следствием провала тактики блицкрига, не рассчитанной на просторы Восточно-Европейской равнины. (могут высказываться иные мнения). - так называемое «большевистское» правительство олицетворяло именно руководство России в тот исторический период; - что бы ни заявлялось самим Власовым и его современными почитателями, бойцы РОА прославились, прежде всего, не боевыми действиями на фронте, а карательными операциями в немецком тылу, направленными против мирного населения; - ничто не может оправдать предательство своей Родины и своего народа. (могут высказываться иные мнения). - Это не совсем точно, поскольку в период с начала 1942 и до начала 1943 гг, Красная Армия испытала целый ряд значительных поражений: - Харьковская операция, операция «Марс»,Керченский десант, разрыв линии фронте на юге России летом 1942 г., и т.д. - большая часть этих поражений была обусловлена наступившей после поражения немцем под Москвой эйфорией, либо тактическими просчетами, либо недооценкой советским командованием возможностей противника. (могут высказываться иные мнения). - это по определению неправильно, поскольку все документы свидетельствуют о том, что большая часть сил сосредотачивалась немцами именно на Восточном фронте, а также поскольку около 80% безвозвратных военных потерь приходится именно на советско-германский фронт. - Восточный фронт был наиболее продолжительным, главным театром военных действий. | готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции, умение аргументировать свою точку зрения). | поиск и выделение необходимой информации | |
Подведение итогов, рефлексия (5 мин) | Учитель подводит итоги урока, подводит учащихся к рефлексии, благодарит за урок. Итак, сегодня на уроке мы попытались рассмотреть ряд мифов о Великой Отечественной войне. Как вы думаете, с чем связано существование подобных мифов? Верно! Чем подобные мифы опасны? Верно! Как вы знаете, в 1945 году страны-победительницы договорились не только о судьбе послевоенной Германии – союзники договорились о будущем устройстве мира, а также установили целый ряд противовесов и сдерживающих факторов, создали ООН – и все для того, чтобы не допустить повторения этой страшной трагедии. И как вы выясните позже из курса истории, договоренности эти оказались настолько крепкими, что соблюдаются до сих пор; что благодаря им Холодная война не стала «горячей». Верно! В заключение хотел бы призвать вас не верить на слово никаким подобным мифам, а всегда подвергать их строгому разбору. Ведь человек, отказывающийся от своего собственного мнения – потенциальный кандидат для порабощения. Спасибо за урок! | Учащиеся делают выводы по уроку Подобные мифы создаются для принижения роли СССР во Второй Мировой войне, для подрывания престижа и СССР и современной России. Подобные мифы опасны тем, что вносят разлад в сложившийся миропорядок. - соответственно, любая фальсификация событий и Великой Отечественной, и Второй Мировой войн на самом деле угрожает именно этим договоренностям, и миропорядку. | Развивают умение работать в группе, умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения. | Обобщают и систематизируют усвоенные знания | Повторяют и закрепляют основные понятия и термины. |