СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великая сила слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для внеурочной деятельности по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Великая сила слова»



Тема: «ВЕЛИКАЯ СИЛА СЛОВА»


Тип урока: урок открытия новых знаний, совершенствование уже имеющихся знаний.


Цель: воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты. Побуждение интереса к образованию слов, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. Осознанное понимание того, что устная и письменная речь является показателем грамотности.


Задачи:

- создать условия для получения учащимися новых знаний;

- развивать устную и письменную речь;

- развивать познавательную активность путем создания проблемных ситуаций;

- воспитывать любовь и интерес к русскому языку, желание учиться, делать открытия, самостоятельно добывать знания.


Регулятивные УУД: постановка задач на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что предстоит изучить, способность к волевому усилию и преодолению препятствий.


Познавательные УУД: поиск информации, умение извлекать нужную информацию, соотносить ее с уже имеющимися знаниями. Умение логически мыслить.


Коммуникативные УУД: умение организованно осуществлять сотрудничество со сверстниками и учителями, строить речевые высказывания.


Личностные УУД: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.



Ход урока:

1.Организационный момент.

- Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

- Что значит «впрок»? (ответы детей)

- Значит, не зря и вы получите новые знания.

2. Постановка цели и задач урока.

Есть такое выражение «Кто ищет трудность – находит мудрость»

- Как вы понимаете это выражение? (ответы детей)

-Человек, преодолевая трудности, становится взрослее, более закаленным или мудрым.

- Нужно бояться трудности? (Ответы детей)

- Цель сегодняшнего урока – стать мудрее, опираясь на знания и опыт наших предков. Я вам предлагаю окунуться в мир прошлого.







3. Актуализация знаний.

(Слайд 1) Посмотрите, что это? (учитель показывает старославянскую азбуку) (ответы детей)

- Это старославянская азбука. Она является прародительницей современного русского алфавита. Эта азбука положена в основу русского алфавита. Вспомните, сколько букв сейчас в алфавите? (ответы детей)

В старославянской азбуке было 43 буквы, из них 19 гласных.

- Кто знает названия этих букв? (ответы детей)

4. Усвоение новых знаний

- Раньше каждая буква имела свое имя, название. Давайте узнаем название значение некоторых букв.

А-аз – начало всего, т.е. бог, живущий и сотворивший все на земле. (Дети записывают на доске)

Б-буки – буквы, письмена

В-веди – ведать, знать

Г-глаголь – передача мудрости

Д-добро – добрые, хорошие дела

- Какие пословицы вы знаете о добре?

Доброе слово всегда к месту.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

И собака доброе слово помнит.

Доброе слово лучше шубы греет.

Без доброго слова и летом холодно.

При солнышке тепло, а при матери добро.

- Молодцы, ребята! Сколько много пословиц о добре вы знаете!

Давайте продолжим знакомство со старославянскими буквами, их названиями и значениями.

Е -есть – форма жизни, бытия.(если ты ешь, значит ты есть)

Ж -живот - жизнь. (не жалея живота своего, значит жизни)

- Какие вы знаете старинные названия частей тела?

(Слайд 2) Глаза – очи, губы – уста, щеки – ланиты, лоб – чело.

Слово «человек» появилось от сочетания 2 слов «чело» и «век». Раньше людей считали по лбам. «Век» -это 100 лет, которые человек может прожить. Вот и получается слово «человек».

Пальцы – персты (слово «перстень» образовалось от устаревшего слова «перст» ) т.д.

­- Вернемся опять к изучению старославянских букв.

З -земля.

Л-люди –лю-любимые, ди – дети (бога)

М-мысль, мыслить, постигать мудрость разумом.

Р-рцы, речь

С -слово или произнесенная мысль вслух.

Т – твердо, твердость, утверждение и др.

Наши предки в каждую букву вкладывал смысл.

Ученые, изучая старославянскую азбуку, пришли к выводу, что буквы имели некую тайнопись. Они составляли сложную систему, как целостную структуру. Через старославянские буквы предки пытались донести до нас, потомков, особый смысл. Если соединить буквы, то получались фразы назидательного характера.

(Слайд 3) Веди + Глаголь – ведай учение. Рцы+Слово+Твердо–укрепляй слово истинное. То есть человек, стремящийся к истине, добру, любви должен получить духовное равновесие. Это бесценное творение, призывающее к самосовершенствованию , мудрости, учению, любви, обходя темные стороны зла.

(Слайд 4) Примерный перевод старославянской азбуки

В современном переводе это звучит так:

Вариант первый:

Я знаю буквы: письмо это достояние. Трудитесь усердно,
земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание!
Несите слово убеждённо: знание – дар Божий!
Дерзайте, вникайте, чтобы Сущего свет постичь!

5. ФИЗМИНУТКА





(Стук в дверь. Заходит человек и передает свиток для ребят.)

(Слайд 5)

- Что это? (свиток) Кому он предназначен? Давайте развернем его и прочитаем.

- О каком доме говорится? (о школе)

6. Наблюдение за образованием новых слов

Школа – это название пришло к нам из Древней Греции. «Схолэ» - означает ведение умных, поучительных бесед в свободное время от работы, обычно с философами, мыслителями, т.е.мудрыми людьми. И со временем у этих мудрецов появлялись постоянные ученики и, таким образом, получился образовательный процесс.

- Давайте теперь рассмотрим, как образовалось слово «книга», которая имеет теперь непосредственное отношение к учебе.

Книга – обозначает сложенный несколько раз лист. Посмотрите как происходил процесс изменения : СКЛАГА – КЛАГА – КЛИГА – КНИГА.

Давайте теперь узнаем путь образования других слов. Ведь слово живет тогда, когда открываешь его тайну.

ЛЮДИ – лю- любмиые, ди- дети (бога) (Слайд 5)

ЛЮБОВЬ – лю – люди, бо-бог, вь – ведать. И получилось – люд бога ведают, значит знают.

СЧАСТЬЕ – совместное участие в деле и получить свою часть от этого дела (с частью).

СПАСИБО – спаси бог.

- Давайте вспомним пословицы.

Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.

Спасибо не кормит, а греет.

Спасибо здешнему дому, но идти нужно к другому.

БЛАГОДАРЮ – благо, значит, добро дарю.

ИЗВИНИТЕ – снимите с меня вину.

ОБАЯНИЕ – от слова «баить», значит говорить, сказывать.

- А теперь вспомните, какое дерево является неофициальным символом России? (береза)

- Подумайте, как образовалось это слово?

БЕРЕЗА – бе – белая, ре – резать, за – за соком.

ЛИПА – липкий (сок)

КАЛИНА – каленые, красные ягоды

РЯБИНА – рябь, много ягод, рябит в глазах.

ТОПОЛЬ – то по ле тело.

Теперь вы знаете, что иногда в каждом слоге заключается смысл слова.

7. Работа над значением слова «красный»

- Давайте вспомним сколько значений у слова «красный»!

Красный – означало «красивый», т.е.синоним красоты. Все самое лучшее называли красным. Красна девица – красивая девушка.

Красная площадь – большая, главная.

Красное житье – хорошее житье.

Красная цена – высокая цена.

Красное слово – умное, меткое слово.

Красная строка – с отступом.

Красный зверь – зверь с ценным мехом.

Красный угол в избе - место, где стоят иконы.

- Какие пословицы вы знаете, где используется слово «красный»?

Красна изба не углами, а пирогами.

Не всякий умен, кто красно наряжен.

Полюби меня в черне, а в красне всяк полюбит.

Язык – важнейший признак народа, государства. Сам язык это есть информация о прошлом народа, о его восприятии мира, о его душе. Можно сказать, что язык и есть душа народа.

Вот попробуйте переведите первые строки из стихотворения А.Плещеева «Травка зеленеет, солнышко блестит…» на английский язык, и получится перевод – трава зеленая, солнце светит.

(Слайд 6)

У нас есть литературный язык, выработанный тысячелетиями. Мы имеем самый большой лексический фонд: около 1 млн. слов активного словаря. Русский язык — один из самых богатых в мире и недостатком слов не отличается.

Но в наш язык врываются через рекламу, обертки новые иностранные слова.

Мы часто впускаем в нашу речь иностранные словечки, которые мгновенно закрепляются в лексиконе.

8. Работа с иностранными словами

Представляю вам список слов, которые пришли к нам за последние 15 лет.


Бутик – дорогой модный магазин.

Дисконт – скидка.

Гламур – то, что модно.

Офис– контора.

Паркинг – парковка.

Блокбастер – очень популярный фильм.

Тинейджер – подросток.

Флешмоб – заранее спланированная акция, где большая группа людей выполняет действия.

Кутюрье– модельер.

Шоппинг - посещение магазина.

Мониторинг – отслеживание

Креативный – необычный

Дискуссия – обсуждение

Ресепшн – приемная

Эксклюзив – в единственном экземпляре.

Экстрим – развлечение для получения острых ощущений.


9. Подведение итогов. Вывод.

Конечно, я не призываю вас отказаться от употребления заимствованных слов. Но если мы  будем использовать русские синонимы, наша речь будет не хуже, а даже благозвучнее.

Язык – важнейший признак народа. Сам язык и есть информация о народе, о его прошлом, его восприятии мира, о его душе. Ведь бессмертие народа в его языке. (Слайд 7)


10. Рефлексия:

Ребята, продолжите одну из фраз:

Было интересно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Расскажу дома, что …




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!