СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды и формы контроля процесса обучения профессионального образования

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды и формы контроля процесса обучения обучающихся проф. образования.

Просмотр содержимого документа
«Виды и формы контроля процесса обучения профессионального образования»

Виды и формы контроля процесса обучения обучающихся профессионального образования


Для определения уровня качества образования по каждой дисциплине или модулю создаются фонды оценочных средств. Они обеспечивают контроль качества и управление процессом формирования компетенций обучающихся.

Анализ литературы показывает, что стандартно выделяют предварительный, текущий (промежуточный), рубежный (тематический), итоговый контроль.

Предварительный контроль осуществляется преподавателем до начала изучения дисциплины, как правило на первом учебном занятии. Таким образом, он выясняет, что обучающим уже известно по данному разделу, какие их знания могут быть использованы преподавателем как фундамент, будут ли новые знания включены в систему уже имеющихся знаний, дополнят ли они эту систему или приведут к перестройке имеющихся и т. д.

Текущий контроль осуществляется преподавателем в ходе повседневной учебной работы и проводится в пределах обычных организационных форм занятий. Текущий контроль успеваемости позволяет определить качество, глубину, объем усвоения знаний и умений в рамках усвоения отдельной темы.

Рубежный (тематический) контроль. Цель контроля определить степень усвоения обучающимися каждого раздела в целом.

Итоговый контроль проводится в конце изучения дисциплины или модуля. Цель итогового контроля – выявить и оценить знания, умения и навыки обучающихся по результатам изучения дисциплины (модуля). Он может быть организован в ходе экзаменов, зачетов, итоговых контрольных собеседований и т.п.

К итоговому контролю и в конце обучения, могут быть отнесены также устный квалификационный экзамен, выпускные практические квалификационные работы..

Каждый из названных видов контроля может осуществляться с использованием разнообразных форм.


Формы контроля

Форма контроля

Краткая характеристика

Деловая и/или ролевая игра

Совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи

Кейс-задача

Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально

-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы

Коллоквиум

Средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как

учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися

Контрольная работа

Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу

Круглый стол,

дискуссия, полемика,

диспут, дебаты


Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорно

го вопроса, проблемы и

оценить их умение аргументировать собственную точку зрения

Портфолио

Собрание работ определенного студента, иллюстрирующее его знания, навыки в какой-либо дисциплине или нескольких дисциплинах. В каком-либо виде деятельности

Проект

Работы, планы, мероприятия, исследования и другие задачи, направленные на создание уникального социального и учебного продукта.

Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе

решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень формирования аналитических навыков, навыков практического и творческого мышления. Проект может быть индивидуальный или групповой

Рабочая тетрадь

Дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала

Разноуровневые задачи

и задания


Различают задачи и задания:

а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и

диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины;

б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно следственных связей;

в) творческого уровня, позволяющие оценивать и

диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения

Расчетно-графическая работа

Средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий по модулю или дисциплине в целом

Реферат

Продукт самостоятельной работы обучающего Это краткое изложение содержания своих трудов, рефератов в письменном виде.

Цель написания реферата – привитие обучающему навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обзорам и статьям. Для подготовки реферата обучающему предоставляется список тем, список обязательной и дополнительной литературы, требования к оформлению.

Доклад, сообщение

Продукт самостоятельной работы обучающего, представляет собой публичное выступление по результатам анализа, решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской темы

Собеседование

Средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной и направленное на выявление знаний.

Творческое задание

Форма организации контроля сформированности умений, где наряду с заданными условиями и неизвестными данными, содержится указание обучающимся для самостоятельной творческой деятельности, направленной на реализацию их личностного потенциала и получение требуемого образовательного продукта. Творческие задания могут быть когнитивными, креативными и организационно-деятельностными. Задание быть представлено как индивидуальное, так и групповое задание

Тест

Форма контроля, направленной на проверку владения терминологическим аппаратом, современными информационными технологиями и конкретными знаниями в области фундаментальных и прикладных дисциплин. Система стандартизированных заданий по дисциплине, направленных на выявление степени формирования когнитивного компонента компетенции

Тренажер

Техническое средство, позволяющее диагностировать наличие и степень выраженности умений и владения профессиональными компетенциями обучающимся

Эссе

Оценочное средство, направленное на оценку умений обучающегося самостоятельно проводить анализ проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария изучаемой дисциплины и письменно излагать суть исследуемой проблемы; умений делать собственные выводы и представлять авторскую позицию

Моделирование

Диагностика степени овладения обучающимся способностью создавать заданные ситуации, связанные с реальной профессиональной деятельностью

Письменная работа

Самостоятельная письменная работа, направленная на творческое освоение общепрофессиональных и профильных профессиональных дисциплин (модулей) и выработку соответствующих профессиональных компетенций.  

Отчет по практике

Специфическая форма письменных работ, позволяющая обучающему обобщить свои знания, умения и навыки, приобретенные за время прохождения учебных и производственных практик

Электронный практикум 

Предъявляемое задание выбирается из базы данных и закрепляется за конкретным обучающимся. В отличие от тестов, задание, которое предъявляется обучающему в рамках практикума, не требует мгновенного выполнения. Системой определяется срок, в течение которого задание должно быть сдано. Результатом выполнения задания должен быть файл, отсылаемый обучающимся в базу данных. Данный способ контроля может использоваться при организации таких видов учебной работы как письменная экзаменационная работа.

Экзамен

Форма промежуточной аттестации обучающегося, определяются учебным планом подготовки по направлению



Используемая литература:

  1. "Педагогическая теория и практика: актуальные идеи и успешный опыт в условиях модернизации российского образования" (г.Москва)

  2. Педагогика / Л. П. Крившенко, М. Е.Вайндорф-Сысоева…С.311–312


Интернет ресурсы:

  1. https://aujc.ru/metody-formy-i-vidy-kontrolya-na-uroke/

  2. https://aujc.ru/metody-formy-i-vidy-kontrolya-na-uroke/

  3. https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/osnovnye_vidy_formy_i_metody_kontrolya/