СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды речевой деятельности. Подготовка к сжатому изложению

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка направлена на подготовку к написанию сжатого изложения.

Просмотр содержимого документа
«Виды речевой деятельности. Подготовка к сжатому изложению»

ГБУ ОО ЗО «СОШ №2» г. Энергодар Виды речевой деятельности Подготовка к сжатому изложению.   Автор: Целовальник-Сечина Татьяна Анатольевна , учитель русского языка и литературы

ГБУ ОО ЗО «СОШ №2» г. Энергодар

Виды речевой деятельности Подготовка к сжатому изложению.

Автор: Целовальник-Сечина Татьяна Анатольевна , учитель русского языка и литературы

Эпиграф урока Будьте кратки; верное средство заставить слушать себя – это сказать много в немногих словах. Пьер Буаст

Эпиграф урока

Будьте кратки; верное средство заставить слушать себя – это сказать много в немногих словах.

Пьер Буаст

Виды речевой деятельности. Подготовка к сжатому изложению Цель урока:  План работы повторить приёмы сжатия текста; научить писать сжатое изложение, используя различные способы сжатия исходного текста. Работа с эпиграфом . Определение целей урока. Лингвистическая разминка. Работа над приёмами сжатия текста. Практическая работа над сжатием текста. Анализ написанного изложения. Подведение итогов работы на уроке. Домашнее задание

Виды речевой деятельности. Подготовка к сжатому изложению

Цель урока:

План работы

  • повторить приёмы сжатия текста;
  • научить писать сжатое изложение, используя различные способы сжатия исходного текста.
  • Работа с эпиграфом .
  • Определение целей урока.
  • Лингвистическая разминка.
  • Работа над приёмами сжатия текста.
  • Практическая работа над сжатием текста.
  • Анализ написанного изложения.
  • Подведение итогов работы на уроке.
  • Домашнее задание
Лингвистическая разминка Что такое изложение? Какие виды изложения вам известны? Какая цель сжатого изложения? Какая главная задача написания сжатого изложения? Что такое микротема? Какие приёмы сжатия вы знаете? Что должно остаться в тексте после его сжатия?

Лингвистическая разминка

  • Что такое изложение?
  • Какие виды изложения вам известны?
  • Какая цель сжатого изложения?
  • Какая главная задача написания сжатого изложения?
  • Что такое микротема?
  • Какие приёмы сжатия вы знаете?
  • Что должно остаться в тексте после его сжатия?
Сжатое изложение  краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности

Сжатое изложение

краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности

 Микротема     содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац

Микротема

содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац

Основные приёмы сжатия информации в тексте: ?  обобщение частной информации  исключение второстепенной  информации

Основные приёмы сжатия информации в тексте:

?

обобщение частной информации

исключение второстепенной

информации

Алгоритм сжатия текста:  первое чтение текста;  запись плана или тезисов;  второе чтение текста. Обдумать объем и степень подробности;  создание черновика. Подсчет количества слов, внесение коррективов, необходимых для нужной степени сокращения текста;  проверка черновика: отдельно речь, отдельно орфографию. Третья проверка «ершом»: от последнего к первому.

Алгоритм сжатия текста:

  • первое чтение текста;
  • запись плана или тезисов;
  • второе чтение текста. Обдумать объем и степень подробности;
  • создание черновика. Подсчет количества слов, внесение коррективов, необходимых для нужной степени сокращения текста;
  • проверка черновика: отдельно речь, отдельно орфографию. Третья проверка «ершом»: от последнего к первому.
Этапы работы с текстом:  определение темы текста;  формулировка идеи текста;  определение структуры текста;  выделение микротем текста;  моделирование сжатого изложения.  определение темы текста;  формулировка идеи текста;  определение структуры текста;  выделение микротем текста;  моделирование сжатого изложения.

Этапы работы с текстом:

  • определение темы текста; формулировка идеи текста; определение структуры текста; выделение микротем текста; моделирование сжатого изложения.
  • определение темы текста;
  • формулировка идеи текста;
  • определение структуры текста;
  • выделение микротем текста;
  • моделирование сжатого изложения.
Содержание микротем:   1 4 Кошка обучается только тому, что хочет освоить сама. Кошка – загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. 3 Но доверие кошки можно завоевать только добрым отношением к ней. 5 2 Любить кошку – значит понять, что это за существо, узнать её потребности, желания, инстинкты, относиться к ней с уважением и терпением. Кошки доставляют радость. Самостоятельные, они не всегда легко идут на контакт с человеком. Кошки умны, загадочны.

Содержание микротем:

1

4

Кошка обучается только тому, что хочет освоить сама.

Кошка – загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры.

3

Но доверие кошки можно завоевать только добрым отношением к ней.

5

2

Любить кошку – значит понять, что это за существо, узнать её потребности, желания, инстинкты, относиться к ней с уважением и терпением.

Кошки доставляют радость. Самостоятельные, они не всегда легко идут на контакт с человеком. Кошки умны, загадочны.

1 строка Тема или предмет (одно имя существительное или местоимение) Тема или предмет (одно имя существительное или местоимение) 2 строка Описание предмета (два имени прилагательных или два причастия) Описание предмета (два имени прилагательных или два причастия) 3 строка Описание действия (три глагола или три деепричастия) Описание действия (три глагола или три деепричастия) 4 строка Фраза, выражающая отношение к предмету Фраза, выражающая отношение к предмету 5 строка Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово) Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово) Синквейн 11

1 строка

  • Тема или предмет (одно имя существительное или местоимение)
  • Тема или предмет (одно имя существительное или местоимение)

2 строка

  • Описание предмета (два имени прилагательных или два причастия)
  • Описание предмета (два имени прилагательных или два причастия)

3 строка

  • Описание действия (три глагола или три деепричастия)
  • Описание действия (три глагола или три деепричастия)

4 строка

  • Фраза, выражающая отношение к предмету
  • Фраза, выражающая отношение к предмету

5 строка

  • Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово)
  • Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово)

Синквейн

11

1 строка Кошка Кошка 2 строка Загадочная, таинственная Загадочная, таинственная 3 строка Привлекает, радует, успокаивает Привлекает, радует, успокаивает 4 строка Нужно завоевать доверие кошки Нужно завоевать доверие кошки 5 строка Животное Животное Синквейн 12

1 строка

  • Кошка
  • Кошка

2 строка

  • Загадочная, таинственная
  • Загадочная, таинственная

3 строка

  • Привлекает, радует, успокаивает
  • Привлекает, радует, успокаивает

4 строка

  • Нужно завоевать доверие кошки
  • Нужно завоевать доверие кошки

5 строка

  • Животное
  • Животное

Синквейн

12

Исключение второстепенной информации   дикость самостоятельность самостоятельные независимые ласковы привязчивы грациозны характер полон тайн пластичны загадок внимание отношение испытывают доверие подчиняются командам относятся настороженно игнорируют приказы боится человека поведением неприязненно относится привязанность отношением любовь относиться с уважением терпением 12

Исключение второстепенной информации

дикость

самостоятельность

самостоятельные

независимые

ласковы

привязчивы

грациозны

характер полон тайн

пластичны

загадок

внимание

отношение

испытывают доверие

подчиняются командам

относятся настороженно

игнорируют приказы

боится человека

поведением

неприязненно относится

привязанность

отношением

любовь

относиться с уважением

терпением

12

Исключение второстепенной информации Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучена какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её.

Исключение второстепенной информации

Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучена какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её.

Упражнения на обобщение частной информации Кошка – загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость маленькой пантеры. Кошки нас привлекают тем, что общение с ними доставляет настоящую радость.  Объединение 3 простых предложений в одно – простое, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом Замена 2 предложений одним сложноподчинённым  Кошки умны и загадочны. Слияние 2 предложений в одно – простое с однородными сказуемыми

Упражнения на обобщение частной информации

Кошка – загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость маленькой пантеры.

Кошки нас привлекают тем, что общение с ними доставляет настоящую радость.

Объединение 3 простых предложений в одно – простое, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом

Замена 2 предложений одним сложноподчинённым

Кошки умны и загадочны.

Слияние 2 предложений в одно – простое с однородными сказуемыми

Упражнения на обобщение частной информации 3 1 чутко ( сильно)   Очень явно  Любить кошку - значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты. Любить кошку – значит знать про неё всё 4 2  Это животное  её  Не всегда легко идут на контакт с человеком контактируют 6  К одному они испытывают полное доверие доверяют  самым элементарным вещам  5 самому элементарному

Упражнения на обобщение частной информации

3

1

чутко ( сильно)

Очень явно

Любить кошку - значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты.

Любить кошку – значит знать про неё всё

4

2

Это животное

её

Не всегда легко идут на контакт с человеком

контактируют

6

К одному они испытывают полное доверие

доверяют

самым элементарным вещам

5

самому элементарному

Экзаменационные критерии ИК-1 Экзаменуемый точно передал основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. ИК-2 Экзаменуемый использовал 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. ИК-3 Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: -логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушения абзацного членения .  2 3 2

Экзаменационные критерии

ИК-1

Экзаменуемый точно передал основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.

ИК-2

Экзаменуемый использовал 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.

ИК-3

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

-логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушения абзацного членения .

2

3

2

Благодарю за работу!

Благодарю за работу!

Используемая литература :   1. Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1-4.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010; 2. Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010; 3. С.Л. Островский, Д.Ю. Усенков. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: Как сделать презентацию к уроку? – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2012.

Используемая литература :

1. Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1-4.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010;

2. Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010;

3. С.Л. Островский, Д.Ю. Усенков. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: Как сделать презентацию к уроку? – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2012.