СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внедрение инновационных технологий на личном опыте

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация

Просмотр содержимого документа
«Внедрение инновационных технологий на личном опыте»

Теория и практика внедрения инновационных технологий в образовательный процесс на примере личного опыта.


Качмазова Фатима Жораевна, учитель осетинского языка и литературы МОУ СОШ №4 г.Беслана РСО-Алания.


Одним из приоритетных направлений национальной образовательной политики в системе общего образования в условиях его модернизации является создание условий для повышения качества образования. В МБОУ СОШ №4, указанное направление также является приоритетом развития, и школа уверенно идет к достижению поставленных целей.

Мы, учителя родного языка, тоже стараемся не отставать. Наша цель – повысить уровень образованности и качества знаний учащихся, стимулировать интерес детей к изучению родного языка и литературы.

Владение родным языком крайне необходимо для национальной самоидентификации личности, сохранения культуры, традиции и прочих этнических атрибутов. С сожалением можно констатировать тот факт, что все больше среди новых поколений учащихся тех, кто не владеет родным языком, катастрофически снижается уровень их грамотности. В данной ситуации нужно искать выходы для решения обозначенной проблемы, и одна из важнейших составляющих подобного решения – модернизация учебного процесса, что невозможно без широкого применения современных образовательных технологий.

Для лучшего восприятия и усвоения учащимися материала урока нами были разработаны и внедрены модифицированные типы уроков. Все новаторские разработки демонстрировались на примере республиканских уроков, имеют экспертные заключения РИПКРО и в разное время были опубликованы в специализированных изданиях.

  1. Урок – конференция по тетралогии Музафера Дзасохова. Урок-конференция не является в классическом понимании ни читательской конференцией, ни семинаром. Это их симбиоз. Основное отличие обычного урока от урока-конференции заключается в нескольких аспектах:

- больше наглядной информации (видеофильмы, иллюстрации, компьютерные мультимедийные слайды, плакаты);

- связь музыки с темой урока (осетинские песни и гармоника);

- элементы полемики при рассмотрении проблемной темы;

- зарисовки из быта осетин, элементы фольклора, положительные стороны минувших лет (дружба, доброжелательность, уважение к старшим, хлебосольство и т.д.) в таком виде, чтобы у школьников воспитывался патриотизм, любовь к Родине, к отчему дому.

2. Интегрированные уроки по поэме Георгия Малиева «Темур Алсахъ» и Михаила Булкаты «Раненая лира». Основное отличие интегрированного урока от обычного заключается в крайней насыщенности связями, аналогиями, параллелями с другими учебными дисциплинами, такими, как история, музыка, русская литература, рисование, география и т.д. Иными словами, происходит развитие межпредметных связей.

3. Урок-суд по рассказу Сека Гадиева «Азау». Концепция урока основана на том, что основная проблема, затронутая в произведении, локализуется, кратко формируется и поиск решения проблемы происходит в виде судебного заседания, где стороны – персонажи произведения, а участники суда – исторические и литературные персонажи.

4. Урок-компиляция по произведениям К.Л. Хетагурова. Суть методики заключается в том, чтобы основные персонажи произведений автора собрались в одном драматическом действе, и не теряя своих специфических признаков, раскрывали определенную гуманистическую мысль. Научно доказано, что подобный метод аллюзий крайне эффективен при закреплении пройденного материала.

5. Урок трудолюбия. Учит подрастающее поколение тем традициям и обычаям, умениям и навыкам, которыми обладали их предки. Раскрывается образ, мироощущение прошлых поколений, налаживается контакт с истоками каждого из нас. Урок проводится совместно с учебной дисциплиной «Обслуживающий труд».

Анализируя данные разработки, нельзя не заметить, что наиболее характерной разработкой для оценки качества образования по новым методикам, является урок-конференция. Данный урок получил высокую оценку у специалистов Института повышения квалификации работников образования РСО-Алания как новаторский метод в раскрытии темы, организации хода и концепции занятия. Высокая оценка получена также от автора произведений, писателя Музафера Дзасохова.

Эффективность инновационного подхода к замене некоторых стандартных и морально устаревших педагогических приемов, доказана результатами социологического опроса учащихся 9-11 классов,. Выбирая между обычным уроком и уроком-конференцией, 91% респондентов выбрали урок-конференцию, лишь 9% учащихся отдали предпочтение обычному уроку.

Другим важным аспектом в деле развития инновационных технологий в образовательном процессе является информатизация национального компонента средней общеобразовательной школы. Без реализации указанной задачи невозможно решить проблему сохранения языка, культуры, традиций и обычаев, воспитания в учащихся полиэтнического сознания и двуязычия. Как показывает статистика, интерес молодых людей к традиционным носителям специализированной информации (научные книги, газеты, журналы, учебники) катастрофически падает. Предложенные варианты решения не приносят должного эффекта.

Детально анализируя ситуацию, эксперты приходят к единому мнению – только переход на новые типы носителей информации, а также методов ее обработки и преподнесения, может спасти стагнирующие направления в системе образования. Оперативность, ёмкость, интерактивность учебного процесса могут обеспечить современные информационные и коммуникационные технологии.

Электронные мультимедийные пособия мы используем для повышения наглядности и доступности учебной информации, для стимулирования интереса учащихся к изучению дисциплин. Мультимедийное пособие – аналог бумажного учебника, но в компьютерном формате. Несомненным преимуществом подобной разработки является возможность быстрого обновления информации, использование в качестве иллюстраций не только изображения, но также аудио и видеофрагментов. Кроме образовательного эффекта от использования подобных пособий, существует и экономический. Дело в том, что финансово затраты на создание электронного учебного пособия существенно ниже, чем на аналогичный «бумажный». Разработаны и применены пособия по темам «Жизнь и творчество К.Л. Хетагурова» и «Сказания о Нартах». Кроме того, в качестве вспомогательного материала создано пособие для мультилингвального урока-форума.

Автоматизированный комплекс тестирования знаний предназначен для объективной оценки успеваемости учащихся по пройденному материалу при помощи электронно-вычислительной машины. На каждый вопрос по теме есть четыре варианта ответа, из которых только один верный. Выбрав ответы на все вопросы теста, по соотношению «правильно-неправильно» автоматически выводится итоговая оценка по пятибалльной системе.

Электронная книга представляет собой сочетание мультимедийного пособия с автоматизированным комплексом тестирования знаний. После изучения раздела, учащийся может самостоятельно проверить уровень знаний по теме. Особо актуально применение электронных книг при организации дистанционного обучения и при самообразовании.

Внедрение информационных технологий в процесс преподавания родного языка и литературы только начинается. Преимущества электронных учебников по сравнению с традиционными, на бумажных носителях, неоспоримо подтверждается такими факторами, как:

  1. Экономическая выгода – в комплексе разработать, создать и тиражировать электронный учебник гораздо дешевле, чем традиционный бумажный.

  2. Возможности обновления практически неограниченные, менять можно не только структуру, но и содержимое учебника в соответствии с требованиями.

  3. Интерактивный контроль знаний – встроенная система тестирования позволяет осуществлять полный и оперативный контроль знаний.

  4. Мультимедийные возможности – тексты электронных книг можно иллюстрировать не только статичными изображениями, но и аудио, видеоматериалами, что существенно улучшит восприятие темы.

Для воспитания полиэтнического сознания учащихся нами разработан мультилингвальный урок – форум по произведениям Максима Цагараева «Башня Кудины» и кабардинского поэта Бетала Куашева «Усыновила тебя Кабарда». Урок был проведен с кабардинскими и осетинскими учениками на трёх языках: русском, осетинском и кабардинском, причем мультилингвальность осуществлялась синхронно. На уроке были продемонстрированы возможности информационно-коммуникационных технологий, звучали гимны России, Кабарды и Осетии.

Национальное разнообразие Российской Федерации включает в себя множество народов, народностей, этносов, языков и культур. Государство, имеющее федеративную структуру, должно вырабатывать особую национальную политику, создавать единый правовой, моральный, образовательный и культурный базис для всех граждан.

Универсальным средством коммуникаций между жителями страны вне зависимости от их национальности, культуры, образования и вероисповедания является русский язык. От того, насколько полно человек владеет государственным языком, зависит уровень его образованности, культуры, степень интеграции в мировое культурное и образовательное пространство.

Для развития билингвальности у учащихся, для закрепления пройденного материала и использования полученных теоретических сведений по родному языку о правильном конструировании фраз, предложений, правильном употреблении слов, частей речи, рода и времени, мы предлагаем использовать новую методику, основанную на интеграции технологии аудирования и синхронного перевода с применением мультимедийных возможностей современных компьютеров.

Технология аудирования включает в себя процесс прослушивания школьником исходного текста с «эталонным» произношением, его повтор и запись в исполнении учащихся, для чего применяются мультимедийные устройства персональных компьютеров, такие, как звуковая карта, наушники, микрофоны (этой технологии посвящена наша научно-методическая разработка «Концепция и методология разработки закрепляющего урока по родному языку на билингвальной основе с использованием технологии аудирования и синхронного перевода

Суть методики заключается в последовательном выполнении следующих действий:

- при помощи мультимедийного проектора учащимся демонстрируется видеофрагмент с сопроводительным текстом на родном языке;

- каждый школьник слушает текст в наушниках, подключенных к центральному компьютеру;

- синхронно с текстом, сопровождающим видеофрагмент, школьники вслух переводят его на русский язык, причем произносят слова в микрофоны, подключенные к персональным компьютерам, за которыми учащиеся сидят. С микрофонов происходит запись перевода в память компьютера;

- после окончания видеофрагмента демонстрируется перевод каждого из школьников, сопровождающийся повтором видеофрагмента при помощи мультимедийного проектора;

- по окончании переводов всех учащихся происходит разбор недостатков и преимуществ тех или иных вариантов перевода, затем формируется «идеальный перевод».

Этим достигаются следующие цели урока:

- закрепление речевых навыков учащихся на родном языке;

- совершенствование владения русским языком;

- повторение правил не только по последней теме, но по предыдущим тоже.

Предлагаемая нами методика развития билингвальности имеет следующие преимущества и научную новизну:

- впервые происходит интеграция технологии аудирования и синхронного перевода для закрепления речевых навыков, направленных на развитие билингвальности;

- предлагаемая методика носит универсальный характер и может применяться при изучении любых языков;

- в национальных школах совместное использование аудирования, синхронного перевода с привлечением мультимедийных мощностей вычислительной техники происходит впервые.

Также для развития билинвальности у школьников нами разработан и внедрен электронный словарь с функцией двунаправленного перевода. Программа позволяет осуществлять стандартный поиск слов на русском языке. Кроме того, возможен поиск по вхождениям, как на русском, так и осетинском языках.

Впервые за последние несколько десятилетий руководство страны начало проводить системную политику, направленную на развитие общего среднего образования. Благодаря механизмам, запущенным при помощи приоритетного национального проекта «Образование», у школ и учительства появились реальные возможности для модернизации и самосовершенствования. Тотальная компьютеризация образовательных учреждений, обеспечение доступа к глобальной сети Интернет и предоставление различных образовательных программных продуктов стимулируют педагогов к созданию, разработке и внедрению инновационных технологий в повседневную работу. И первые положительные результаты указанного процесса мы с вами можем наблюдать.

В дальнейшем нами планируется разработать и провести урок-исследование по жизни и творчеству Дабе Мамсурова, создать электронный самоучитель осетинского языка для всех возрастных категорий, реализовать интернет-сайт для дистанционного обучения осетинскому языку с возможностью оценки уровня знаний. Впереди у нас новые планы, новые разработки и хочется пожелать всем успехов в благих начинаниях!

7