СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное чтение "Лирические стихотворения русских поэтов о зимней природе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов о зимнем времени года,совершенствовать навыки чтения,сознательность,выразительность; формировать у учащихся интерес к детским книгам,как источнику знаний,желание и привычку  читать.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное чтение "Лирические стихотворения русских поэтов о зимней природе"»

Конспект урока литературному чтению 04-02

Дата урока

01.12

Номер урока


Класс

2-Г

Тема

Внеклассное чтение № 7 « Зимние картины природы. Лирические стихотворения русских поэтов».

Методическая цель урока

познакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов о зимнем времени года, совершенствовать навыки чтения: сознательность, правильность, выразительность, формировать умение сравнивать, анализировать литературные произведения;

; сформировать у учащихся интерес к детским книгам как источнику знаний, желание и привычку читать книги.

способствовать воспитанию интереса к чтению о русской природе.


Задачи урока

  • Обучающая: создать условия для формирования представления о произведениях русских поэтов о зиме, подготовить детей к выразительному чтению стихов. воспитывать стремление читать книги, задумываясь и размышляя над прочитанным

  • .


Развивающая: развивать образное мышление учащихся через эмоциональную сферу ребят. Способствовать пониманию учащимися текста.

Воспитывающая: воспитывать эстетические чувства ,использовать детскую литературу для воспитания ребенка

Планируемые
результаты(предметные)

(объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся:

Личностные результаты

владеют умениями сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

познавательные: используют простейшие виды анализа текста; овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу; коммуникативные: высказывают собственное мнение, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.


Тип урока


Оборудование

Презентация, снежинки с опорными словами,раскраски для детей,карточка № 1,карточка № 2,картинный план ,снежинки, стихи для детей (28л. )



Ход урока.

1. Организационный момент. (Слайд 1)

-Ребята ,сегодня у нас на уроке гости. Давайте повернёмся и поздороваемся.

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.


2. Определение темы и цели урока:

Учитель. Рассмотрите портреты. ( На доске портреты И. Бунина,С. Есенина,Ф. Тютчева)

Учитель.Что их объединяет? (Это поэты ).

Учитель. Ответьте,а кого называют поэтом? (Поэт –писатель, создающий произведения в стихах.)

Учитель. Определите тему нашего урока. (Произведения русских поэтов)

Учитель. Правильно.Сегодня на уроке мы будем читать произведения русских поэтов.

Учитель. Какую цель мы поставим перед собой? Продолжите.

(Познакомимся с творчеством русских поэтов.(Слайд 2)


Учитель. А вот какому времени года будет посвящён наш урок, вы должны узнать,отгадав ключевое слово урока прячется в загадках.

.(Слайд 3)


1.Какой это мастер на окна нанёс

И листья, и травы, и заросли роз. (мороз)

2. Покрутилась в воздухе звёздочка немножко,

Села и растаяла на моём окошке. (снежинка)

  1. Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу. (метель)

4. У нас под самой крышей белый гвоздь растёт,

Но как солнышко взойдёт, гвоздь растает, упадёт. (сосулька)

Учитель.Прочитайте, какое слово получилось в выделенных клетках? (зима)

Учитель. И так познакомимся с творчеством поэтов,посвящённого красивому времени года – зиме. (Слайд 4)

Учитель. Правильно. Тема нашего урока « Лирические стихотворения русских поэтов о зимней природе». (Слайд 5)



Лирика- литературные произведения, преимущ.поэтических, выражающих чувства и переживания. (Слайд 6)



Учитель. А сейчас твечайте быстро, не ошибаясь.

1) Назовите зимние месяцы в правильном порядке.(Декабрь,январь,февраль)

2) Какой месяц год кончает,а зиму начинает.(Декабрь)

3) Назовите последний месяц зимы. (февраль) (Слайд 7)

-Учитель. Зима прекрасное время года. Ребята, а как вы думаете - за что мы можем похвалить зиму?

(Она укрыла землю белым снегом.

Кругом стало чисто и красиво.

Скоро праздник Новый год.

Зима дарит детям забавы и развлечения.)



Учитель.А за что можно зиму поругать?

(На улице холодно.

Нет корма птичкам.

Все дороги замело.

Дни стали короче.

Приходится одевать много одежды.)

3.Речевая разминка (Слайд 8)

Учитель. Как бы не обижались на зиму, но всё равно мы её любим. Представим… Мороз. Утром вы захотели посмотреть в окно, а оно все в морозных узорах.

А) Развитие органов дыхания.

1) «Согреем стеклышко».

Давайте разогреем своим дыханием кусочек стекла.

Глубоко вдохнули через нос и медленно через рот выдыхаем, отогреваем стеклышко. (3 раза)

(Доска украшена снежинками )


2) «Сдуваем снежинки с варежки».

Сделаем глубокий вдох, дуем медленно, не торопясь. (3 раза)

3.Изучение нового материала. (Слайд 9)

Учитель. Зима, как много об этом сказано. А могут ли разные поэты писать стихотворения о зиме одинаково? (Поэты думают по-разному, видят красоту природы по своему, поэтому стихотворения будут не одинаковы)

-Учитель. А мы с вами продолжаем знакомиться с поэтами и открывать для себя красоту русского слова, его выразительность.

Учитель. Вашему вниманию представлена выставка книг, в которых стихи Тютчева, Есенина, , Бунина, Есенина. А сейчас начнём знакомиться с творчеством каждого поэта. Послушает стихотворение Тютчева.

(Читает стихотворение Олишевская Вика)

Листья (отрывок)

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..



-Учитель. Какое чувство пришло к автору в тот момент, когда он увидел лес таким? Выберите подходящее слово. Подсказки на снежинках ,они у вас на столах. (радость, восторг, печаль растерянность, удивление ) (Слайд 10)



Учитель. Чтобы написать такое стихотворение , каким человеком был Тютчев? (наблюдательный)

Учитель. Фёдор Иванович Тютчев был очень наблюдательным , любил природу .И эта любовь отразилась в его творчестве.

Учитель. А теперь я предлагаю вам прочитать это стихотворение вместе, чтобы почувствовать любовь поэта к природе, к своей родине.



В этом стихотворении встретились слова, которые вам не понятны?

Как вы понимаете эти слова?

Докучных- надоедливый, назойливый, навязчивый. 

Зефиры- западный тёплый ветерок.



Учитель. Какие стихи Фёдора Ивановича Тютчева ещё вы читали. (дети называют другие стихи) .

Вот мы и познакомились с творчеством Фёдора Ивановича Тютчева и давайте подарим ему снежинку.

Учитель .Молодцы.



Учитель. Знакомимся с творчеством Сергея Александровича Есенина Слушаем внимательно.

( Читает стихотворение Безбородов Тимофей)

Сергей Есенин

ЗИМА

Вот уж осень улетела
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.

Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей «спасибо» за труды.

Учитель. Какое время года описал поэт? (Поэт описывает зиму.)_

Учитель. Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Грусть,веселье, печаль, тоску ,радость, восхищение).

Учитель. Сергей Александрович Есенин очень любил свою Родину и воспевал в своих стихах красоту родной природы. Поэта называют «певцом русской природы».

А какие стихи на зимнюю тему вы читали?

Рыбалка Станислава. Я читала стихотворение Сергея Александровича Есенина « Пороша» .Мне очень понравился отрывок.

(Читает стихотворение)

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Учитель. Ребята , посмотрите на рисунки,кторые вы рисовали вчера на уроке изобразительного искусства. Подходят ли они к отрывку ,который прочитала Станислава.

-Какие ещё стих вы читали ?

Учитель. Отлично. Подарим Сергею Александровичу Есенину снежинку за лирические стихотворения.

Физкультминутка

(Проводит Надя К.)


Не боимся мы пороши-

Ловим снег.

Хлопок в ладоши!

Руки в стороны ,по швам-

Снега хватит нам и вам!

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи себе дорогу!



Учитель. Продолжает наше поэтическое утро. Творчество Ивана Алексеевича Бунина – знаменитого писателя и поэта.

(Читает Топорова Валентин)

Метель

Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, берёзки и ели…
Месяц меж тучек над полем сияет, —
Бледная тень набегает и тает…
Мнится мне ночью: меж белых берез
Бродит в туманном сиянье Мороз.

-Давайте прочитаем вместе это стихотворение?

-А теперь по рядам?

Учитель. Ребята, какие бы вы краски использовали для изображения картины? (Белые, серебряные, жёлтые, чёрные).

Учитель. Что нам помогает понять стихотворение, почувствовать его, ответить на вопросы. (Внимательное чтение.)

-Мы с вами внимательно послушали , прочитали. А сейчас посмотрите на доску и скажите.

-Можно ли назвать эти иллюстрации картинным планом?

- Расположите эти картинки в порядке следования событий, описанных в отрывке.

Учитель. Кто читал другие стихи И.А.Бунина?

Подарим последнюю снежинку Ивану Алексеечу Бунину.


Зрительная гимнастика.( Слайд 11)



Сколько прекрасных слов сказано о зиме. Все поэты изображали зимнюю природу, но каждый по - своему. Давайте мы назовём зиму ласковыми словами. ( Зимушка, красавица, волшебница, затейница, хозяюшка)

Учитель. Посмотрите, пожалуйста, на доску, на репродукции картин знаменитых художников___________________

Учитель. Что использовали художники для написания картин? (краски, кисти……...)

Учитель. Поэты показывают зиму словом, а художник красками. Согласитесь, ребята, какое-то волшебство всё-таки есть в Зиме.

Учитель. Великие композиторы тоже не оставили без внимания Зиму. Они писали музыку на известные стихи великих русских поэтов, тем самым выражая любовь и восхищение зимней поре. Сейчас мы прослушаем небольшой фрагмент из музыкального произведения Петра Ильича Чайковского цикл «Времена года» Январь. Закройте глаза и представьте картину, которая перед вами возникает, слушая эту мелодию. (слушают)

Учитель. Итак, что вы услышали? (Слайд 12)



Учитель. Что вы можете сказать о Зиме?( Она может быть суровая,мягкая, добрая,..

Для этого поработаем в паре. На карточке написаны пословицы , ваша задача соединить части пословиц.

Мороз не велик, ( а зиму начинает.( Слайд 13)

Зимой тулуп ( всякому люб.) .( Слайд 14)

Декабрь год кончает, ( да стоять не велит.) .( Слайд 15)

Учитель. Проверяем выполнение и объясните как понимаете пословицы.

(спрашиваем по рядам)

Мороз не велик,да стоять не велит.Когда человек активно двигается, он согревается. Если же стоять неподвижно, то даже на небольшом морозе холодно...

Зимой тулуп всякому люб.

Тулуп- долгополая меховая шуба.В мороз такая шуба в самый раз.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Декабрь самый последний месяц в году. Но первый месяц зимы.

-Ребята ,вы сегодня хорошо поработали и мне хочется вам подарить раскраски с сюжетами зимней природы.

Может быть скоро придёт настоящая зима и мы полюбуемся её красотами.

5. Рефлексия.


-Что вы узнали на уроке?

-За что вы похвалили бы себя?

-Что у вас особенно получилось?


6. Итог.


-Вы, ребята, молодцы .Все старались работать.

-А теперь давайте вернёмся к цели, которую мы ставили перед собой .


-Познакомиться с творчеством русских поэтов.

Достигли мы этой цели? (Слайд 16)



-Вот и заканчивается наш поэтический урок о зиме. Но вы ещё не раз встретитесь с чудесами и волшебством русской зимы, если побываете в зимнем лесу, парке, посмотрите на причудливые узоры на окнах, полюбуетесь легким полетом снежинок, серебристым инеем.

Оценивание детей.


Домашнее задание

Следующий урок внеклассного чтения посвящён знакомству с детскими журналами .

(Слайд 17)



-Давайте попрощаемся с нашими гостями. На этом наш урок закончился.