Тема: Внеклассное мероприятие “Час веселой математики” в 3 “А” классе
Цель:
1. Отрабатывать вычислительные навыки, активизировать мыслительную деятельность.
2. Формировать у учащихся интерес к математике посредством занимательного материала
3. Развивать познавательные способности младших школьников: логическое мышление, восприятие, воображение, смекалку, речь
4. Развивать коммуникативные компетентности: культуру общения в группах, доброжелательное взаимоотношение, взаимовыручку, взаимопомощь, сотрудничество, чувство сопереживания результатам труда.
5. Способствовать воспитанию навыков совместной деятельности, ответственности друг за друга, за команду, сплочению коллектива.
Оборудование: карточки с заданиями; мультимедийная установка; презентация.
Ход занятия
I. Вступительное слово учителя
Cегодня на занятии “Час веселой математики” мы попадем в загадочный мир математики (Слайд 1).
Занятие пройдет в форме конкурсов между двумя командами. Чтобы победить, вы должны быть активными, стремиться быстро ответить на вопрос или выполнить задание. За каждый правильный ответ вам будут начислены баллы. Команда, набравшая большее количество баллов, станет победительницей.
Для подсчета очков в классе работает жюри…. (Представление членов жюри)
Напоминаю правила поведения во время занятия (Слайд 2):
Вести себя спокойно.
Не выкрикивать.
Быть терпеливыми.
Не говорить всем сразу.
Каждому необходимо активно участвовать в работе группы.
Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.
Нужно уметь договариваться.
Нужно слушать и понимать друг друга.
Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.
Моё пожелание всем: «Победившим не хвалиться, проигравшим не реветь».
Нам осталось только представить название и капитана каждой команды. Команды представьтесь.
Нет углов у меня,
А похож на блюдце я.
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья,
Назовите вы меня!
1 команда – «Круг»
Три вершины, три угла,
Три сторонки вот и я!
2 команда – «Треугольник» (таблички на партах)
II. Соревнования между командами
Итак, начинаем!
1 конкурс «Собери фразу» (Слайд 3)
На столе у каждой команды карточки. Возьмите карточку розового цвета. Величайший греческий математик Пифагор считал, что числа очень важны в жизни людей. Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах.
(Слайд 3 Пифагор + фраза Миром управляют числа)
Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записывать примеры, решать задачи, сравнивать, производить вычисления и многое другое. Все эти знания нам сегодня пригодятся на занятии.
Для того чтобы определить, кто сделает первый ход, приглашаются капитаны команд. Следующий конкурс начинает та команда, чей капитан справится с заданием быстрее.
2 конкурс Капитанов
Капитаны! Прошу вас выйти. Настал ваш час показать свои математические способности.
Даю вам карточки с текстом одной и той же задачи. Победит тот, кто быстрее ее решит. Максимальная оценка - 4 балла.
У Пончика на комбинезоне 17 карманов.
10 карманов спереди, остальные сзади.
В каждом кармане спереди по 2 пончика, а сзади по 3 пончика. Сколько всего пончиков у Пончика?
17-10 = 7 (к.) - сзади;
2 х 10 = 20 (п.) - спереди;
3x7 = 21 (п.) - сзади;
20 + 21 =41 (п.) - всего.
Ответ: всего 41 пончик.
«Весёлая разминка»
Пока капитаны выполняют задание, мы проведем разминку.
Предлагают командам задачи на внимательность, нужно закончить дружно фразу:
1 команде
Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается… (не два, а шесть)
2 команде
Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно… (не пять, а четыре)
1 команде
Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается… (не два, а три)
2 команде
Говорил учитель Ире, что два больше, чем… (один, а не четыре)
1 команде
Меньше в десять раз, чем метр, всем известно… (дециметр)
2 команде
Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно … (две, а не три)
1 команде
У меня собачка есть, у нее хвостов аж… (один, а не шесть)
2 команде
У доски ты говори, что концов у палки… (два, а не три)
1 команде
Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под диктантом, стоит… (не единица, а пять)
2 команде
На уроках будешь спать, за ответ получишь… (два, а не пять)
1 команде
Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось -… (не две, а четыре)
2 команде
Мышь считает дырки в сыре: три плюс две - всего… (пять, а не четыре).
Подвести итог конкурса капитанов (Слайд 4)
3 конкурс «Математический словарь» (Слайд 5)
- В этом конкурсе буду сразу задавать все вопросы сначала одной команде, затем другой. Я зачитываю вам начало предложения, а вы должны закончить его одним словом. Каждой команде необходимо ответить как можно на большее количество вопросов правильно. Отвечать надо быстро, если не знаете ответа, то говорите “дальше”. Правильный ответ – 1 балл.
Первая команда - внимание!
1. Результат сложения. (Сумма.)
2. На него нельзя делить. (Нуль.)
3. Длину умножить на ширину ... (Площадь).
4. При написании числа используем ... (Цифры).
5. Цена, количество. (Стоимость.)
6. 5 умножить на нуль? (0)
7. Если 8 х 8, то получится ... (64).
8. От перестановки слагаемых… ( сумма не меняется)
9. Инструмент для построения отрезков. (Линейка.)
10. 5 десятков и 4 единицы, какое это число? (54)
11. Число на букву «д». (Два, девять, десять...)
12. Ученическая тетрадь для записи домашних заданий и для отметок. (Дневник.)
13. Эту отметку все любят. (Пятерка.)
14. Сколько дней в неделе? (7)
15. В треугольнике их ….
Вторая команда - внимание!
1. Результат вычитания. (Разность.)
2. Действие, противоположное умножению. (Деление.)
3. Им чертят круг. (Циркуль.)
4. Делимое, делитель ... (частное).
5. Назовите самое маленькое двузначное число? (10)
6. Сумма длин всех сторон. (Периметр.)
7. Прямая, ограниченная с 2 сторон. (Отрезок.)
8. У этого прямоугольника все стороны равны. (Квадрат.)
9. 9 десятков и 6 единиц. Какое это число? (96)
10. 100 лет. (Век.)
11. Прямая, проведенная через центр окружности. (Диаметр.)
12. Если 9 х 9, то получится... (81).
13. Эту отметку никто не любит. (Двойка.)
14. В 1 метре ... (100см = 10 дм = 1000мм)
15. Сколько пальцев на руке? (5) Подвести итог!
4 конкурс «Ребусы» (Слайд 6)
Возьмите карточку фиолетового цвета. И сейчас командам предстоит разгадать ребусы, в которых прячутся числа. За каждое верное слово команда получает 1 балл.
Команда №1: Команда №2:
40а 100лб
ко100чка рас100яние
100лица 3буна
по2л сес3ца
Подвести итог!
5 конкурс «Геометрический» (Слайд 7)
Участие принимает каждый. Возьмите на столе карточку белого цвета (1 команда), желтого (2 команда). Посмотрите (в течение 10 секунд) на нарисованные фигуры, запомните их порядок и у себя на листе воспроизведите эти фигуры. За каждую, правильно выполненную работу участник приносит команде 1 балл.
Подвести итог!
III. Физминутка (Слайд 8)
IV. Соревнования между командами (продолжение)
6 конкурс «Шифровальщики» (Слайд 9)
Возьмите карточку зеленого цвета. Команды решают записанные примеры. Воспользовавшись кодом (ключом к расшифровке), вам необходимо сложить пословицу.
Для этого нужно вставить буквы в соответствии с ответами в таблице. За правильно выполненную работу команда зарабатывает 5 баллов.
12+22 Б 48:2 Н 24 • 2 И
8 • 5 К 7 • 9 Т 3 • 8 Н
5 • 3 У 88:22 М 3 • 4 А
74 – 59 У 20 • 2 К 6 • 8 И
1 • 29 Е 50-21 Е 18+13 З
34 | 29 | 31 | 4 | 15 | 40 | 48 | 24 | 29 | 63 | 24 | 12 | 15 | 40 | 48 |
б | е | з | м | у | к | и | н | е | т | н | а | у | к | и |
(Без муки нет науки)
Какую науку принято считать царицей всех наук? (Математику).
Подвести итог!
7 конкурс «Числа в пословицах и поговорках» (Слайд 10)
Произведения устного народного творчества очень тесно связаны с математикой. Вы, наверное, знаете, что в старину некоторые числа люди даже наделяли магическими свойствами.
Вспомните, какое число считается в народе несчастливым? (13)
А вот число 7, наоборот, считается счастливыми. Народ с большим удовольствием использует числа в своих пословицах и поговорках.
Например: о большой семье говорят: «Семеро по лавкам сидят»;
о силе русского воина говорят: «И один в поле воин».
Возьмите карточку розового цвета. В этом конкурсе необходимо в данные вам пословицы вместо пропусков вставить пропущенные числа. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильно вставит все пропущенные числа. За каждое верно записанное вместо точек число команда получает 1 балл.
Для 1 команды
1 | . . . в поле не воин. |
2 | …бед, …ответ. |
3 | Ум хорошо, а …. лучше. |
4 | … пятниц на неделе. |
Для 2 команды
1 | … за всех и все за одного. |
2 | . … раз отмерь, … раз отрежь. |
3 | За … зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. |
4 | … одного не ждут. |
Подвести итог!
8 конкурс «Задачи – шутки» (Слайд 11)
Я читаю задачи. Но задачи не простые. Нужно слушать внимательно, так как вопрос будет задаваться в конце. За каждую решенную задачу присуждается 1 балл
Команда №1:
1. Сколько рогов у четырех коров? (8)
2. Сколько ножек у двух сороконожек? (80.)
3. Какой месяц в году самый короткий? (Февраль)
4. Две девочки идут из школы домой, а навстречу им три мальчика. Сколько всего детей идет домой? (2)
5. На одной ноге петух весит 3 кг. А сколько он весит на двух ногах? (Вес не изменится 3 кг)
Команда №2:
1. Сколько ушей у пяти мышей? (10)
2. А сколько ног у пяти коров? (20)
3. Какое самое короткое название месяца? (май)
4. Леший собрал 48 мухоморов, а Баба Яга на 8 мухоморов меньше. Сколько полезных грибов собрала Баба Яга? (Нисколько. Мухомор - ядовитый гриб.)
5. Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки, на каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок?( На дубе яблоки не растут)
V. Заключительная часть
Вот и подошло к концу наше занятие. Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных заданий вы стали еще сообразительнее, находчивее, остроумнее, сумели не только проверить, но и углубить свои знания.
Мы попросим жюри посчитать какое количество очков у обеих команд. Наградить победителя.
Пока жюри подводит итоги я вам предлагаю математический фокус.
Я могу отгадать задуманное вами число.
Задумайте число от 1 до 20
Прибавьте к нему 5
Результат умножьте на 3
От того, что получилось, отнимите 15 и запишите ответ.
Если вы назовёте мне ответ, я скажу какое число вы загадали. (Для этого названный ответ нужно разделить на 3).
Жюри: (Слайд 12) Больше всего баллов набрала команда…, но победил каждый из вас, потому что каждый думал, считал, отгадывал. Было приятно видеть, как дружно вы трудились, какими были внимательными и старательными.
Вручение сладких призов каждому участнику
VI. Рефлексия.
Кому сегодня понравилось занятие?