Приложение №3
Внеклассное мероприятие по математике
Тема: «Математический калейдоскоп» 6 класс
Разработала: учитель математики и физики
1 квалификационной категории Кравченко Л.П.
МОУ «СОШ с.Новолокти», стаж работы-32 г.
Цели игры:
- расширить знания и умения учащихся по предмету, формировать навыки скоростного выполнения заданий на смекалку, внимание, вычисление, показать необходимость знаний по математике к другим наукам;
-развивать познавательный интерес к математике, логическое мышление;
-воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний, формировать дружеские, товарищеские отношения, умение работать командой.
Форма проведения: интеллектуально- развлекательная игра.
Оборудование: ноутбук и проектор, портреты математиков для украшения зала; секундомер;2 набора карточек с цифрами 1,2,3,4,5,6; карточки с зашифрованными названиями растений, 2 набора сосудов ёмкостью 5литров и 3литра, ведро с водой/
Состав: 2 команды из 6 человек.
Домашнее задание: название команд, эмблема, девиз.
Ход игры
Вступление
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти, далеко,
Не боимся, что путь будет трудным.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко
Конкурсы оценивают судьи по пятибалльной системе.
Конкурсы
1).Визитная карточка команды
Команды приветствуют друг друга, говорят своё название, девиз.
2.)Конкурс «Скорость мысли»
Командам задаются вопросы, задача участников: как можно быстрее на них ответить. Секундомером засекается время. Правильные ответы фиксируются судьями.
Вопросы первой команде
1. Как называется сотая часть числа? (%)
2. Прибор для построения и измерения углов? (транспортир)
3. Угол, равный двум прямым углам? ( развернутый )
4. Назовите сумму квадратов чисел 3 и 2. (13)
5. На руках 10 пальцев, сколько пальцев на 10 руках? (50)
6. Горело 7 свечей, две погасли, сколько свечей осталось? (2)
7. Есть у уравнения и у растения? (корень)
8. Если сто разделить на половину, сколько при этом получится? (200)
Вопросы второй команде
1.Наименьшее натуральное трёхзначное число?(100)
2.Инструмент для изображения окружности? (циркуль)
3. Угол больше прямого, но меньше развёрнутого? (тупой)
4. Назовите разность квадратов чисел 3 и 2. (5)
5. Сколько концов у 3,5 палок? (8)
6. Пара лошадей пробежала 40км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (по 40км)
7. Даны числа: 0, 1, 2, 3, 4,5, 6, 7, 8, 9. Что больше: их произведение или их сумма?
8. Математика- царица всех наук, а какая наука- царица математики? (арифметика)
3).Конкурс «Великие о математике».
На экране даны фамилии великих людей. В разные времена они внесли свой вклад в развитие науки и культуры. Участникам следует ответить, кому из них принадлежат следующие высказывания. Каждая команда имеет карточки с числами: 1, 2, 3, 4, 5, 6. Команда слушает задание и поднимает карточку с числом, соответствующим номеру правильного ответа.
1. «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии». (А.С. Пушкин)
2. «Великая книга природы написана математическими символами» (Г. Галилей)
3. «Химия- правая рука физики, математика- её глаз». (М.В. Ломоносов)
4. «Астрономия (как наука) стала существовать с тех пор, как она соединилась с математикой» (А.И. Герцен)
5. «Математика- это язык, на котором говорят все точные науки» ( Н.И.Лобачевский)
6. «Математика- царица наук, арифметика- царица математики» (К. Гаусс)
4.)Конкурс «Растения в числах».
От каждой команды приглашаются по два участника. Им даются карточки с зашифрованными названиями растений. Выполнив правильно математические действия, они смогут ответить на вопросы, записанные на карточках.
Карточка №1: В Средневековье это дерево породило множество легенд и суеверий. В немецкой Мифологии его связывали с именем бога грозы Донара. Другие считали, что это дерево защищает людей от драконов и чудовищ. До сих пор сохранился обычай прибивать его ветки к дверям домов, чтобы в них не влетели злые драконы. Что это за дерево?
(48645 : 69 – 53820 : 78 + 78 ּ 309) : 3.
705 – А; 75 – Т; 690 – И; 69 – О; 24102 – Я; 3042 – Л; 15 – Н; 1395 – Ь; 24117 – Р; 8039 – Б; 839 – П.
Ответ:(рябина)
Карточка №2: У него много прозвищ: лоскутница, бабочник, пуговник (головки его похожи на пуговицы). А название связано с древним преданием. Кентавр Херон славился умением лечить травами. И когда Геркулес отравленной стрелой ранил Херона, Кентавр залечил свою рану этим цветком. Так растение стало известно, как цветок Кентавра. О чём речь?
50848 : 56 – 67940 : 79 + 605 73 – 320 ּ 68.
908 – К; 860- Л; 86 – О; 44165 – Ё; 21760 – А; 148 – З; 48 – В; 44213 – И; 22453 – С; 2176 – М
Ответ: (василёк)
5.)Конкурс «Разливайка».
Физика занимается объёмами тел, изучает жидкости. Следующее задание:
с помощью двух сосудов ёмкостью 5 литров и 3 литра получить 4 литра воды. Сначала участники пишут ход своих рассуждений на бумаге, а затем , если они получат правильный результат, продемонстрируют этот опыт с помощью ведра с водой, пятилитровой кастрюли и трёхлитровой банки.
6).Игра со зрителями
.
1
.Посчитать количество треугольников в этой фигуре:
(30)
2.Игра с закономерностями.
1.15(32)17
21( )32
2.15(2)17
21( )32
3.2,4,8,16,( )
4.1,3,9,27,( )
5.50,40,30,( ),10,0.
6.20,15,( ),5,0.
7.20( 4 )5
12 ( )3
8.40 ( 8)5
24 ( )3
3.Шуточные задачи:
-Если в воду бросить круглую монету, какую фигуру образуют волны, расходящиеся от нее? (Круги) А если бросить кирпич?(Тоже круги)
-Три яблока мне подарила Маша.
А я в ответ ей- круглый апельсин.
Четыре сливы мне дала Наташа.
Я- мандарин, но тоже лишь один.
Пять помидоров, девять штук редиса,
Черешни две и вишенок шесть штук.
Всё это подарила мне Лариса.
Всё круглой формы. Но причем здесь круг?(Здесь зашифровано число П=3,1415926…)
-У двух носорогов два рога. Сколько рогов у ста носорогов? (100)
7.) Конкурс «Грамотейка»:
Из слова «арифметика» составить как можно больше разных слов.
(Акт, акр, ар, арка, камера, кара, карма, карт, карта, кит, макет, марка, март, мат, мера, мерка, метка, мир, миф, рак, ракета, риф, рифма, ритм, тара, тема, тик, тир, трек, фара, факт, ферма, фирма.)
8.)Игра со зрителями
а) Показывается карточка с числом: 1000. Говорится задание: прибавьте 30; прибавьте 1000; прибавьте 40; прибавьте 1000; прибавьте 20; прибавьте 1000; прибавьте 10; назовите ответ. (Ответ: 4100.)
б) Вставить пропущенное число:
а. 3 б. ? 16 в. ? 2
? 5 5 14 9 3
25 8 7 9 7 4
9 (64) (0) 5 5 ( 11)
Подведение итогов игры. Награждение команд
За 1 место - грамота «За любовь к математике»
За 2 место - грамота «За верность математике»
Литература:
1.Лиман М.М.Школьникам о математике и математиках.- М. Просвещение, 1981.
2.Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила. 5-11кл.\
авт.-сост. О.В.Панишева.- Волгоград: Учитель,2009.
3.Классные часы: 6 класс \авт. – сост. Л.А.Егорова.- М.:ВАКО,2008.
4.Газета «Первое сентября».Математика №45 ,2000.