Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности и культуры.
Тема: «Дорога к письменности»
Форма: путешествие в прошлое.
Методический комментарий:
Материал структурирован, изложен логично, соответствует возрастным особенностям обучающихся. Обеспечивается точность и научность материала. Прослеживается разнообразие форм, методов и приемов подачи материала
Планируемые результаты:
Предметные: развивать творческие способности обучающихся; прививать интерес к русскому языку и глубокое понимание его. Познакомить с историей создания письменности.
Личностные: воспитывать высоконравственную личность, способную уважать традиции русской народной культуры, историю народа.
Метапредметные: прививать интерес к изучению русского языка и устного народного творчества, истории, литературы.
Оснащение урока:
Оборудование:
· мультимедийный проектор,
· презентация,
· видеокамера.
Оформление:
Эпиграф к уроку:
Ключевые понятия:
Азбука, алфавит, просветитель.
Определения ключевых понятий:
Азбука – совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемый в установленном порядке буквенный алфавит.
Алфавит – совокупность букв или других знаков данной системы письма.
Просветитель – прогрессивный общественный деятель, распространитель передовых идей и знаний.
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.
Ход урока
I. Организационный момент.
II.Вводное слово учителя.
Каждый день жизни даёт нам знания. А как мы их приобретаем?
(через книги, телевизор, компьютеры?
Учитель. Да, верно. Но есть еще один способ приобретения знаний – это путешествия. Я приглашаю вас совершить необычайное путешествие – виртуальное на машине времени. А вот куда мы с вами отправимся, думаю, вы мне скажите сами.
Учитель.
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена.
Учитель: Дорогие ребята! Как вы думаете, что станет предметом нашего путешествия? О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (об алфавите, об истории письменности, о том, какие способы общения существовали).
IV. Сообщение темы и цели урока.
Дорога к письменности.
III. Эмоциональный настрой на введение в тему:
Сценка «Картинка далёкого прошлого».
Появляются скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Гобрий.
Скиф: Я принес тебе, персидский царь Дарий, подарки от наших вождей. Вот они: птица, мышь, лягушка и пять стрел. (Подает эти предметы.)
Ц а р ь: Что означают твои дары, гонец из племени скифов? Что хотели сообщать мне этим скифские вожди?
С к и ф: Мне велено передать это тебе молча и вернуться обратно. А если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймешь, о чем предупреждает тебя мой народ. (Уходит)
Царь: Что ж, мой соратник Гобрий, надо разгадать это послание до ныне непокорных скифов. Уже сколько времени мы пытаемся поработить этот народ и завоевать его землю — и все без толку! Неужели они решили сдаться нам? Мышь... она живет в земле. Лягушка... она живет на земле, а птица — в воздухе. Стало быть, они решили отдать нам свои земли, воды и пространства и отдают нам вместе со стрелами свою храбрость и силу!
Гобрий: Нет, мой царь Дарий, я много воевал со скифами и знаю их непокорность и воинственность. Скорее всего, это послание надо понять так: «Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю, не ускачете подобно лягушкам в озера, то падете под ударами наших стрел». (Это предметное письмо)
- А какое письмо было до предметного? Расскажет мне об этом
Сначала был придуман язык сигналов. С давних времен для передачи сигналов на расстоянии использовали звук. В Африке новости сообщали с помощь. Специальных барабанов – «тамтамов». Канадские индейцы разводили костры – сообщали новость дымом, у них было понятие – «читать дым».
Учитель: вот так в древности и обменивались люди информацией, посылая с гонцами разные предметы или целые наборы предметов. И громоздко получалось, и не особенно понятно
Каждый народ придумал свое средство общения и передачи информации, но необходимо было придумать что-то общее, что было бы понятно для всех.
И постепенно люди стали изобретать письменность».
Сегодня на уроке вы узнаете, как человек создал письменность, как появился русский алфавит. Кто стоит у истоков русского алфавита? Вы узнаете много нового и вспомните все, что связано с русской письменностью. Итак, тема нашего урока «Дорога к письменности».
V.Словарная работа:
Для начала мы с вами запишем слова, с которыми встретимся на уроке в тетрадь: азбука, алфавит, кириллица, Кирилл, Мефодий, просветитель, святые, славянский, славяне, Русь, Россия.
(Какие существительные написали с большой буквы? Почему?)
Письменность — это настоящее сокровище, которым сумел овладеть человек. Чтобы понять это, попробуем перенестись на две с половиной тысячи лет назад
VII. Раскрытие темы:
1) Показ презентации:
Учитель. А как Вы думаете, ребята, для чего нужна письменность? (Для того, чтобы ничего не забывалось, и люди могли даже через века передавать свои мысли и чувства будущим поколениям. (по литературе УНТ)
Посмотрите на рисунки с изображениями: 1) вход в пещеру, 2) отпечатки стоп ног; З) значок-символ.
Учитель: до нас дошли многие рисунки древних людей, выбитые на скалах и камнях, выцарапанные на стенах пещер. (Рисуночное письмо)
Эти изображения, ребята, напоминают нам, как человек делал первые шаги к созданию письменности. Эти рисунки были обнаружены на стене одной из пещер, в которой когда-то обитала древние люди, Когда люди поняли, что обмениваться посланиями-предметами — дело хлопотное, они стали эти предметы …
Учащиеся: Изображать, рисовать
Учитель: Сколько же надо было изобрести рисунков, чтобы обозначить всё, что окружает людей, и всё, что они хотели сказать друг другу? Очень много. Так много, что изучать эту грамоту пришлось не недели, не месяцы, а годы.
Предвестницей письменности была пиктография – передача образов, впечатлений, мыслей с помощью рисунка. Внимание на слайд, с вами будет говорить древняя пещера.
Анатоль Франс, французский писатель, сказал: «Первыми книгами людей были камни».
Учитель: Почему французский писатель сравнивает камни с книгами?
(Камни, словно книги, сохранили информацию для нас потомков).
Уже тогда человек сделал первый важный шаг к изобретению письма.
2.Игра «Угадай символ».
- Давайте попробуем нарисовать свое рисуночное письмо. Каждый получает задание. Вы пишите записку. А потом посмотрим, что у нас получится…
(Всем дается одинаковый текст: «Жди меня около дерева на углу футбольного поля в 3 часа дня – мы пойдем ловить рыбу». Ученики работают.
Показать свой вариант
- Почему же получились такие разные работы? (Все по-разному поняли текст.)
- Почему способ сообщений пиктограммами не очень удобный? (Понять письмо можно по-разному.
Для этого люди придумали буквы – фигурки, значки для звуков.
- А что такое буква. (Работа со словарем).
Буква –
1)Это графический знак, входящий в азбуку.
2)Перен. Прямой и строгий смысл чего-нибудь.
Прежде чем попасть в наши буквари, буквы долго путешествовали из страны в страну и претерпели много всяких изменений.
Первый алфавит создали гиксы – народ, пришедший из Аравии в Египет и покоривший его. Для обозначения буквы «А» они рисовали голову быка. Написание греческой буквы алфавита тоже было похоже на голову быка, только перевернутую. И стала называться «альф» то есть начало. С этой буквы начинаются все алфавиты мира. «Альф» - начало, «вита» - жизнь. Вдумайтесь в значение слова «АЛФАВИТ» - это начало новой духовной жизни. Название дано на основе слияния первых букв.
Учитель. Прежде чем продолжим путешествие по следующему этапу, скажите, пожалуйста, где истоки русского алфавита? Кто его создал? (слайд с изображением памятника Кириллу и Мефодию):
Современный алфавит – это потомок того, что был создан великими просветителями – братьями Кириллом и Мефодием)
2) Выразительное чтение гимна:
Чтец: Гимн Кириллу и Мефодию.
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии!
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Пройдя под солнцем просвещенья
Из дальней славной старины,
Мы и сейчас, славяне-братья,
Первоучителям верны!
К апостолам высокославным
Любовь святая глубока.
Дела Мефодия, Кирилла
В славянстве будут жить века!
«Слава вам, братья, славян просветители!»
3) Сообщение обучающихся о жизни Кирилла и Мефодия
(индивидуальное задание).
Ученик: Отрывок из жития Кирилла и Мефодия» (читает ученик, в его руках свиток).
В городе Солуне в Македонии жил знатный и богатый вельможа, званием воин-сотник, по имени Лев. Жену его звали Марией. Жил он благочестиво, исполняя все заповеди Божии…У него было семь сыновей: старшего сына звали Мефодием, а младшего Константином, в монашестве Кириллом.
Ученик: Это было в 863 году. Распространение христианства среди славянских народов – вот задача, стоявшая перед ними. Но дело в том, что все книги были написаны на греческом языке. Предстояла сложная работа: перевести на славянский язык богословские издания. Как это возможно? Византийский император приказал создать славянскую грамоту и перевести книги на славянский язык.
Ученик: Задача, казалось бы, невыполнимая. Но император знал, кому поручает важное для славян дело: еще в детстве Кирилл, обучаясь при дворе, проявил себя незаурядной личностью, способной к языкам. Кирилл отлично знал славянский, латинский, еврейский, арабский языки, помимо родного, греческого.
Ученик: И действительно, знания языков помогли братьям. Взяв за основу греческий язык, состоящий из 24 букв, Кирилл дополнил его другими. Так в алфавите появились шипящие, «юс большой» и «юс малый», «ять», «ижица», «фита». Кириллица – одна из двух (вместе с глаголицей) первых славянских азбук. Названа по имени славянского просветителя Кирилла. В 1708 г. в России реформирована. Легла в основу русского алфавита.
На слайде – старый алфавит! Посмотрите, какие непривычные для кас названия. Совсем нелегко было учить алфавит школьникам. Со временем некоторые буквы были утрачены, однако их названия и трудность запоминания сохранили для нас устойчивые словосочетания и пословицы.
4) Диалог с классом:
Учитель: Так вот, оказывается, откуда крылатая фраза «Аз да буки – вот и все науки»! Может, и вы, ребята, знаете такие устойчивые сочетания, фразеологические обороты
Прописать ижицу – задать трудновыполнимое задание, за неисполнение которого следует наказание.
От аза до ижицы – от начала до конца.
Знать на ять- знать на отлично
Стоять фертом – стоять руки в боки, как буква Ф.
Сначала аз да буки, а потом и науки.
- Запишите в тетрадь одно из выражений и составьте с ним предложение.
А как образовалось слово «азбука», можете объяснить? (Начальные буквы славянского алфавита «аз», «буки».)
Учитель. Историю слова Алфавит расскажет нам…
5) Сообщение обучающихся ( индивидуальное задание)
Учитель. Таким сложным был старославянский алфавит. А вот как выглфдит наш современный алфавит! ( на слайде буквы записаны вразброс) Что не так? Вас что-то смущает?
Ученик: Интересна история этого слова. Алфавит. Оно родилось в древней Греции и состоит из названий двух первых букв греческого алфавита: «альфа» и «бета». Носители западных языков так и называют: «альфабете». А мы произносим как «алфавит». Вот так-то. Это слова синонимы. А что такое синонимы?
Ученик: С появлением славянской азбуки письменная культура стала
развиваться быстро. В Болгарии, Сербии, на Руси появлялись памятники письменности. А как они оформлялись! Первая буква – буквица – начинала каждую новую главу. Буквица необыкновенно красива: в виде прекрасной птицы или цветка, она расписывалась яркими, чаще красными цветами. Потому и существует сегодня термин «красная строка»
ФИЗМИНУТКА.
Вы, наверное, устали?
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)
6) Слово учителя:
Учитель: В 1917 – 1918 году была новая реформа, и из азбуки были исключены «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова. Что это за буквы и«изгнали» из алфавита?
7) Выразительное чтение:
Чтец.
В любой старинной книжице
Ты сможешь прочитать:
Жила на свете Ижица,
А с нею буква Ять.
Но время быстро движется,
И жизнь уже не та.
Где нынче буква Ижица?
Где Ять? И где Фита?
Без них правописание
Сумело обойтись.
Новейшие издания
Без них вступают в жизнь.
Уж так на свете водится,
Как говорил мудрец:
Когда без нас обходятся,
То значит, нам конец.
8) Учитель:
За тысячу лет из нашего алфавита исчезло много букв, а появилось всего две: «й» и «ё». И вот наконец в современной азбуке осталось 33 буквы. В 18 веке: э, я, - которые употреблялись в письменной практике с 16 века
В 1735 году Академия наук узаконила букву «й»
Букву «Ё» в 1797 году впервые применил Карамзин. Букве ё поставлен памятник в г. Ульяновск.
- А чем же удивительна эта гласная буква?
Учитель: «Ученье – свет, а неученье – тьма», - говорится в русской пословице. Кирилл и Мефодий, братья из Солуни, - славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Их называют святыми учителями. Просветители – те, кто несет свет и освещает им всех. Без азбуки нет письменности, а без нее нет и книги, которая просвещает людей, а значит, движет жизнь вперед.
Учитель: Памятники великим просветителям по всему миру напоминают нам о духовном подвиге Кирилла и Мефодия, подаривших миру славянскую азбуку. (На экране фотографии памятников просветителям в Праге на Карловом мосту, Москве, Киеве, Астрахани, Мурманске, Коломне, Поклонный крест Кириллу и Мефодию в Белгороде.)
11) Сообщение ученицы (индивидуальное задание).
Ученик: Сегодня, говоря о письменности, мы не можем не назвать еще одно имя. В середине XVI века появилось на Руси книгопечатание. Печатный двор в Москве появился при Иване Грозном. Руководил им Иван Федоров, которого называют первым книгопечатником. Будучи дьяконом и служа в храме, он пытался воплотить свою мечту – священные книги без писцов переписывать.
Ученик: И вот в 1563 году он приступил к набору первой страницы первой печатной книги (изображение книги «Апостол» Ивана Федорова на слайде). Всего он издал за свою жизнь 12 книг, среди них была полная славянская Библия.
Чтец 2: Я люблю мой славянский,
Мой русский язык,
Покорен его певческим слогом.
Миру Божьему он
Состраданьем открыт
И приветливым ласковым словом.
Я люблю, как звучит моя
Русская речь — В ней щемящая грусть вековая.
Я люблю, как в избе
дышит отчая печь
И творится молитва святая.
Как дрожит под иконой
Огарок свечи,
В полночь черная буря бушует.
Все хранит в себе память
Славянской души,
Слово русское дух наш врачует.
Я люблю, как поет
Мой великий народ,
Песни долгие пахаря в поле,
Забубенную жизнь
На развилке дорог
И стремление русского к воле
Практическая часть урока:
1.Викторина « Кто внимательный»
Вопрос | Ответ |
Объясните происхождение слов «азбука», «алфавит» | Азбука – слово исконно русское по происхождению, алфавит – греческое. Оба эти слова образованы от названия букв русского «АЗ» и «БУКИ» (первое) и греческого «АЛЬФА» и «БЕТА» или «ВИТА» в среднегреческом произношении (второе) языков. |
Являются ли слова «азбука» и «алфавит» синонимами? | Слово «азбука» обозначает «совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке». Алфавит – то же самое, что и азбука. Слова «азбука» и «алфавит» являются синонимами. |
Где используется алфавитный порядок? | Алфавитный порядок используется при составлении словарей, справочников, списков. Это облегчает поиск нужного слова. |
Какие новые буквы были введены в славянский алфавит? | В 18 веке: э, я, - которые употреблялись в письменной практике с 16 века В 1735 году Академия наук узаконила букву «й» Букву «Ё» в 1797 году впервые применил Карамзин |
Известно ли вам, как называлась славянская азбука, которая почти полностью совпадала с кириллицей по алфавитному составу, но отличалась от неё формой букв? | Это глаголица. Она названа от слова «глагол», т. е. «слово», «речь» |
Есть выражение «ходить фертом». С какой букой кириллицы это связано? Почему? Покажите, как стоять или ходить фертом. | Это выражение связано с буквой «ферт» или «эф» в современной русской азбуке. Стоять фертом – подбоченившись. Эта поза напоминает форму буквы. |
В каком веке была проведена первая реформа азбуки? | В начале 18 века при Петре 1 |
Каковы результаты реформы русского правописания, проведённой после Октября 1917 года? | Были изъяты буквы ять, и-десятеричное, фита, ер после согласных на конце слов и частей сложных слов. |
Как чтят память Кирилла и Мефодия в славянских странах? Есть ли памятники славянским просветителям? Где они установлен? | Каждый год 24 мая в России, Болгарии и других славянских государствах отмечается День славянской письменности. В Болгарии учреждена награда – орден Кирилла и Мефодия. В 1932 году в болгарском городе Казанлыке и в 1992 году в Москве были установлены памятники славянским просветителям. |
В каких странах мира используют кириллицу в наши дни? | Во многих странах СНГ, а также в Болгарии, Югославии, Монголии |
Вопросы | Ответы |
Каково мирское имя Кирилла? | Константин |
Кто является автором четырёхтомного «Толкового словаря живого великорусского языка»? | В. И. Даль |
Кем был отец братьев? | Военачальник |
Кто изобрёл букву Ё? | Карамзин |
В каком городе родились братья Кирилл и Мефодий? | Солунь |
Какую букву называли «лодырем, дармоедом, бездельником»: ять, ижица, ер, юс? | |
Назовите год рождения буквы Ё | 1797 |
Когда празднуется день Кирилла и Мефодия? | 24 мая |
| |
Учитель.
Вот и подошло к завершению наше необычное путешествие. В мире еще много мест, где мы не были, но читая книги, изучая русский язык, можно путешествовать и дома.
Надеюсь, вам понравилось наше путешествие. И вы многое возьмете из него для себя.
Сейчас вспомните все, что было на сегодняшнем занятии и скажите, что вам больше всего запомнилось, понравилось…