РАССМОТРЕНА На заседании МО Протокол № от «___»________ 2024 г. Руководитель МО ______________________ | СОГЛАСОВАНА На заседании МС Протокол № от «___»______ 2024 г. Председатель МС ____________________ | УТВЕРЖДЕНА На заседании ПС Протокол № от «___» ______2024 г. Председатель ПС ____________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность. Учимся для жизни»
для обучающихся 3 «В» класса
Учитель: Чаплыгина Светлана Анатольевна
Курск 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
основной образовательной программы НОО МБОУ «Средняя школа № 29 им. И.Н.Зикеева», утвержденной приказом от 26.08.2022 № 1.
Цель курса: формирование знаний и умений, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе.
Место курса в плане внеурочной деятельности МБОУ «Средняя школа № 29 им. И.Н.Зикеева»: учебный курс предназначен для обучающихся 3-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса «Основы функциональной грамотности» направлено на: формирование умения читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; совершенствование культуры чтения, интереса и мотивацию к чтению книг; умение находить и извлекать информацию из различных текстов; умение применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; развитие у детей способности самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного; обеспечение усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.; воспитание в детях любви к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству; умение уважать всякий честный труд, талант, гений.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
3 класс
Модуль «Основы читательской грамотности» (9 ч)
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Работа над различными типами текстов.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8 ч)
Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Охрана и привлечение птиц. Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Самарской области. Охранять природу - значит охранять здоровье. Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей.
Модуль «Основы математической грамотности» (9 ч)
«Удивительный мир чисел».
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат). Решение математических ребусов. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 10 р, 1 к., 5 к.,10 к. Купюры в 10 р., 50 р. Размен монет и купюр. Оплата проезда.
«Мир занимательных задач».
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные». Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений. Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов отношений. Выбор наиболее эффективных способов решения. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
Модуль «Основы финансовой грамотности» (8ч)
Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике Роль правительства в экономике; Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки. Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов. Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт.
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения занятия | Количество часов, отводимых на освоение темы | ЦОР/ЭОР |
Модуль «Основы читательской грамотности» |
1. | Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. | Викторина | 1 | https://videouroki.net/blog/vneurochka/2-free_video/ https://multiurok.ru/all-files/vneurochka/ https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/414 https://easyen.ru/load/metodika/video/5 https://mega-talant.com/biblioteka/vneurochka http://kladraz.ru/scenari/dlja-shkoly/scenari-meroprijatii-iprazdnikov-dlja-1-2-3-4-klasov https://uchi.ru http://gramota.ru/ |
2. | Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. | Групповая работа | 1 |
3. | Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? | Индивидуальная работа | 1 |
4. | Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? | Коллективная работа | 1 |
5. | Типы текстов: текст описание. | Коллективное чтение | 1 |
6. | Типы текстов: текст повествование. | Работа с интерактивной доской | 1 |
7. | Типы текстов: текст рассуждение. | Работа с интерактивными карточками | 1 |
8. | Работа со сплошным текстом. | Коллективная работа | 1 |
9. | Работа со сплошным текстом. | Работа в парах | 1 |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» |
10. | Мир вокруг. | Викторина | 1 | https://videouroki.net/blog/vneurochka/2-free_video/ https://multiurok.ru/all-files/vneurochka/ https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/414 https://easyen.ru/load/metodika/video/5 https://mega-talant.com/biblioteka/vneurochka http://kladraz.ru/scenari/dlja-shkoly/scenari-meroprijatii-iprazdnikov-dlja-1-2-3-4-klasov https://uchi.ru http://gramota.ru/ |
11. | Экология и мы. | Беседа | 1 |
12. | Осень в лесу. | Наблюдение | 1 |
13. | Живая природа. | Экскурсия | 1 |
14. | Неживая природа. | Экскурсия | 1 |
15. | Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. | Наблюдение | 1 |
16. | Погода. Климат. | Коллективное наблюдение | 1 |
17. | Растения рядом. Культурные растения. | Беседа | 1 |
Модуль «Основы математической грамотности» |
18. | Математическая карусель. | Работа с интерактивной доской | 1 | https://videouroki.net/blog/vneurochka/2-free_video/ https://multiurok.ru/all-files/vneurochka/ https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/414 https://easyen.ru/load/metodika/video/5 https://mega-talant.com/biblioteka/vneurochka http://kladraz.ru/scenari/dlja-shkoly/scenari-meroprijatii-iprazdnikov-dlja-1-2-3-4-klasov https://uchi.ru http://gramota.ru/ |
19. | Игра в магазин. | Деловая игра | 1 |
20. | Секреты задач. | Работа с интерактивными карточками | 1 |
21. | Числовые головоломки. | Работа с раздаточным материалом | 1 |
22. | Удивительная снежинка. | Групповая работа | 1 |
23. | Геометрия вокруг нас. | Практическая работа | 1 |
24. | Плоские и кривые поверхности. | Работа с интерактивной доской | 1 |
25. | Тайны окружности. | Коллективная практическая работа | 1 |
26. | Путешествие жука по геометрическим фигурам. | Виртуальная волшебная экскурсия | 1 |
Модуль «Основы финансовой грамотности» |
27. | Что такое экономическое развитие. | Беседа | 1 | https://videouroki.net/blog/vneurochka/2-free_video/ https://multiurok.ru/all-files/vneurochka/ https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/414 https://easyen.ru/load/metodika/video/5 https://mega-talant.com/biblioteka/vneurochka http://kladraz.ru/scenari/dlja-shkoly/scenari-meroprijatii-iprazdnikov-dlja-1-2-3-4-klasov https://uchi.ru http://gramota.ru/ |
28. | Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. | Работа с интерактивной доской | 1 |
29. | Роль правительства в экономике. | Беседа | 1 |
30. | Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. | Беседа с привлечением интерактивной доски | 1 |
31. | История вкладов. Функции сберегательной книжки. | Диспут | 1 |
32. | Что такое «налоги». Виды налогов. | Работа с привлечением родителей | 1 |
33. | Торговля между странами. | Работа с интерактивной доской | 1 |
34. | Ввоз и вывоз товаров. | Беседа - диспут | 1 |
Календарно – тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Дата по плану | Фактическая дата | Тема |
Модуль «Основы читательской грамотности» |
1 | | | Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. (Викторина) |
2 | | | Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. (Групповая работа) |
3 | | | Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? (Индивидуальная работа) |
4 | | | Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? (Коллективная работа) |
5 | | | Типы текстов: текст описание. (Коллективное чтение) |
6 | | | Типы текстов: текст повествование. (Работа с интерактивной доской) |
7 | | | Типы текстов: текст рассуждение. (Работа с интерактивными карточками) |
8 | | | Работа со сплошным текстом. (Коллективная работа) |
9 | | | Работа со сплошным текстом. (Работа в парах) |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» |
10 | | | Мир вокруг. (Викторина) |
11 | | | Экология и мы. (Беседа) |
12 | | | Осень в лесу. Наблюдение) |
13 | | | Живая природа. (Экскурсия) |
14 | | | Неживая природа. (Экскурсия) |
15 | | | Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. (Наблюдение) |
16 | | | Погода. Климат. (Коллективное наблюдение) |
17 | | | Растения рядом. Культурные растения. (Беседа) |
Модуль «Основы математической грамотности» |
18 | | | Математическая карусель. (Работа с интерактивной доской) |
19 | | | Игра в магазин. (Деловая игра) |
20 | | | Секреты задач. (Работа с интерактивными карточками) |
21 | | | Числовые головоломки. (Работа с раздаточным материалом) |
22 | | | Удивительная снежинка. (Групповая работа) |
23 | | | Геометрия вокруг нас. (Практическая работа) |
24 | | | Плоские и кривые поверхности. (Работа с интерактивной доской) |
25 | | | Тайны окружности. (Коллективная практическая работа) |
26 | | | Путешествие жука по геометрическим фигурам. (Виртуальная волшебная экскурсия) |
Модуль «Основы финансовой грамотности» |
27 | | | Что такое экономическое развитие. (Беседа) |
28 | | | Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. (Работа с интерактивной доской) |
29 | | | Роль правительства в экономике. (Беседа) |
30 | | | Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. (Беседа с привлечением интерактивной доск |
31 | | | История вкладов. Функции сберегательной книжки. (Диспут) |
32 | | | Что такое «налоги». Виды налогов. (Работа с привлечением родителей) |
33 | | | Торговля между странами. (Работа с интерактивной доской) |
34 | | | Ввоз и вывоз товаров. (Беседа – диспут) |
Планируемые результаты освоения
курса внеурочной деятельности
Личностными результатами является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова; - овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач; – учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления;
– учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления;
– учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. -понимать и правильно использовать экономические термины;
- иметь представление о роли денег в семье и обществе;
-уметь характеризовать виды и функции денег; - знать источники доходов и направлений расходов семьи;
- проводить элементарные финансовые расчеты.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию основ функциональной грамотности у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны личности, обучающиеся будут демонстрировать такие качества как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному.
Учебно – методическое обеспечение
1. Стулова, О. К. Формирование функциональной читательской грамотности у
младших школьников с помощью конструктора приемов / О. К.Стулова // Социальные и педагогические вопросы образования : сборник материалов Международной научнопрактической конференции. - 2020. - С. 124-127.
2. Жумабаева, А. Е. Проблемы формирования функциональной грамотности учащихся начальных классов и пути их решения А. Е. Жумабаева, А. Б. Ы. Ы. Тоқан // Образование в XXI веке: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. – Москва, 2020. - С. 351-356.
3. «Функциональная грамотность младших школьников». Вентана- Граф, 2018г. под редакцией Виноградовой Н.Ф.
4. С. Федин Финансовая грамотность: материалы для учащихся 2-3 классов в 2 частях/ Учимся разумному финансовому поведению/. М.:ВАКО,2020
5. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» в 3 томах. Т.1 для 1-4 классов/составители :Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова,-Москва,2019
6. Юрикова, О. И. Приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе / О. И. Юрикова // Педагогика и психология: перспективы развития : сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 21-23.
8