Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 10
Утверждаю
Директор школы _______________
Приказ № от
Согласовано
Руководитель ШМО_______________
Протокол № от
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По спортивным играм
на 2019 – 2020 учебный год для 5-6 класса
Количество часов в неделю 2 часа
Количество часов в год 68 часов
Учитель: Гудимова Екатерина Васильевна
г. Ярославль
2019
Пояснительная записка
Программа секции общей физической подготовки рассчитана на школьников в возрасте 11 – 13 лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий.
Содержание учебно-тренировочной работы в секции отвечает требованиям данной программы с учетом местных условий и индивидуальных особенностей школьников.
Программа «Спортивные игры» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики спортивных игр, развитию физических способностей. Основой спортивных игр являются развитие физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости.
Спортивные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряжённой умственной работы.
Цель программы:
- привить учащимся качества, необходимые для саморазвития, организованности, взаимодействие в коллективе, преодоления разного рода трудностей и препятствий;
- воспитать силу воли, выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы;
Задачи программы:
Укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию школьников.
Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам..
Воспитание привычки к систематическим самостоятельным занятиям физической культурой и спортом и привитие необходимых гигиенических навыков и умений.
Популяризация спортивных игр как видов спорта и активного отдыха;
Формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям спортивными играми;
Обучение технике и тактике спортивных игр;
В программе учебный материал дается в виде основных упражнений, поэтому в соответствии с конкретными условиями и индивидуальными особенностями занимающихся, в программу могут вноситься необходимые изменения, но при этом основные ее принципы и установки должны быть сохранены.
Образовательный процесс секции рассчитан на 1 год, где могут заниматься дети 11-13 лет. В группе занимаются и мальчики и девочки. Количественный состав: 15 человек. Это позволяет уделить внимание каждому ребенку и дать им полный объем знаний и умений, предусмотренных программой.
В группах собираются дети с разным уровнем развития. Занятия проходят два раза в неделю по 1ч на базе школы.
Спортивные игры имеют большое оздоровительное значение. Занятия, как правило, проводятся в спортивном зале СШ №10.
Программа обучения направлена на ознакомление с видами спортивных игр: пионербол и волейбол, укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся, воспитание интереса к занятиям.
Форма проведения секции
Занятия проводятся в форме спортивной секции во второй половине дня. Занятия следует проводить при строго дифференцированной нагрузке с учетом индивидуального состояния учащихся.
Начинаются занятия с разминки, которая может включать в себя общеразвивающие и специально-подготовительные упражнения.
В основной части проводятся задания предусмотренные учебной программой и планом данного занятия.
В заключительной части проводятся упражнения на гибкость, дыхательные и расслабляющие упражнения, игры на внимание.
Содержание программы
- Основы знаний о физической культуре и спорте
- Техника безопасности и охраны труда на занятиях физической культурой и спортом
Пионербол:
- Основные правила игры
- Общая физическая подготовка:
- Перемещения игрока, основные приёмы.
- Тактическая подготовка
Волейбол:
- Основные правила игры
- Перемещения и стойка игрока
- Верхний приём
- Нижний приём
- Подача
- Нападающий удар
- Блокирующий удар
- Тактическая подготовка
Методы обучения:
Освоение и совершенствование техники двигательных действий осуществляется словесным (диалог), наглядными (показ упражнения, демонстрация) методами. Для развития двигательных способностей используются следующие методы: метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности, метод круговой тренировки, игровой метод, соревновательный метод, строго регламентированного упражнения, повторный метод, групповой метод.
Личностные универсальные учебные действия:
- установка на здоровый образ жизни;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им в процессе знакомства с играми;
- знание основных моральных норм на занятиях спортивными играми и ориентации на их выполнение.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- организовывать места занятий физическими упражнениями и играми в сотрудничестве с учителем;
- соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время соревнований, индивидуальных и групповых заданий;
- проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», характеризовать влияние спортивных игр на самочувствие;
- владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры;
- владеть основными техническими приемами;
- применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий пионерболом;
- формировать первичные навыки судейства;
- планировать и - корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему решению в работе командной игры, по группам, парам;
- контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;
- задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром.
Ожидаемый результат
Обучающиеся получат возможности узнать:
о значение пионербола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
правила безопасного поведения во время занятий пионерболом;
названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;
наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;
упражнения для развития физических способностей(скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
основное содержание правил соревнований по пионерболу;
жесты судьи;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты;
Тематический план
№ | Тема | Количество часов |
1 | Знания о ФК | 3 |
Пионербол 32 часа |
2 | Перемещения игрока | 2 |
3 | Передача мяча | 3 |
4 | Приём мяча | 3 |
5 | Подача мяча | 5 |
6 | Нападающий бросок | 3 |
7 | Блокирование мяча | 2 |
8 | Обманные действия в игре | 3 |
9 | Учебно-тренировочная игра | 11 |
Волейбол 33 часа |
10 | Перемещения игрока | 2 |
11 | Верхний приём и передача мяча | 3 |
12 | Нижний приём и передача мяча | 3 |
13 | Подача мяча | 5 |
14 | Нападающий удар | 3 |
15 | Блокирующий удар | 2 |
16 | Тактические действия в игре | 3 |
17 | Учебно-тренировочная игра | 12 |
Всего часов | 68 |
Тематическое планирование по подвижным играм
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Количество часов |
Знания о физической культуре. |
1 | | Техника безопасности на занятиях спортивными играми. Влияние физических упражнений на организм человека. Строение человеческого организма. | 1 |
2 | | История появления Пионербола. Основные правила игры. | 1 |
Пионербол |
3 | | Перемещение по площадке | 1 |
4 | | Перемещение по площадке | 1 |
5 | | Передача мяча | 1 |
6 | | Передача мяча | 1 |
7 | | Передача мяча | 1 |
8 | | Приём мяча | 1 |
9 | | Приём мяча | 1 |
10 | | Приём мяча | 1 |
11 | | Подача мяча | 1 |
12 | | Подача мяча | 1 |
13 | | Подача мяча | 1 |
14 | | Приём подачи | 1 |
15 | | Приём подачи | 1 |
16 | | Учебно тренировочная игра по упрощённым правилам | 1 |
17 | | Учебно тренировочная игра по упрощённым правилам | 1 |
18 | | Учебно тренировочная игра по упрощённым правилам | 1 |
19 | | Нападающий бросок | 1 |
20 | | Нападающий бросок | 1 |
21 | | Нападающий бросок | 1 |
22 | | Блокирование | 1 |
23 | | Блокирование | 1 |
24 | | Обманные действия | 1 |
25 | | Обманные действия | 1 |
26 | | Обманные действия | 1 |
27 | | Учебно тренировочная игра по упрощённым правилам | 1 |
28 | | Учебно тренировочная игра по упрощённым правилам | 1 |
29 | | Учебно тренировочная игра по упрощённым правилам | 1 |
30 | | Учебно тренировочная игра | 1 |
31 | | Учебно тренировочная игра | 1 |
32 | | Учебно тренировочная игра | 1 |
33 | | Учебно тренировочная игра | 1 |
34 | | Учебно тренировочная игра | 1 |
Знания о физической культуре. |
35 | | История появления Волейбола. Основные правила игры. | 1 |
Волейбол |
36 | | Перемещение и стойка игрока на площадке | 1 |
37 | | Перемещение и стойка игрока на площадке | 1 |
38 | | Верхний приём и передача мяча | 1 |
39 | | Верхний приём и передача мяча | 1 |
40 | | Верхний приём и передача мяча | 1 |
41 | | Нижний приём и передача мяча | 1 |
42 | | Нижний приём и передача мяча | 1 |
43 | | Нижний приём и передача мяча | 1 |
44 | | Подача мяча | 1 |
45 | | Подача мяча | 1 |
46 | | Подача мяча | 1 |
47 | | Приём подачи | 1 |
48 | | Приём подачи | 1 |
49 | | Учебно тренировочная игра с элементами пионербола | 1 |
50 | | Учебно тренировочная игра с элементами пионербола | 1 |
51 | | Учебно тренировочная игра с элементами пионербола | 1 |
52 | | Нападающий удар | 1 |
53 | | Нападающий удар | 1 |
54 | | Нападающий удар | 1 |
55 | | Блокирование | 1 |
56 | | Блокирование | 1 |
57 | | Тактические действия в игре | 1 |
58 | | Тактические действия в игре | 1 |
59 | | Тактические действия в игре | 1 |
60 | | Учебно тренировочная игра с элементами пионербола | 1 |
61 | | Учебно тренировочная игра с элементами пионербола | 1 |
62 | | Учебно тренировочная игра с элементами пионербола | 1 |
63 | | Учебно тренировочная игра с элементами пионербола | 1 |
64 | | Учебно тренировочная игра | 1 |
65 | | Учебно тренировочная игра | 1 |
66 | | Учебно тренировочная игра | 1 |
67 | | Учебно тренировочная игра | 1 |
68 | | Учебно тренировочная игра | 1 |
Инвентарь необходимый для проведения секции
Волейбольные мячи
Теннисные мячи
Набивные мячи
Сетка
Гимнастические скамейки
Маты гимнастические
Гимнастические лестницы
Список литературы:
Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., Чехов О.С. Подготовка юных волейболистов: Учебное пособие для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1967
Мармор В.К. Специальные упражнения волейболиста. – Кишинев: «Карта Молдовеняскэ», 1975
Мерзляков В.В., Гордышев В.В. Игры, эстафеты, игровые упражнения волейболиста. – Волгоград, 1977.
Петрусинский В.В.: Игры для активного отдыха в процессе обучения. - М.: Владос, 2014
Внеурочная деятельность учащихся. Пионербол: пособие для учителей методистов/ Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, В.В.Маслов.-М.: Просвещение,2015
Волейбол: Правила соревнований /пер. с англ. – М.: Терра-Спорт, 2001 (Правила соревнований)
Клещев Ю.Н., Тюрин В.А., Фураев Ю.П. Тактическая подготовка волейболистов. – М.:
Физкультура и спорт, 1968
Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу: Учеб. пособие для начинающих. – М.: Физкультура и спорт, 1965