Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная
школа№13 имени трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина»
ПРИНЯТО на заседании МО учителей ОБЖ,ИЗО,ФК,технологии « 27 » августа 2021г. № протокола 1 | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _______Е.А.Бектурганова | | УТВЕРЖДЕНО приказом директора школы « 27 » августа 2021г. № 240 Директор _________Т.В. Зосимова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Программа внеурочной деятельности | «Спортивные игры» |
Направление внеурочной деятельности | Физкультурно-спортивно-оздоровительное |
Класс | 5-А,5-Б классы |
Количество часов в неделю | 1 ( по учебному плану) |
Количество часов в год теоретически | 34 ( по программе) |
Количество часов в год фактически | 34 ( по расписанию уроков) |
Учитель : Малеева С.С.
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 ;
Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»,
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2. 2821-10);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ от 31.03.2014 №253 ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. ( Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15);
Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» ;
Закон города Севастополя «Об образовании в Севастополе» от 23 января 2015 года № 107-ЗС;
Учебный план ГБОУ СОШ №13 им. А.И. Покрышкина на 2021-2022 г. ;
Положение о рабочей программе внеурочной деятельности в ГБОУ СОШ №13 им. А.И. Покрышкина .
Реализация учебной программы обеспечивается УМК:
Данная программа «Спортивные игры» для 5 классов разработана на основе авторской программы В.И. Ляха «Физическая культура» 5-7 классы – М.: «Просвещение», 2014 г.
Актуальность программы внеурочной деятельности «Спортивные игры» обусловлена требованиями ФГОС и направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья школьника.
Программа направлена на укрепление физического здоровья школьников, развитие основных физических качеств, оптимизации состояния центральной нервной системы и функций организма, формирования двигательных умений и навыков. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности
Цель программ: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности обучающихся, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранных видов спорта.
Задачи программы:
Образовательные
1. Обучить новым двигательным действиям для использования их в прикладных целях.
2. Обучить основным приёмам техники и тактики спортивных игр.
3. Сформировать устойчивый интерес к занятиям спортом.
4. Формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга.
5. Вооружить знаниями по истории развития некоторых видов спорта и правилам игры.
6.Содействовать укреплению здоровья учащихся.
Развивающие
1.Развивать физические качества: быстроту, силу, ловкость, гибкость, выносливость.
2. Развивать двигательные способности детей посредством подвижных игр и занятий спортом.
3. Развивать логическое мышление, способность рассчитывать, прогнозировать и предугадывать ситуацию.
4. Развивать этические и эстетические вкусы.
Воспитательные
1. Воспитывать у детей устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом.
2. Воспитывать сильные черты личности, таких как воля к победе, решительность, стойкость, выносливость, выдержка, терпение, находчивость, трудолюбие, а также коллективизм, коммуникабельность, взаимовыручка.
Программа реализуется 1 год, занятия проводятся 1 раз в неделю, 34 часа в год. Программа рассчитана на детей 11-12 лет.
III. Планируемые результаты освоения обучающимися
курса внеурочной деятельности «Спортивные игры»
Реализация программы «Спортивные игры» способствует формированию познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся и предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Проговаривать последовательность действий.
Работать по предложенному учителем плану.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружка, в командной игровой деятельности и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Требования к знаниям и умениям
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» обучающиеся должны знать:
технику и тактику избранных видов спортивных игр;
основные моральные нормы и ориентация на их выполнение в игровых видах спортивной деятельности;
основы здорового образа жизни;
значение физической культуры в жизни человека;
уметь дать оценку результатов собственной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;
организацию рационального режима дня, самостоятельных физкультурных занятий;
организацию мест для занятий физическими упражнениями и использовании приемов самостраховки;
адекватно понимать причины успешного или неуспешного развития физических качеств и освоения учебного материала;
осознавать элементы здоровья, готовность следовать в своих действиях и поступках нормам здоровьесберегающего поведения;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия ее реализации;
оценивать правильность выполнения движений и упражнений спортивнооздоровительной деятельности на уровне оценки соответствия их техническим требованиям и правилам безопасности;
проводить самоанализ выполненных упражнений на основе знаний техники упражнения;
вносить необходимые коррективы в действия, учитывая характер сделанных ошибок;
различать способ и результат собственных и коллективных действий.
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, учитывая свои физические возможности и психологические особенности;
оценивать технику выполнения упражнения одноклассника, проводить анализ действий игроков во время игры;
самостоятельно осваивать новые упражнения по схеме, данной учителем;
осуществлять контроль физического развития, используя тесты для определения уровня развития физических качеств;
проводить самоанализ выполняемых упражнений и по ходу действий вносить необходимые коррективы, учитывая характер сделанных ошибок.
осуществлять выбор наиболее эффективных способов подбора упражнений в зависимости от конкретных условий;
самостоятельно достраивать и восполнять недостающие компоненты при составлении комплексов ОРУ и акробатических упражнений;
произвольно и осознанно владеть общими приемами для решения задач в процессе спортивных игр;
анализировать технику игры или выполнения упражнений, строя логичные рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
знать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья.
разрабатывать единую тактику в игровых действиях, учитывая мнения партнеров по команде;
IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Спортивные игры»
Знания об изучаемых видах спорта (3 ч)
Техника безопасности во время занятий спортивными играми, самоконтроль при занятиях физической культурой. История возникновения и развития ,правила баскетбола. История возникновения и развития ,правила волейбола. История возникновения и развития ,правила гандбола.
Баскетбол (11 ч)
Стойка игрока: перемещение в стойки приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; остановка двумя шагами и прыжком; повороты без мяча и с мячом; комбинация из основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение). Ловля и передача мяча двумя руками от груди, из-за головы и от плеча на месте и в движении. Ведение мяча на месте и в движении с изменением направления движения и скорости. Штрафной бросок двумя руками с места от груди без сопротивления противника. Вырывание и выбивание мяча. «Стритбол» Технические действия без мяча и с мячом, тактические действия с мячом по упрощенным правилам, правила игры.Бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов; эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам («Мини-баскетбол»),стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение). Ловля и передач мяча: ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника (в парах, тройках, квадрате, круге).Техника ведения мяча: ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение с пассивным сопротивлением защитника ведущей и неведущей рукой.Техника бросков мяча: броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) с пассивным противодействием. Максимальное расстояние до корзины 4,8 м в прыжке.
Индивидуальная техника защиты: перехват мяча.
Техника перемещений, владения мячом: комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. Комбинация из освоенных элементов техники перемещений.
Тактика игры: взаимодействие трех игроков (тройка и малая восьмерка).
Овладение игрой: Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: баскетбольная площадка с разметкой, баскетбольные щита с баскетбольными кольцами, баскетбольные мячи, набивные мячи,скакалки, свисток.
Волейбол (11 ч)
Стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; ходьба и бег; выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.). Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед; передача мяча над собой. Прием мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения вперед. Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 метров. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Комбинация из основных элементов (приема, передачи, удара). Комбинация из основных элементов техники перемещений и владения мяча. Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения позиции игроков. Игра по упрощенным правилам 6:6, 2:2, 3:3, 4:4, 5:5. И на укороченных площадках. Технические действия без мяча и с мячом, тактические действия с мячом по упрощенным правилам игры, Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек: комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения).
Техника приема и передач мяча: передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели.
Техника подачи мяча: верхняя прямая подача мяча. Прием подачи.
Техника прямого нападающего удара: прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером.
Техники владения мячом: комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар.
Тактика игры: тактика свободного нападения. Позиционное нападение с изменением позиций.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: волейбольная площадка с разметкой, волейбольная сетка, волейбольные мячи, скакалки, набивные мячи, свисток.
Гандбол (11 ч )
Техническая подготовка. Техника нападения : стойка игрока , бег с изменением направления, бег с изменением скорости ,бег спиной вперёд , смена бега спиной вперёд на бег лицом вперёд и наоборот, ловля мяча двумя руками на месте, ловля двумя руками в прыжке, ловля мяча справа и слева, ловля с недолётом и с перелётом мяча ,ловля мячей высоких, низких ,ловля катящегося мяча ,ловля с отскока от площадки , ловля мяча в движении шагом ,ловля в движении бегом. Техника защиты : ловля мяча двумя руками при активном сопротивлении ,передача толчком двумя руками с места ,передача мяча одной рукой хлёстом сверху с места ,передача мяча хлёстом сверху с последующим перемещением ,передача мяча с разбега обычными шагами , передача мяча со скрестным шагом в разбеге ,передача мяча при движении партнёров в одном направлении ,передача по прямой траектории , передача по навесной траектории ,передача с отскоком от площадки ,передача мяча с преодолением помех (стойки, ширмы, игроки) .Ведение мяча одноударное на месте ,ведение многоударное на месте, ведение мяча многоударное в движении по прямой ,ведение мяча многоударное с изменением направления ,ведение мяча многоударное с изменением скорости ,ведение мяча с высоким отскоком , ведение мяча с низкими отскоками ,ведение подбрасыванием ,бросок хлестом сверху с места ,бросок с разбега обычными шагами в опорном положении, блокирование мяча двумя руками сверху на месте, блокирование мяча двумя руками сверху в прыжке ,блокирование мяча одной рукой сбоку, снизу ,блокирование игрока без мяча ,блокирование игрока с мячом, штрафной бросок в двухопорном положении. Техника игры вратаря : стойка вратаря ,передвижение в воротах ,задержание двумя руками на месте ,задержание одной рукой сверху в прыжке ,задержание одной рукой сбоку без замаха ,задержание одной рукой снизу , задержание ногой в выпаде, задержание мяча двумя ногами смыканием ног, задержание мяча одной ногой махом, отбивание мяча в площадку двумя руками. Тактическая подготовка : индивидуальная, групповая, командная. Финт перемещением без мяча при встречном движении (показать уход вправо. Влево - выполнить уход вправо), финт перемещением без мяча при параллельном движении (остановка – изменить направление движения), финт перемещением без мяча при параллельном движении ( показать уход – выполнить ведение в другую сторону), финт броском - выполнить уход. Взаимодействие при вбрасывании из -за боковой линии, взаимодействия при свободном броске, командные действия позиционное нападение 3:3 с крайними у 6 - метровой линии ,позиционное нападение 3:3 с крайними у 9 -метровой линии, стремительное нападение – отрыв. Тактика игры вратаря : выбор позиции в воротах, выбор позиции в поле, задержание мяча с отраженного отскока, взаимодействие с нападением при контратаке. Тактика полевого игрока.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: площадка для гандбола, гандбольные ворота 3м*2м, гандбольные мячи ,скакалки, набивные мячи, свисток.
V. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Название раздела | Количество часов |
Теория | Практика | Всего |
1 | Баскетбол | 1 | 10 | 11 |
2 | Волейбол | 1 | 10 | 11 |
3 | Гандбол | 1 | 11 | 12 |
| Итого | 3 | 31 | 34 |
VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
План | Факт | |
| Баскетбол | 11 | | | |
1 | Инструктаж по технике безопасности во время занятий баскетболом. Самоконтроль при занятиях физической культурой | 1 | 06.09 | | |
2 | Т.Б.Правила баскетбола. Стойки, перемещения остановки. Развитие координационных способностей. | 1 | 13.09 | | |
3 | Т.Б.Передачи мяча разными способами. Игра «10 передач» | 1 | 20.08 | | |
4 | Т.Б.Передачи, ведение мяча разными способами. Развитие скоростно-силовых качеств. | 1 | 27.09 | | |
5 | Т.Б. Передачи мяча разными способами в парах. Броски мяча по кольцу. Учебная игра по упрощенным правилам. | 1 | 04.10 | | |
6 | Т.Б. Ведение мяча с заданиями. Учебная игра по упрощенным правилам. | 1 | 11.10 | | |
7 | Т.Б. Челночный бег 4*9м,ОФП. Учебная игра по упрощенным правилам. | 1 | 18.10 | | |
8 | Т.Б. Урок по «станциям». Учебная игра по упрощенным правилам. | 1 | 25.10 | | |
9 | Т.Б. Броски мяча по кольцу . Учебная игра по упрощенным правилам. | 1 | 08.11 | | |
10 | Т.Б. Развитие координации, ловкости. Учебная игра по упрощенным правилам. | 1 | 15.11 | | |
11 | Т.Б. Учебная игра по упрощенным правилам. | 1 | 22.11 | | |
| Волейбол | 11 | | | |
12 | Инструктаж по технике безопасности во время занятий волейболом. Учебная игра по упрощенным правилам. | 1 | 29.11 | | |
13 | Т.Б.Изучение техники передачи двумя руками сверху . Учебная игра по упрощенным правилам. | 1 | 06.12 | | |
14 | Т.Б.Передачи двумя руками сверху в парах, возле стенки, над собой. | 1 | 13.12 | | |
15 | Т.Б.Изучение техники передач двумя руками снизу. Учебная игра по упрощенным правилам.. | 1 | 20.12 | | |
16 | Т.Б. Передачи двумя руками снизу в парах, возле стенки, над собой | 1 | 27.12 | | |
17 | Т.Бурок «по станциям» .ОФП | 1 | 10.01 | | |
18 | Т.Б.Передачи сверху, снизу в парах через сетку Учебная игра по упрощенным правилам.. | 1 | 17.01 | | |
19 | Т.Б.Техника выполнения прямой нижней,прямой верхней подач. Учебная игра по упрощенным правилам... | 1 | 24.01 | | |
20 | Т.Б.Развитие скоростно-силовых, силовых качеств.СФП. Учебная игра по упрощенным правилам... | 1 | 31.01 | | |
21 | Т.Б. Учебная игра по упрощенным правилам.. | 1 | 07.02 | | |
| Гандбол | 12 | | | |
22 | Инструктаж по технике безопасности во время занятий гандболом. Правила игры. Учебная игра. | 1 | 14.02 | | |
23 | Т.Б.Стойки и перемещения игроков по площадке. Ведение мяча разными способами. | 1 | 21.02 | | |
24 | Т.Б. Ведение мяча разными способами. Броски мяча разными способами на месте и в движении. | 1 | 28.02 | | |
25 | Т.Б.Тактика игры. Учебная игра. | 1 | 07.03 | | |
26 | Т.Б.Игра вратаря. Броски мяча по воротам. Учебная игра. | 1 | 14.03 | | |
27 | Т.Б.Штрафные броски. Учебная игра. | 1 | 21.03 | | |
28 | Т.Б. . Броски мяча по воротам. Учебная игра | 1 | 04.04 | | |
29 | Т.Б. Учебная игра. Развитие ловкости. | 1 | 11.04 | | |
30 | Т.Б.ОФП. Учебная игра | 1 | 18.04 | | |
31 | Т.Б. СФП. Учебная игра по упрощенным правилам.. | 1 | 25.04 | | |
32 | Т.Б. Совершенствование техники игры. Учебная игра | 1 | 02.05 | | |
33 | Т.Б. Развитие ловкости .Учебная игра. | 1 | 16.05 | | |
34 | Т.Б.Учебная игра | 1 | 23.05 | | |
| | | | | |