МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЛОСКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ТРЕТЬЯКОВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
«Согласовано» «Принято» «Утверждаю»
Зам. Директора по УВР на заседании Директор МКОУ
__________ / _____ педагогического совета « Плосковская СОШ»
« » 2017г. Протокол №__ от __________/ Л.В.Юст
«___»______2017 г Приказ № ____ от
«____» ________2017г
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Спортивные игры»
4 класс
2017
Пояснительная записка
Программа по внеклассной работе составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич. (М.: Просвещение, 2011. - 8-е изд. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.)
Цели: повышение уровня физического развития учащихся, развитие основных физических качеств, снятие психо–эмоционального напряжения у детей.
Задачи:
изучение подвижных игр родного края, страны, народов мира;
развитие интереса учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
изучение основ спортивных игр;
воспитание здорового образа жизни
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года. Занятия в 4 классе проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Примерная структура занятия
Первая часть
1.Организованный выход, построение.
Ознакомление детей, построившихся у дорожки для бега, с программой спортивного часа, инструктаж по ТБ.
2. Медленный бег трусцой – 3-4 мин.
3. Ходьба, упражнения на дыхание, общеразвивающие упражнения.
Вторая часть
1. Игры.
2. Эстафеты.
3. Самостоятельные игры и развлечения с использованием мячей, скакалок, игры в футбол, пионербол.
Третья часть
1. Медленный бег трусцой - 2-3 мин, ходьба до восстановления дыхания.
2. Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Ожидаемый результат
Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
Развитие умений работать в коллективе.
Формирование у детей уверенности в своих силах.
Умение применять игры самостоятельно.
Механизм отслеживания результатов
Алгоритм работы с играми.
Знакомство с содержанием игры.
Объяснение содержания игры.
Объяснение правил игры.
Разучивание игр.
Проведение игр
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности детей младшего школьного возраста, уровень предшествующей физической подготовки.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов |
всего | теория | практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Игры на развитие координации | 3 | | 3 |
3 | Игры с мячом | 6 | | 6 |
4 | Игры народов | 5 | | 5 |
5 | Зимние забавы | 4 | | 4 |
6 | Основы спортивных игр (волейбол) | 10 | | 10 |
7 | Игры на развитие умственных способностей ребенка (скорость мышления, смекалку) | 4 | | 4 |
| Итого | 33 | 1 | 32 |
Содержание образовательной программы
1.Вводное занятие (1 ч)
Знакомство с программой. Инструктаж по ТБ.
2.Игры на развитие координации (3 ч)
Изучение подвижных игр на развитие координации:
«Карлики» и «великаны», «тяни-толкай», прыжки через скакалку, «запрещенное движение», «успей подобрать», «третий лишний».
3. Игры с мячом (6 ч)
«Земля, вода, воздух, огонь», «попади в обруч», «летающий мяч», «детский баскетбол», эстафеты с мячом, «Зевака (Штандер)», «Шапка-невидимка», «Картошка», Мини-волейбол, вышибалы.
4.Игры народов (5 ч)
Русские народные игры: «Хлопанье и хлопушка», «Голубь», «Горобец», «Волк и гуси».
Бурятские народные игры: «Верблюжонка верблюд ловит (Ботогон буурашалга)», «Поиски шила и ножниц» («Шубгэшоолгэ»)», «Ястреб и утка (Нашан Нугахан)», «Рукавицу гнать (Бээлэй тууха)».
Карельские народные игры: «Сиди, сиди, Яша!», «Кукот (Петухи)», «Кислый» круг», «Ко мне с кольцом».
Молдавские народные игры: «Восцулик», «Галки (Стэнчиле)», «Охотник и медведь (Вынэтбрул ши урсул)», «Знамя (Де-а стягул)».
Казахские народные игры: «Котермек (подними-ка)», «Такия тастамак (тюбитейка-невидимка)», «Туилген орамал (завязанный платок)», «Октау тартыс» (перетяни-ка).
5.Зимние забавы (4ч.)
«Скок-подскок». «Попляши и покружись!». «Снежная карусель». «Затейники». «Ловишки со снежком». «Метелица». «Чья пара скорей?». «Парное катание». «Веселые тройки».
6. Основы спортивных игр (волейбол) (10ч).
Освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче. Стойки и перемещения игрока. Передача мяча в парах. Передача мяча в тройках. Имитация передачи мяча на месте и после перемещения двумя руками. Обучение подаче. Прием мяча после подачи. Игра в «пионербол». Игра в мини - волейбол.
7. Игры на развитие умственных способностей ребенка (скорость мышления, смекалку) (4ч)
«Путаница», «Тяни-толкай», «Запрещенное движение», «Третий лишний», «Мяч соседу», «Защити башню», «Слушай сигнал», «В сто», «Что не так?», «Найди пару».
Тематическое планирование 4класс
№ занятия | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
Вводное занятие 1ч. |
1 | Знакомство с программой. Инструктаж по ТБ. | 1 | |
Игры на развитие координации 3ч. |
2 | П/и «Карлики» и «великаны», «тяни-толкай» | 1 | |
3 | П/и. Прыжки через скакалку, «запрещенное движение» | 1 | |
4 | П/и «успей подобрать», «третий лишний». | 1 | |
Игры с мячом 6ч. |
5 | П/и «Земля, вода, воздух, огонь», «попади в обруч» | 1 | |
6 | П/и «Летающий мяч», «детский баскетбол» | 1 | |
7 | Эстафеты с мячом | 1 | |
8 | П/и «Зевака (Штандер)», «Шапка-невидимка» | 1 | |
9 | П/и «Картошка», вышибалы. | 1 | |
10 | Мини-волейбол. | 1 | |
Игры народов 5ч. |
11 | Русские народные игры | 1 | |
12 | Бурятские народные игры | 1 | |
13 | Карельские народные игры | 1 | |
14 | Молдавские народные игры | 1 | |
15 | Казахские народные игры | 1 | |
Зимние забавы 4ч. |
16 | «Скок-подскок». «Попляши и покружись!». | 1 | |
17 | «Снежная карусель». «Затейники». | 1 | |
18 | «Ловишки со снежком». «Метелица». | 1 | |
19 | «Чья пара скорей?». «Парное катание». «Веселые тройки». | 1 | |
Основы спортивных игр (волейбол) 10ч. |
20 | Освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче. | 1 | |
21 | Стойки и перемещения игрока. | 1 | |
22 | Передача мяча в парах. | 1 | |
23 | Передача мяча в тройках. | 1 | |
24 | Имитация передачи мяча на месте и после перемещения двумя руками. | 1 | |
25 | Обучение подаче. | 1 | |
26 | Прием мяча после подачи. | 1 | |
27 | Игра в «пионербол». | 1 | |
28 | Игра в мини - волейбол. | 1 | |
29 | Игра в мини - волейбол. | 1 | |
Игры на развитие умственных способностей ребенка (скорость мышления, смекалку) 5ч. |
30 | «Путаница», «Тяни-толкай», «Запрещенное движение» | 1 | |
31 | «Третий лишний», «Мяч соседу», «Защити башню» | 1 | |
32 | «Слушай сигнал», «В сто» | 1 | |
33 | «Что не так?», «Найди пару». | 1 | |
Итого | 33 |
Планируемые результаты
1.Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (если будет этап рефлексии); самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (когда идёт работа над блоком Игры народов...), структурирование знаний (в конце изучения блока);
2.Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; задавать вопросы; контролировать действия партнёра;
3. Личностные УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, установка на здоровый образ жизни.
4.Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия, различать способ и результат действия.
Список литературы
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст]: 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М.: Вако, 2004. – 124 c.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.