Конспект занятия по внеурочной деятельности кружка «Грамотей»
Тема: Работа над деформированным текстом.
Цель: Формирование умений составлять текст-повествование.
Задачи:
формируем первоначальные знания о тексте-повествовании: главный вопрос к тексту «Как это было?», действия совершаются во временной последовательности; виды заголовков.
- учимся работать с разными источниками информации: виды заголовков, текст, разрезные карточки;
- развиваем умение преобразовывать деформированный текст, выстраивая события в логической последовательности;
- мотивируем деятельность учащихся на объяснение смысла заголовков
- совершенствуем умение формулировать выводы, контролировать и оценивать свою деятельность;
воспитываем качества личности: умение работать с карточкой, умение слушать и слышать собеседника; адекватно отвечать на вопросы, умение делать осознанный выбор.
Оборудование:
у всех обучающихся деформированный текст-повествование
клей, ножницы, лист бумаги;
Основной принцип построения занятия: создание ситуации успеха у каждого ребенка, стимулирующий учебно-познавательную деятельность.
Деятельность учителя:
управление образовательным процессом с обоснованным использованием педагогических методов, направленных на формирование учебной деятельности обучающихся:
-наглядный,
-практический,
-проблемный,
-беседа,
-наблюдение.
Деятельность обучающихся:
учебная деятельность (в соответствии с её структурой), содержание которой определяется темой и задачами конкретного занятия: анализ заголовков, составление текста из разрезных предложений из деформированного текста на заранее подготовленных карточках.
контроль: наблюдение, обратная связь через ответы учеников; совместная работа по правильности определения типа речи; необходимая индивидуальная помощь при выполнении задания.
оценивание: с позиций ученика и учителя, исходя из темы и задач занятия.
Ожидаемый результат:
создание текста-повествования по алгоритму из деформированного текста на карточке, объяснение роли заголовков.
Учебный материал:
деформированный текст-повествование
Дидактический материал. Разрезная карточка.
Карточка.
Вдруг он увидел щенка |
Щенок испугался и убежал. |
Кот зашипел. |
Рыжий кот сидел на заборе. |
Щенок резвился во дворе. |
Ход занятия
Организованное начало занятия (ДЕВИЗ Слайд 1)
Разгадай кроссворд Слайд 2, 3
Сообщение темы занятия. Мотивация.
- Кто догадался, чем будем заниматься на нашем кружке?
- Сегодня мы будем учиться составлять текст.
- Что такое текст? (Текст – это группа предложений, связанных между собой по смыслу. У текста есть заглавие.)
- Как вы думаете, это важное умение составлять текст? Почему? (Да, уметь составлять текст очень важно. Правильно построенные предложения позволяют понять смысл текста.)
- Что такое заглавие? (Заглавие отражает основную мысль тексте, называет тему.)
- Посмотрите, на доске у меня записаны предложения, являются ли они текстом?
Вывод:
Текст имеет свои особенности построения: предложения располагаются в строгой последовательности.
Текст имеет части: начало, основная часть, концовка; может быть, заглавие.
●Текст записан на слайде. Слайд 4
Вот выглянул месяц.
Стало темно.
Сестры Света и Галя спят.
На небе появились первые звезды.
● (Дети читают предложения и приходят к выводу, что предложения не связаны друг с другом по смыслу.)
- Что можно исправить? (Поменять местами предложения).
- О ком идет речь в тексте? (О девочках.)
- Что они делают? (Девочки легли спать.)
- Почему они легли спать? (Стало темно. Настал вечер. Вечером выглядывает луна или светит месяц. Ярко блещут звезды.)
- Какое предложение мы поставим первым? Вторым? третьим? Четвертым? (Расставляем порядок предложений на доске.)
- Ребята, вы молодцы! Много рассказали о том, что будет в тексте.
- Давайте прочитаем получившийся текст. (Дети читают текст.)
-На какую тему эти предложения? Какой заголовок можно подобрать к нашему тексту? («Вечер».) Слайд 5
Вывод: Значит, заглавие может отражать смысл текста.
4. Давайте вспомним с чего мы начали нашу работу над деформированным текстом?
В процессе работы получился алгоритм работы над деформированным текстом.
Алгоритм вывешивается на доске. (составить алгоритм)
Алгоритм работы с деформированным текстом. Слайд 6
1. Прочитай предложения.
2. Подумай, какое предложение надо написать первым.
3. Установи последовательность событий.
4. Запиши предложения.
5. Проверь, правильно ли ты списал.
Алгоритм вывешивается на доске.
Физкультминутка.
4. Составление текста Слайд 7
Детям выдаются карточки с деформированным текстом.
(У каждой группы клей карандаш, ножницы и лист бумаги.)
А сейчас каждая группа попробует составить текст по алгоритму. Вам необходимо расставить порядок предложений в карточке, разрезать ее на предложения и составив текст, наклеить его на лист бумаги.
Как вы думаете, получился у вас текст?
Чего не хватает в вашем тексте? (заглавия)
Какое заглавие вы выбрали?
Оценивание учителем.
5. Работа с деформированным текстом на листе.
Защита текста
6. Итог урока.
Над чем мы сегодня работали на уроке? Что нового вы узнали?
(Научились работать с деформированным текстом, подбирать заглавие, находить основную мысль текста. Составили алгоритм работы над деформированным текстом.)
7. Рефлексия