«ДАВАЙТЕ БУДЕМ ЛЮБИТЬ ПЛАНЕТУ!»
Воспитательное мероприятие в 3 классе
Цель: прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать её; развивать любознательность и наблюдательность; воспитывать экологическую культуру; воспитывать бережное отношение к природе.
Оформление: плакат с высказываниями,глобус.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация в формате PowerPoint, плакат «Помоги мне» (рисунки детей)
Ход мероприятия
ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
Эмоциональный настрой
Слайд № 1.
Учитель: Нашу маленькую планету освещает большая звезда Солнце. Она дарит своё тепло всему живому на Земле, согревая своим теплом всё вокруг. Подарите свои улыбки друг другу! (Дети улыбаются.)
Видите, в классе сразу стало теплее и светлее. Запомните, что вы почувствовали, когда улыбались друг другу, и сохраните это настроение до конца урока.
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Слайд № 2.
Учитель: Мой земной шар, мой родной, мой кружащийся шар… Огромный, старый и такой хрупкий, что на фотографии из космоса похож на ёлочную игрушку. Мы мчимся с тобой в космическом пространстве среди звёзд, и, кажется, нет этому пути конца…
(Выходит группа детей)
Слайд № 3.
Ученик: На нашем шаре на земном,
Где родились мы и живём,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса
Где море, горы, степи, лес-
Полно таинственных чудес
Ученик: Ты – тоже часть его чудес
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течёт,
И по весне сирень цветёт.
И надо постараться,
Нам с этим не расстаться.
Слайд № 4.
Составление ассоциативного куста.
Учитель: Дети, подберите прилагательные к слову «планета».

Доска: планета (любимая, цветущая, огромная, единственная, голубая, прекрасная, неповторимая).
Ученик: Внимание! Внимание! Экологическая тревога!
Слайд 5.
Ученик: Нашей планете грозит беда! Виновники этой смертельной беды-люди. С тех пор, как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Что только он не выдумал, чтобы улучшить свою жизнь! Он придумал смертоносные яды, чтобы убить насекомых-вредителей, удобрения, чтобы сделать урожаи богатыми и отравил землю, созданные им автомобили заполнили улицы и отравляют воздух выхлопными газами, он вырубает деревья, осушает болота, покрывает Землю слоем мусора.
Посмотрите на плакат: «Помоги мне»,- просит природа. Она не может больше терпеть.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ КЛАССНОГО ЧАСА
Учитель: Наш классный час – тревожный звонок для каждого из нас. Как набат сегодня звучат строки стихотворения Глеба Горбовского «Мёртвый лес».
Пожар отклокотал и умер.
И умер лес, отзеленел…
Трагедию отчислил в сумме
Один хозяйственный отдел.
Медведь ушёл, удрали зайцы.
Хватили горя комары.
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары.
Стоял, как братская могила,
Безрукий, безволосый лес!
Что ни пихта – иссякла сила.
И что ни лиственница – крест!
Я уходил из этой жути
С большой тревогой за людей…
Не люди лес сожгли, не люди!
Не человек… Злодей, злодей!
Учитель: Ребята, а ведь лесу человек обязан многим!
Чем же дорог нам лес? (ответы детей)
Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух – три её основы.
Какая бы ни грянула беда – всё возродится снова.
Но если…
Впрочем, в наш жестокий век понятно всем,
Что это «если» значит?
О, человек!
Природа-мать ни рек и ни морей от глаз твоих не прячет,
Ни росных трав, ни голубых озёр…
Цени её доверие, ПРИРОДЫ!
Не обмани его!
И в тёмный лес входи, как в храм,
Под мраморные своды.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Учитель: Сегодня мы узнаем, какую роль играет человек в охране природы. Можно сберечь и лес, и сад, и поле, и речку, и всё то, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе. И сегодня мы проверим, насколько хорошо вы знаете окружающий мир и сможете ли вы его сберечь.
АКТИВИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Учитель: Закончился ХХ век. Век, в котором человечество приблизилось к грани экологической катастрофы. ХХ век оставил нерешенным вопрос выживания. Нам предстоит искать пути спасения планеты и самих себя.
Слайд № 6. (слушание песни)
Учитель: Какой призыв звучит в этой песне?
Слайд 7.
Учитель: «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней», – так писал более ста лет тому назад Л.Н. Толстой. Вот только природа во времена Толстого и даже гораздо позже, когда детьми были наши бабушки и дедушки, окружала людей совсем другая, чем эта, среди которой мы живём сейчас. Реки тогда спокойно несли в моря и океаны свою прозрачную воду, леса стояли дремучие, а в голубом небе ничто, кроме птичьих песен, не нарушало тишину. А совсем недавно мы поняли, что всего этого: чистых рек и озёр, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц – становится всё меньше и меньше. Безумный ХХ век принёс человечеству вместе с потоком открытий и множество проблем. Среди них очень и очень важная - охрана окружающей среды. Отдельным людям, занятым своей работой, порой трудно было заметить, как беднеет природа. Но те, кто постоянно связан с природой, кто её наблюдает и изучает, – учёные, писатели, работники заповедников, многие другие, – обнаружили, что природа нашей планеты быстро скудеет. И стали говорить, писать, снимать фильмы об этом, чтобы задумались и забеспокоились все люди на Земле. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ.
Учитель: Я приглашаю экологов, они приготовили для нас информацию.
Экология – это наука, обучающая нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Наука о связях между живыми существами и окружающим их миром, между человеком и природой. От слова «экология» произошло слово «эколог». Экологи – это люди, занимающиеся экологией, защищающие природу.
Мир вокруг нас разноцветный, яркий. Но любимый цвет экологов – зелёный. Он стал символом защиты Земли.
«Нужно бережно относится к окружающему миру, к Земле, потому что это наш Зелёный дом. А дом нужно всегда беречь и защищать» -говорят экологи.
Как много всего замечательного в этом доме! Экологи придумали прекрасный праздник – День Земли. Люди всех стран отмечают его ежегодно 22 апреля. В этот день все люди вспоминают, что они живут в одном, общем доме.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
БЕСЕДА.
– Я предлагаю выяснить, кто у нас в классе лучшие экологи – мальчики или девочки.
– Скажите, нравится ли вам наш город?
– А дом, в котором вы живёте?
Ученик: У нас над головой одна общая крыша-небо,
Под ногами общий пол- земля или почва,
Общая лампочка или печка – Солнце.
У нас один общий водопровод – вода морей и океанов,
У нас общий вентилятор –ветер,
Наши лёгкие – это наши леса.
СТРОИТЕЛЬСТВО ГОРОДА ЭКОГРАДА
Учитель:
Первое задание: построим город, где природа будет жить в безопасности. А назовём наш город Экоград. Выберите «кирпичики», которые подойдут к вашему городу.
На доске – «кирпичики» со словами.
Экоград
Кислотный дождь
Зелёные деревья
Затоптанные цветы
Грибной дождь
Горы мусора
Грязные реки
Пожары
Радуга
Браконьеры
Цветущие растения
Чистый воздух
Слайд 8.
– Посмотрите, какой красивый город у нас получился!
ИГРА «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СВЕТОФОР»
Слайд 9.
– Как и в каждом городе, в Экограде также есть светофор, его сигналы обозначают тоже самое, что и на дороге.
КРАСНЫЙ – когда человек приносит вред природе.
ЖЕЛТЫЙ – необходимо соблюдать определенные правила в природе.
ЗЕЛЕНЫЙ – наши добрые дела.
Вы должны показать сигналами светофора желающим посетить наш город, что можно брать с собой, а что – нет.
Учитель (достаёт рюкзак с вещами). Вот взял с собой турист…
Нож. (Турист собрался содрать кору с дерева ножом, чтобы разжечь костёр.)
Зажигалка. (Нужно разжечь костёр.)
Магнитофон. (Решил послушать новые хиты.)
Ведерко. (Захотел полить кустики ивы.)
Пакет с крошками хлеба и крупой. (Покормить уток в пруду.)
Рогатка. (Пострелять птиц.)
КОНКУРС «ТЕАТРАЛЬНО- ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ»
Слайд 10.
Учитель: В нашем городе существует свой музей, вот одна из картин, что висит на стене. Кто скажет, как она называется? А кто её автор? (Васнецов «Три богатыря»). Сегодня у нас есть возможность увидеть живые картины. Сейчас перед вами развернётся выставка работ очень известных художников, а вам и нашим гостям предстоит оценить ожившие картины.
Инсценировка по картине Васнецова «Три богатыря»
Илья Муромец (глядя из-под ладони вперёд). Эх, полюшко!
Ни живо, ни мёртво! Будто после побоища!
Алёша Попович (кивая на камень). Тут что-то написано… Налево пойдёшь – на химзавод попадёшь, направо пойдёшь – на свалку попадёшь, прямо поедешь – на бездорожье костей не соберёшь…Ну и заехали!
Добрыня Никитич. Глядите, туча чёрная по небу стелется – не к добру это! Неужели силы тёмные поганые снова на Русь напасть хотят? Защитим землю-матушку! Не пощадим живота своего!
Илья Муромец (глядя из-под ладони вперёд). Погоди, погоди. Это не силы тёмные, а трубы химзавода дымят! Потому и трава на поле пожухла, измучили землю-матушку люди неразумные!
Алёша Попович. Так что же зря мы от врага русскую землю отбивали, зря кровушкой своей её поливали?
Добрыня Никитич. Нет! Не зря! Видно опять наше время пришло!..
Учитель: Ребята, как мы можем сберечь нашу природу, нашу планету? Неужели без богатырей русских нам не обойтись? (ответы детей)
Слайд 11.
Учитель: По дороге из города нас встречает лес.
Послушаем информаторов.
1-й ученик: Лес – это лёгкие планеты. 1 гектар леса поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании 200 человек; 1 гектар хвойного леса за 1 сутки выделяет 5 килограммов особых веществ от которых погибают болезнетворные микробы.
Небольшой лиственный лес за 1 год забирает 70 тонн пыли.
Слайд 12.
5. Игра «Если я приду в лесок»
Учитель: Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечайте с помощью сигнальной карточки.
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (Да)
Если разведу костёр, а тушить не стану? (Нет)
Если сильно насорю и убрать забуду. (Нет)
Если мусор уберу, и с собой я заберу? (Да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да)
Учитель: Ребята, скажите, а без чего невозможна жизнь на Земле? (Без чистой воды и воздуха.) Экологи предлагают нам решить экологические ситуации.
Решение экологических ситуаций (работа в парах по карточкам)
Слайд 13.
Ваш младший брат принёс из леса ёжика. Что вы посоветуете брату? Оставить себе и позаботиться о нём. Отнести в лес. Дома он погибнет. Поиграть с ним и отпустить. | Ты увидел надломленные веточки дерева. Что ты сделаешь? |
Вы увидели гнездо в траве. Ваши действия. | Весной ты пошёл в лес и увидел, что на поляне распустились первые ландыши. Что вы будете делать? Сорву только один цветок. Полюбуюсь и не трону. Они нужны насекомым. Нарву маленький букетик и подарю маме. |
После похода остался мусор. Ваши действия? |
6. Беседа о Красной книге
Слайд 14.
Учитель: Из-за губительного отношения людей к природе многие растения и животные исчезают. Чтобы их сохранить, люди создают заповедники, разводят и охраняют исчезающие виды животных и растений.
– Что такое Красная Книга?
– В этой книге собраны все виды исчезающих растений и животных.
Ученик: Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты.
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
Учитель: Составление сенкана со словом природа (работа в группах).
Волшебная, чарующая;
Радует, вдохновляет, успокаивает.
Беречь природу – значит беречь Родину.
Любите.
ИТОГ. РЕФЛЕКСИЯ
Слайд 15.
Учитель: Молодцы! Много нового вы сегодня узнали! Я очень хочу, чтобы вы жили в дружбе с природой, чтобы всегда любовались её красотой, ведь сохранить природу для других поколений – это в ваших руках! А природа отблагодарит вас за ваши добрые дела спелыми яблоками, чистыми дождями, душистыми цветами, ярким солнышком…и другими чудесами! Ведь чудес полна – могучая природа!
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица.
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
Давайте будем
Беречь планету
Во всей Вселенной
Похожей нету:
Во всей Вселенной
Совсем одна,
Что будет делать
Без нас одна?..
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Слайд 16.
– А чтобы вы лучше запомнили наш урок, предлагаю вам дома ответить на вопросы:
Как я прожил этот год?
Сделал ли я что-нибудь хорошее для земли?
Не сделал ли я чего-нибудь плохого?
Что я могу сделать для земли?
– Наш урок подошёл к концу. Мне остаётся только поблагодарить вас за урок.
Слайд 17.