СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие к проведению Недели литературы для учащихся 8 -11 классов.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по литературе»

Внеклассное мероприятие

«Я сын твой, Россия!» - путешествие по океану жизни и творчества В.П. Астафьева, рассчитанное на учащихся 9-11 классов.



Цель мероприятия: приобщение учащихся к ценностям отечественной культуры на примере жизни и творчества В.П. Астафьева.

Задачи: воспитание любви к малой родине, доброты и чуткости через восприятие произведений В.П. Астафьев, развитие навыков устной речи, выразительного чтения.



Оформление: портрет писателя (1924-2001);

статьи и книги, посвященные жизни и творчеству В. П. Астафьева.

Аудиозапись «Аве Мария» Ф.Шуберта, «Прощание с родиной» М.Огинский и другие.


Пусть имя мое живет в трудах моих до тех пор,

пока труды эти будут достойны,

оставаться в памяти людей.

В.П. Астафьев.

1. Орг. момент. Добрый день(вечер), дорогие друзья!

Наша встреча посвящена сыну сибирской земли, замечательному писателю Виктору Петровичу Астафьеву, в чьих произведениях подняты актуальные проблемы: детство и война, человек и природа, Родина и любовь. Каждый из нас должен знать, что малая родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли и, конечно же, таких писателей, как Виктор Петрович Астафьев. В этом поможет путешествие по океану жизни и творчества «Я сын твой, Россия!»»

« Остался один – посреди России».

1 ведущий: Писатель и время…Эти два понятия тесно переплетены. Писатель только тогда писатель, когда умеет выразить своё время, когда у него отзывчивое сердце, когда он тревожит читателя и заставляет его думать о мире. Как жил? Что провозглашал? Что осуждал? Куда звал?

Кто для нас Виктор Петрович Астафьев?

Это писатель. Личность. Человек. Гражданин. Проживший жизнь с веком наравне.

(Освещенный портрет В. Астафьева. На фоне музыки звучит голос автора (чтеца).)

Чтец: « За что судьба даровала мне счастье жизни? Достоин ли я его, этого счастья? Всё ли делал для счастья других? Всегда ли был честен перед собою? Не рвал ли хлеб изо рта близких? Не оттирал ли с дороги локтями слабых?»

2 ведущий: Так спрашивал самого себя В.П. Астафьев в статье «Сопричастный всему живому». И уже название этой статьи и вопросы, обращенные к себе, много говорят нам о нём, о писателе и человеке.

Чтец: « Память моя, память, что ты делаешь со мной?!

Память моя , сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости…И воскреси – слышишь? – воскреси во мне мальчика, дай успокоиться о очиститься возле него».

(На фоне полонеза Огинского инсценировка из повести «Последний поклон».)

Автор. «О чём же это рассказывала мне эта музыка? Почему так тревожно и горько мне? Почему хочется заплакать, как я ещё никогда не плакал? Почему мне жалко самого себя, жалко тех вон, что спят непробудным сном на кладбище и среди них под бугорком лежит моя мама, а рядом с нею две сестрёнки, которых я даже не видел: они жили до меня, жили мало – и мама ушла к ним, оставила меня одного на этом свете…

Я тихонько приоткрыл дверь и шагнул в сторону…Я увидел человека, который и играл эту музыку…

- Сыграйте, дяденька, ещё…

Вася-поляк. Что тебе, мальчик, сыграть?

Автор: Эту музыку.

Вася-поляк: Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. Написал он её на границе, прощаясь с родиной. Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина – он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. Давно уже нет композитора на свете. Его фамилия была Огинский, он был поляк, как и я. Его нет на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле живы до сих пор.

1 Ведущий: Музыкой неистребимой любви к родине звучит каждая строка, написанная В.Астафьевым. В повести «Последний поклон», то, что сам пережил, перестрадал, передумал. А пережил он столько, что хватило бы, пожалуй, не на одну жизнь.

2 Ведущий: Детство Виктора Астафьева – труднее не придумать. Мальчику было всего семь лет, когда утонула в Енисее его мать. Памяти матери он посвятил повесть «Перевал». А много позднее, став уже известным писателем, он скажет о маме, Лидии Ильиничне, с горькой сыновней любовью.

Чтец. «Если бы мне дано было повторить жизнь, я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат, которые, кстати, помогают обострённей видеть мир и глубже чувствовать доброту. И лишь одно я просил бы у своей судьбы – оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь…Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может! Говорит это вам человек, который имеет право на доверие – он пережил свою мать…»

(Звучит «Аве Мария».)

2 ведущий: Виктор Астафьев воспитывался бабушкой. Ей в первую очередь посвящена книга «Последний поклон» - воспоминания писателя о детстве и отрочестве. Да! У него есть бабушка, да ещё какая! Астафьевская бабушка Катерина Ивановна несёт столько тепла, света внуку, что, уже сам став взрослым, он вспоминает о ней с любовью и благодарностью.

(Инсценировка фрагмента повести «Конь с розовой гривой».)

Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.

Внук: Да? Баба, можно и я пойду?

Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в

город, твои тоже продам и куплю тебе пряник


Внук: Конём, баба?

Бабушка: Конём, конём.

Внук: Пряник конём! Это же мечты всех деревенских мальчишек. Он белый- белый, этот конь, а грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые.


На следующий день.


( Внук лежит прикрытый дедушкиным полушубком. На кухне бабушка и дед).


Бабушка: Культурная дамочка в шляпке говорит: «Я у вас эти ягодки вот все куплю» - «Пожалуйста, милости просим. Ягодки – то говорю, сиротинка горемычный собирал…»


(Внук от стыда натягивает полушубок на голову).


Бабушка: Своих вечно потачил! – Теперь, этому! А он уже мошенничает! Чё потом из него будет? Каторжанец будет! Вечный арестант будет. Я вот ещё левонтьевских в оборот возьму! Это ихняя грамота… (дед уходит).


  • Не спишь ведь, не спишь! Я всё-ё вижу!

  • Не спишь ведь, не спишь! Я всё-ё вижу!

(Зашёл дед, вытянул из- под внука вожжи, подмигнул).


Дед: Ничего не робей!

(внук швыркает носом, дед гладит его по голове, внук заплакал).


Ну что ты, что ты! Чего же голодный-то лежишь? Попроси прощенья… Ступай, ступай.

(внук встаёт, надевает штаны, ревёт).


Внук: Я больше…я больше… я больше…


Бабушка: Ладно уж, умойся да садись трескать!


(умывается, долго вытирается ручником, всхлипывает. Дед возится, сматывая на руку вожжи. Начал есть. Потом сидит, понурив голову. Разглаживает штаны. Подняв голову, мальчик увидел на столе розового коня. Зажмуривается. Потом открывает глаза, протирает…)


Бабушка: Бери, бери, чего смотришь!? Глядишь, за то ещё когда обманешь бабушку...


Внук: Пряник конём! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать и


слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конём сразу почёту


сколько будет, внимания!


1 ведущий: Побывал В. Астафьев и в беспризорниках. Но бродяжничество его подневольное, от сиротства.

Чтец: « Пришла осень. Затем зима. Кончились мои рыбацкие дни. Я оказался в детдоме, и всё мне хотелось кому-нибудь рассказать о «моём озере». В этом году преподавать литературу и русский язык нам начал Игнатий Дмитриевич Рождественский…Он часто заставлял писать нас сочинения на «вольные» темы..В одном из школьных сочинений я написал о том, как мальчик заблудился в тайге и нашёл неизвестное озеро…Игнатий Дмитриевич признал моё сочинение лучшим и поместил в рукописный школьный журнал.

Много лет спустя я вспомнил о своём школьном сочинении и написал рассказ «Васюткино озеро».

(В исполнении чтеца звучит отрывок из рассказа «Васюткино озеро».)

«Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное для Васютки. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки — озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашёл его и людям показал. Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек, потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное.Ноги мягко ступали по мху. На нём там и сям валялись шишки, попорченные кедровками. Они напоминали комочки сотов. В некоторых отверстиях шишек, как пчёлки, торчали орехи. Но пробовать их бесполезно. Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнёздышка»

2 ведущий: Трудные судьбы детдомовцев, «вольных» людей, как они себя называют, проходят перед глазами читателей в повести «Кража». Тут любят и калечат друг друга в не по-детски злобных драках, надеются и отчаиваются, видят счастливые сны и ворочаются в бессоннице, читают умные книжки и слушают анекдоты; тут красивая песня соседствует с пошлым блатным куплетом…

1 ведущий: Не под силу воспитателю Валериану Ивановичу заменить детдомовцам отца, мать, семью. Наверное, поэтому кричит его душа, страдающая от ежедневного соприкосновения с чужой - нет, для него не чужой – ребячьей болью: «Ребята, когда вы станете взрослым и у вас будут дети,– любите их! Любите! Любимые дети не бывают сиротами. Не надо сирот!» В искренности этих слов не приходится сомневаться. Они выстраданы в великой душе бывшего детдомовца Виктора Астафьева.

Чтец: «Озари же, память, мальчика до каждой веснушки, до каждой царапины, до белого шрама на верхней губе – учился когда-то ходить, рассёк губу о ребро половицы.

Первый в жизни шрам.

Сколько потом их будет на теле и в душе?..

Сквозь всё это, сквозь! Туда, где на истинной земле жили воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату – ответную любовь».



«Пусть поколения знают…»

«Нет у меня светлых воспоминаний о войне»

( На фоне «Шестой симфонии» Шостаковича).

Чтец: Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли,

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли за солдатом солдат...

До свидания, мальчики! Мальчики,

постарайтесь вернуться назад.

Чтец: «… Как малая частица этого многотерпеливого, многострадального и героического народа, стану и я вспоминать правду, свою единственную, мной испытанную, мне запомнившуюся, окопную, потому что другой-то я и не знаю».

2 Ведущий: Осенью 1942 года В. П. Астафьев ушел добровольцем на фронт, оказался в самом пекле войны. Он воевал рядовым, был шофером, артразведчиком, связистом. Воевал на Брянском, Воронежском и Степном фронтах, объединившихся затем в Первый Украинский. Участвовал в боях на Курской дуге, освобождал от фашистских захватчиков Украину, Польшу. На фронте был награжден орденом «Красной Звезды» и медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За освобождение Польши». Был дважды ранен, контужен.

Чтец: « Сколько раз погибал я в мучительных снах! И всё-таки воскресал. На смену жутко гудящему огню, гремучему дыму взрывов неожиданно хлынут пёстрые поляны в цветах, шумливая берёзовая роща; тихий кедрач на мшиной горе; вспенённая потоком река…»

(Чтец читает отрывок из «Царь-рыбы» - главу «Бой»: «Случались счастливые часы и ночи…в редкую минуту душевного покоя».)

Чтец: «И всё не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу. Багровый свет пробивается сквозь немую уже толщу времени и, сплющенная, окаменелая, но не утратившая запаха крови и гари, клубится она во мне».

1 ведущий: Память о войне диктовала писателю строки «Пастуха и пастушки», «Звездопада», повести «Где-то гремит война», рассказов «Ясным ли днём», «Жизнь прожить…».

Чтец: « О войне писать трудно…Счастлив, кто не знает её, и я хотел бы пожелать всем добрым людям: и не знать её никогда, и не ведать, не носить раскалённые угли в сердце, сжигающие здоровье , сон…боится моё сердце…трудно мне писать о войне, хотя «во мне» книга о войне, о «моей войне», идёт и идёт своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое».

2 ведущий: В романе «Прокляты и убиты» Астафьев обращается к теме своих произведений прошлых лет – человек и война.

Чтец: «Мне иногда пишут и говорят, что война, изображаемая мною, - «неправильная», непохожая на войну тех, кто сражался на ней в ста километрах от передовой. А она очень разнообразна…Там люди убивали людей – это страшно, это античеловечно: «Все, кто сеет на земле смуту, войну и братоубийства, будут прокляты Богом и убиты».

Ведущий: « Пастух и пастушка» - повесть о войне и любви, крови, страданиях. Война не просто бесчеловечное явление, она противоестественна.

Чтец: «Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику. И мертвых, било их осколками, посекло одежонку, вырвало серую вату из латаных телогреек, в которые оба они были одеты.. Хведор Хвомич пробовал разнять руки пастуха и пастушки, да не могли и решили - так тому и быть, так даже лучше – вместе на веки вечные…»

1 Ведущий: В романе «Прокляты и убиты» (1994г.) Астафьев обращается к теме своих произведений прошлых лет – человек и война.

Чтец: Отрывок из романа «Прокляты и убиты» от слов « Плохо освещенная казарма» до «… не стащили на топливо».

2 Ведущий: И это всего лишь самое первое впечатление. Главные герои романа, а это – Лешка Шестаков, Леха Булдаков, Коля Рындин, взводной Щусь, сержант Финифатьев, старшина Шпатер и другие, попавшие сюда на обские берега, - отнюдь не избалованный жизнью народ. Все они выросли по баракам, по деревенским избам да хибарам городских предместий. Но и они оторопели от почти непереносимой тяжести погружения в этот пещерный быт, в его безвылазную грязь, в голодное существование, в почти тюремную атмосферу, усиленную разгулом уголовщины.

Чтец: Отрывок из романа от слов «В карантинных землянках многолюдствие…» до слов «…людском прибежище».

1 Ведущий : Но жутче всего прочего – царящая здесь беспощадная жестокость. Особенно ярко проявляется она в двух эпизодах. Первый из них – это зверское убийство одного из самых безответных и жалких парнишек, которое совершает в припадке ярости командир первой роты Пшенный. Он просто-напросто забивает свою беззащитную жертву ударами сапог на глазах товарищей.

2 Ведущий: Второй эпизод, леденящий душу – сцена «показательного» расстрела братьев-близнецов Снегиревых, которые, заведомо не помышляя о роковых последствиях мальчишеского поступка и оголодав на более чем скудном казенном харче, отлучились в четырехдневную самоволку к солдатке-матери, которая жила неподалеку от военного городка. Вернулись оттуда ребята радостными, вдосталь принесли товарищам щедрый припас. А тут на беду подоспел памятный фронтовикам приказ Сталина, ужесточающий до высшей меры кару за подобные «преступлении».

Чтец: Отрывок от слов «Голодные, изнуренные…» до слов «…их советские войска».

1 Ведущий: Роман «Прокляты и убиты» признан одним из лучших произведений о войне, а Виктор Петрович Астафьев награжден премией «Триумф»

2 Ведущий: "Мне иногда пишут и говорят, что война, изображаемая мною, "неправильная", "не похожая" на войну тех, кто сражался на ней в 100 км от передовой. А она очень разнообразна. Там люди убивали людей- это страшно, это античеловечно: "Все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийства, будут прокляты Богом и убиты".

Чтец: ( На фоне органной музыки)

Не забывайте зла военных лет.

Не возводите в мифы достоверность.

Четыре года шла солдатам вслед

Кровавыми шагами повседневность.

Не говорите громкие слова …

Тем, кто присяге с молодости предан.

Не отживёт высокая молва

О тех, над кем склоняется Победа.

Не возвращайте нас к делам былым,

Не бередите старых ран невольно.

Героев чтите павших. А живым…

Живым, сыновней верности довольно.

Н. Зусик. « Победа»

(Звучит песня «Если мы войну забудем»)

« Сопричастный всему живому»

« …Меня интересует нравственная сторона.

Какие отношения возникают между природой

и современным человеком?»

В.П. Астафьев.

1 Ведущий: Есть проблемы, которые вечно сопровождают человеческое бытие. Одна из них – взаимоотношения человека и природы. «Нам не привыкать к потерям, – писал Сергей Залыгин, – но только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу, – после этого терять уже будет нечего»

2 Ведущий: Как чуткий художник Астафьев не мог оставаться в стороне от проблемы сохранения природы. Событием в жизни нашей литературы стало произведение «Царь-рыба», отмеченное Государственной премией. В ней автор предупреждает, что возмездием за истребление природы становится разрушение природы человека, посягнувшего на живой мир.

Чтец: Отрывок из «Царь-рыбы» от слов « По-акульи хищно…» до слов «…им вся земля вместо преступлении».

1 Ведущий: Астафьев не скрывает своего презрения к браконьерам алчным, жестоким, наглым. Их отношение к природе, к людям основано на одном желании – урвать побольше. Им не жаль рыбы, погибшей на самоловах, не жаль людей, которые по незнанию выловят мертвую рыбу из реки, да и приготовят из нее смертоносное варево.

Чтец: Звучит стихотворение Н.Новикова

Никогда ничего не вернуть,

Как на солнце не вытравить пятна,

И в обратный отправившись, путь,

Всё равно не вернёшься обратно,

Эта истина очень проста,

И она, точно смерть, непреложна,

Можно в те же вернуться места,

Но вернуться назад невозможно.

Чтец: "Переменилась моя родная Сибирь. Всё течёт, всё изменяется. Свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет. Так что же я ищу? Отчего мучаюсь?

Почему? Зачем?" Есть желание запомнить и рассказать в доверительно узком кругу увиденное, поразившее воображение, интересные факты из жизни, истории или явлений природы: Собеседник нужен всякому здравомыслящему человеку, иначе его задавит одиночество, и если его нет, собеседника, тогда человек склоняется к беседе с самим собой, доходит до бездонных глубин бытия, его одолевает вечная дума о смысле жизни.

2 Ведущий: Так родилась замечательная книга рассказов "Затеси". Затесь- это стёс, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом. Затесь- мета, по которой люди в тайге искали тропы дороги. Затесь- это мета, место, которое врезалось в память писателя, и при мысли о нём "сердце начинает работать с перебоями, биться судорожно.." "Затеси", собранные в книгу с таким названием , писались почти четверть века.

Чтение миниатюр "Тоска", "Какое сырое утро", "Долбят гору".

1 Ведущий: Астафьевские "Затеси" оставят добрые мечты в памяти людей, и одна из самых глубоких зарубок будет как напоминание: в отношении к людям, к природе проявляется человек, его доброта, совестливость, любовь к родине.

Чтец: «..И был бы он счастлив тем, ч то есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть сопричастный всему великому и живому, и понял бы он, человек, что назначение его на земле - творить добро…»

«Я сын твой, Россия!»

Чтец: « Нет у нас запасной родины, нет другой жизни, значит, надобно всё вытерпеть и пережить ради того, чтобы наладить жизнь, которой наградил нас Создатель, сохранить в себе душу, чтобы во всём и во всех она была века, веки - вечные жива»

2 Ведущий: « Когда писатель рано или поздно уходит от нас, жизнь его продолжается на страницах книг и в памяти читателей…»

Видеовставка: Фильм « Виктор Астафьев» (Встреча с читателями).

1 Ведущий: Пройдут годы. Другие люди будут открывать их. И тогда по листам пробежит радостный трепет, рожденный счастьем бытия, и они заговорят голосом автора. И может быть именно так.

Чтец: О, я недаром в этом мире жил!

И сладко мне стремиться из потемок,

Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,

Доделал то, что я не довершил.

Н. Заболоцкий.

(Звучит «Романс» Р. Свиридова)

2 Ведущий: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине…». ( Из главы «Далекая и близкая песня» повести

« Последний поклон»).



















Список литературы:

1. Астафьев В.П. Пастух и пастушка. Звездопад. Кража: Повести – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1990.

2. Вуколов Л.И. Современная проза. М.: Просвещение, 2002.

3. Душа обязана трудиться. Литература в школе, 2003 №6.

4. Ланщиков А.П. Виктор Астафьев. Просвещение, 1992. Русская проза 20 века: В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, В. Шулинин – М.: АСТ: апрель,2003.

5. Сопричастный всему живому// Литература в школе. 1989-№2.