Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
« Макраме»
Пояснительная записка
Макраме (фр. Macramé, от арабск. — тесьма, бахрома, кружево или от турецк. — шарф или салфетка с бахромой) — техника узелкового плетения. Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности, еще с первого завязывания узлов на каменном топоре и первой циновке. По некоторым данным в Европумакраме пришло в VIII—IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции.
Развитию макраме очень помог парусный флот. Издавна моряки плели сети, сращивали с помощью узлов тросы, оплетали различные конструкции, украшали плетёными покрышками рулевые колёса. Известно около четырёх тысяч морских узлов. Комбинации узлов очень часто бывали необыкновенно сложными. Многие морские узлы благодаря своей красоте и оригинальности перешли в художественное ремесло — макраме. Получаемые узоры отличаются не только красотой, но и прочностью. Недаром один из основных узлов макраме — двойной плоский — в древности называли Геркулесовым узлом.
В наше время насчитывается 6 видов узелкового плетения, и сотни всевозможных узлов.
Материалы для плетения могут быть самыми разными: пеньковая или льняная верёвки, мулине, бумажная бечёвка, кордовая или шёлковая леска, льняные, хлопчатобумажные, шёлковые или синтетические нити, плоская тесьма,сизаль. Главное — правильно подобрать узлы.
Программа кружка «Макраме» охватывает различные направления работы с нитями — плетение браслетов дружбы, или фенечек, плетение объемных изделий, цветов, игрушек.
Цель программы — научить детей самостоятельно создавать изделия из нитей, пользоваться схемами и самим составлять их, развивать эстетический вкус, внимание, терпение в работе, чувство коллективизма. Во время занятий дети, которым легче удается усвоить практические навыки, помогают другим детям.
Основные задачи обучения учащихся.
1. Образовательные задачи:
расширить, углубить и закрепить знания и умения учащихся, полученные на уроках трудового обучения, технологии в школе.
развивать мышление, память, моторику мелких мышц, расширять кругозор.
2. Воспитательные:
прививать основы культуры труда;
формировать интерес к декоративно-прикладному искусству;
способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, интереса к ручному труду; умение доводить начатое дело до конца, чувства коллективизма;
научить самостоятельно, оценивать результат работы.
3. Развивающие:
способствовать развитию творческого мышления, художественного вкуса, эстетического восприятия, воображения;
формировать творческое отношение к выполняемой работе.
4. Практические:
формировать и совершенствовать умения и навыки в области плетения, в технике фриволите, макраме, плетения на раме;
обучать пользованию различными инструментами, необходимыми в процессе работы.
Подведение итогов работы проводится в конце учебного года (выставки, открытое занятие).
Общая характеристика предмета и его место в учебном плане
Программа «Макраме» рассчитана на два года обучения. Учебная нагрузка в год составляет 34 часа (1 раза в неделю по 1 часу), в группе занимаются 10-15 человек в возрасте от 6,6 до 10 лет. В кружке могут заниматься учащиеся одного возраста или состав может быть разновозрастным. Поэтому работа с детьми должна проходить с индивидуальным подходом к каждому ребенку, с учетом его интересов, особенностей, творческих способностей. Содержание образовательного процесса должно носить характер творческой деятельности и быть направленным на развитие творческих способностей у детей. Во всех случаях выполнения заданий должно способствовать познавательной активности учащихся, усиливать их эстетическую восприимчивость, развивать художественный вкус и творческие способности. Педагог не должен ставить задачу точного выполнения образца, а с его помощью он должен стремиться вызвать у ребят желание творить самому, изменять, совершенствовать.
Планируемые результаты обучения
Воспитанники должны знать:
- как организовывать рабочее место;
- названия материалов, названия и назначение инструментов, которые используются на занятиях;
- приемы и правила безопасной работы с инструментами, способы соединений деталей изделий, дотачивание нити, закрепления нити.
Воспитанники должны уметь:
- подготавливать свое рабочее место;
- различать материалы и инструменты, составлять самые простые рабочие схемы, правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;
- использовать несколько видов плетения в одной работе.
Методическое обеспечение.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Обычно изучение темы начинается с теоретической части занятий, прежде всего учащиеся знакомятся и историей макраме в России, с правилами техники безопасности при работе с ножницами, знакомятся с основными видами плетения и т. д Вторая часть занятий-практическая; она является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися. Основной формой организации работы в кружке являются занятия.
Используются различные виды проведения занятий :
А) занятие- игра
Б) занятие- беседа
В) комбинированные занятия
Г) практические занятия
Требования к занятиям
реализация индивидуального подхода;
теоретические и практические знания даются всей группе, а дальнейшая работа ведётся самостоятельно или с помощью педагога.
чёткое объяснение на высоком уровне учебного материала или практической операции;
Основные методы и формы учебной деятельности
Методы:
А) словесные
Б) наглядные
В) практические
Г) частично-поисковые (выполнение индивидуальных творческих заданий, проектов, исследование истории изделий и т.д.
Формы занятий:
А) групповые
Б) индивидуальные
В) коллективные
На практических занятиях педагог следит за правильным использованием оборудования, показывает приёмы работы с инструментами и материалами, помогает разобраться в схемах, рисунках.
После каждого занятия - подведение итогов: обобщается проделанная работа, подводятся её итоги, делаются выводы, отмечается активность отдельных учащихся, даётся оценка полученных знаний, что получилось, над чем нужно ещё поработать.
Подведение итогов работы, анализ и оценка её имеют большое воспитательное значение, поэтому оценка должна носить объективный, обоснованный характер. Наиболее подходящая форма оценки - это организованный просмотр выполненных образцов изделий. Подведение итогов работы за год проводится на итоговой выставке декоративно-прикладного творчества.
Список литературы
1. http://macramemagicknots.blogspot.ru
2. Соколовская М.М. «Знакомьтесь с макраме» Просвещение 1986
3. Кузьмина М. «Азбука плетения» Алтай 1994
4. ДонателлаЧиотти «Макраме. Украшения из плетеных узелков» Ниола 21 век Москва 2005
5. Максимова М., Кузьмина М. «Послушные узелки» Эксмо 2007
6. Н.А. Чудиловская «Я умею плести макраме» Харвест 2000
7. http://www.liveinternet.ru
Календарно-тематическое планирование
Календарные сроки | №№ занятия | Тема (раздел) | Планируемые результаты | Возможные виды деятельности учащихся/ возможные формы контроля/форма урока | Информационное сопровождение |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | УУД (личностные и метапредметные результаты) |
|
4.09
| 1
| Вводное занятие. Основы плетения. Символика цветов. | Правила внутреннего распорядка, программу кружка, инструктаж по технике безопасности, инструменты и приспособления, материалы. | Знать правила внутреннего распорядка, ТБ, уметь использовать материалы и приспособления. | Лекция, беседа. | Презентация |
11.09 | 2 | Инструктаж по технике безопасности. |
18.09 25.09 | 3-4 | Расточка | Плетение, низание. Основные характеристики цвета, гармоничное сочетание цветов. | | Лекция, беседа; практическая работа. | Презентация |
2.10 9.10 | 5-6 | Расточка «Фантазия» | Способы закрепления нити, удлинение нити, схемы плетения. | Уметь ориентироваться в основных терминах, пользоваться схемой. Умение самостоятельно создавать схему и использовать её в работе. | Практическая работа | |
16.10 23.10 | 7-8 | Фенечка «Морская» (вечная классика) | Способы закрепления нити, удлинение нити, схему плетения. | | Теоретическая часть, практическая работа | |
30.10 13.11 | 9-10 | Вечная классика «Полосатая» | Способы закрепления нити, удлинение нити, схему плетения. Косое плетение. | | Теоретическая часть, практическая работа | |
20.11 27.11 | 11-12 | Вечная классика «Фантазия» | Способы закрепления нити, удлинение нити, схему плетения. Косое плетение. Составление схемы. | Умение самостоятельно создавать схему и использовать её в работе. | Практическая работа | |
4.12 11.12 | 13-14 | Тесьма «Пчёлка» (полоски-шевроны) | Способы закрепления нити, удлинение нити, схему плетения. Косое плетение | | Практическая работа | |
18.12 25.12 | 15-16 | Шашечки-шевроны | Способы закрепления нити, удлинение нити, схемы плетения. Косое плетение | Совершенствовать навык пользования схемой, ориентирование в терминах. | Практическая работа | |
15.01 22.01 | 17-18 | Двойные шевроны | Способы закрепления нити, удлинение нити, схемы плетения. Косое плетение | | Теоретическая часть, практическая работа | |
29.01 5.02 | 19-20 | Шевроны «Фантазия» | Способы закрепления нити, удлинение нити, схемы плетения. Косое плетение. Составление схемы. | Умение самостоятельно создавать схему и использовать её в работе. | Практическая работа | |
12.02 19.02 | 21-22 | Скрученные полоски | Комбинированное плетение | | Теоретическая часть, практическая работа | |
26.02 5.03 | 23-24 | Зигзаг | Комбинированное плетение | | Практическая работа | |
12.03 19.03 | 25-26 | Радужный зигзаг | Комбинированное плетение. Составление схемы. | Умение применить полученные навыки. | Практическая работа | |
2.04 9.04 | 27-28 | Лесенка | Комбинированное плетение. | | Практическая работа | |
16.04 23.04 | 29-30 | Ромбики | Схема плетения. Комбинированное плетение. | | Теоретическая часть, практическая работа | |
30.04 7.05 | 31-32 | Французские узелки | Ажурное плетение | | Теоретическая часть, практическая работа | |
14.05 21.05 | 33-34 | Завершающее занятие. Выставка работ. | Оценка работ учащихся. Отбор лучших изделий. Организация выставки. | | Беседа. Обсуждение. | |
Календарно-тематическое планирование
Календарные сроки | №№ занятия | Тема (раздел) | Планируемые результаты | Возможные виды деятельности учащихся/ возможные формы контроля/форма урока | Информационное сопровождение |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | УУД (личностные и метапредметные результаты) |
| 1-2 | Французские узелки с бусинами | Ажурное плетение | Знать правила внутреннего распорядка, ТБ, уметь использовать материалы и приспособления. | Практическая работа | |
| 3-4 | Французские узелки и ромашки | Ажурное плетение | Практическая работа | |
| 5-6 | Прямые узлы | Ажурное плетение. | Теоретическая часть, практическая работа | |
| 7-8 | Прямые узлы с бисером | Ажурное плетение. | Практическая работа | . |
| 9-10 | Верёвочка | Работа со схемой. Составление схемы. | Уметь ориентироваться в основных терминах, пользоваться схемой. Умение самостоятельно создавать схему и использовать её в работе. | Практическая работа | |
| 11-12 | Маленькие ромбы | Работа со схемой. Комбинированное плетение. | Теоретическая часть, практическая работа | |
| 13-14 | Двойные ромбы | Работа со схемой. Комбинированное плетение. | Практическая работа | |
| 15-16 | Ромбы с бусинами | Работа со схемой. Комбинированное плетение. | Практическая работа | |
| 17-18 | Шотландка двойная | Работа со схемой. Комбинированное плетение. | Умение самостоятельно создавать схему и использовать её в работе. | Теоретическая часть, практическая работа | |
| 19-20 | Шотландка тройная | Работа со схемой. Комбинированное плетение. | Практическая работа | |
| 21-22 | Шотландка «Фантазия» | Работа со схемой. Комбинированное плетение. Составление схемы. | Практическая работа | |
| 23-24 | Брелок с деревянными бусинками | Работа со схемой. Комбинированное плетение. Нанизывание. | Ориентирование в терминологии, умение работать со схемой. | Теоретическая часть, практическая работа | |
| 25-26 | Шамбала | Вольное плетение.нанизывание | Теоретическая часть, практическая работа | Презентация |
| 27-28 | Шамбала «Фантазия» | Вольное плетение.нанизывание | Умение самостоятельно создавать схему и использовать её в работе. | Практическая работа | |
| 29-30 | Кумихимо (японские шнурки) | Работа со специальными приспособлениями. Работа со схемой. | | Теоретическая часть, практическая работа | презентация |
| 31-32 | Квадратное кумихимо | Работа со специальными приспособлениями. Работа со схемой.. | | Практическая работа | |
| 33-34 | Завершающее занятие. Выставка работ. | Оценка работ учащихся. Отбор лучших изделий. Организация выставки. | | Беседа. Обсуждение. | |