Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9 города Белово»
Утверждаю
Директор школы
Е.Н.Гобрик___
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
Декоративно-прикладное творчество
Выжигание на ткани (Гильоширование)
для 5класса
на 2014-2015 учебный год
Составила:
Учитель Шептунова
Ирина Геннадьевна
Подпись:_________
Обсуждено Рассмотрена
На МО учителей
Гуманитарного цикла на м/совете
Протокол №1 Протокол №1
от 05.09.2014. от 06.09.2014.
Руководитель МО ПредседательМС
Хлуденцова В.А.__ Н.Н.Скорик___
Белово 2014
Содержание
Пояснительная записка ………………………………………стр3
Общая характеристика внеурочной программы……………………………………………………стр7
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности………………………………………стр9
7 Учебно- методическое обеспечение………………………стр 15
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности по Декоративно- прикладному творчеству. Выжигание по ткани. (Гильоширование) разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, уважительного отношения к труду.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно - деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, выжигателем).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития ученикам 5 класса технологических знаний, трудовых умений и навыков программа по Декоративно- прикладному творчеству. Выжигание по ткани. (Гильоширование) выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь декоративного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), биология (создание образов животного и растительного мира). При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках ИЗО.
Системно - деятельностный и личностный подходы на средней ступени обучения предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа Декоративно- прикладное творчество. Выжигание по ткани. (Гильоширование) предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности во внеурочное время.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ.
Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.
Для того чтобы вызвать у детей устойчивое желание работать над данной поделкой, учебные пособия дополнены разного рода информационным содержанием для того чтобы расширять представления об изображаемых объектах, анализировать целевое назначение поделки.
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Содержание программы составлено на 34 часа (1 час в неделю). Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.
Общая характеристика учебного предмета
Теория. Современный вид художественной отделки швейных изделий и изготовления изделий декоративно - прикладного искусства. Использование тканей из химических волокон.
Особенности обработки тканей способом плавления и склеивания под действием высокой температуры. Использование аппарата для выжигания по дереву. Безопасность труда при работе с нагревательными электроприборами.
Практика. Подготовка к работе и основные приемы выжигания.
Основные способы выжигания по ткани. Выбор того или иного способа зависит от вида изделия, его назначения, фактуры и цвета ткани. Выполнение точек, линий и отверстий.
Технология выжигания по прозрачным тканям.
Обработка края изделия. Особенности выжигания по прозрачным тканям. Накладная аппликация. Подготовка трафаретов из картона или фольги. Вырезание горячей иглой деталей аппликации. Прижимание деталей на основу.
Технология выжигания по непрозрачным тканям. Салфетки с накладной аппликацией.
Особенности выжигания Накладная аппликация. Подготовка трафаретов из картона или фольги. Вырезание горячей иглой деталей аппликации. Прижимание деталей на основу.
Настенные панно и картины
Выбор рисунка. Подбор тканей. Подготовка деталей. Составление композиции из деталей. Выставка творческих работ.
Тематическое планирование с основными видами учебной деятельности
№ п/п | Тема урока | Основные виды учебной деятельности |
| Раздел 1. История возникновения и развития «Гильоширования» | |
1 | История возникновения и развития «Гильоширования». Материалы и инструменты. Безопасность труда. | Распознавать материалы по внешнему виду. Организовывать рабочее место. Составлять последовательность выполнения работ. Выполнять измерения. Выполнять работы ручными инструментами. Изготовлять детали и изделия по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Соблюдать правила безопасного труда. |
2 | Подготовка к работе и основные приёмы выжигания. | Организовывать рабочее место для обработки материала. Знакомиться с устройством выжигателя. Убирать рабочее место. Читать техническую документацию. Разрабатывать эскизы изделий из материала. Изготовлять изделия из ткани. Контролировать качество изделий, выявлять и устранять дефекты. Соблюдать правила безопасного труда. |
| Раздел 2. Технология выжигания по ткани. (6 ч) | |
3 | Технология выжигания по прозрачным и не прозрачным тканям. Настенные панно и картины. Выставка творческих работ. | Изготовлять детали и изделия по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Обосновывать выбор изделия на основе личных потребностей. Находить необходимую информацию с использованием сети Интернет. Выбирать вид изделия. Выполнять эскиз, модель изделия. Составлять учебную инструкционную карту. Изготовлять детали, собирать и отделывать изделия. Оценивать стоимость материалов для изготовления изделия. Оформлять творческие работы. Проводить презентацию. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Название разделов и тем | Характеристика основных видов учебной деятельности | Кол-во часов | Форма контроля |
всего | теор | пр |
| | Раздел 1. История возникновения и развития «Гильоширования» | | | | | |
1 | | История возникновения и развитие «Гильоширования» | | 1 | | | |
2 | | Материалы и инструменты. Безопасность труда. | Организовывать рабочее место. Составлять последовательность выполнения работ. Выполнять измерения. | 1 | | | |
3 | | Подготовка к работе и основные приёмы выжигания. | Организовывать рабочее место для обработки материала. Знакомиться с устройством выжигателя. Убирать рабочее место. Читать техническую документацию. | | | | |
| | Раздел 2. Технология выжигания по ткани. (6 ч) | | | | | |
4-5 | | Основные приемы выжигания на ткани. | Научиться выжигать на ткани. | 2 | | 2 | |
№ | Дата | Название разделов и тем | Характеристика основных видов учебной деятельности | Кол-во часов | Форма контроля |
всего | теор | пр |
6-7 | | Технология выжигания по прозрачным тканям. Обработка края изделия. /Салфетка/ | Изготовлять детали и изделия по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. | 2 | | 2 | |
8-9 | | Технология выжигания по прозрачным тканям. (Изготовление салфетки). | | 2 | | | |
10- 11 | | Технология выжигания по непрозрачным тканям. | | 2 | | 2 22 | |
12- 13 | | Изготовление салфетки с накладной аппликацией. Обработка края салфетки. | Изготовлять детали и изделия по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам | 2 | | 2 | |
13- 14 | | Изготовление салфетки с накладной аппликацией. Изготовление отдельных деталей. | Изготовлять детали и изделия по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам | 2 | | 2 | |
15- 16 | | Изготовление салфетки. Соединение деталей. | Выжигание на ткани. | 2 | | 2 | |
№ | Дата | Название разделов и тем | Характеристика основных видов учебной деятельности | Кол-во часов | Форма контроля |
всего | теор | пр |
17 | | Изготовление панно. Выполнить эскиз Изделия. | Выбирать вид изделия. Выполнять эскиз, изделия. | 1 | | 1 | |
18 | | Изготовление панно. Подбор материала. | Подбирать материал. | 1 | | 1 | |
19 | | Составление технологической карты | Составлять учебную инструкционную карту | | | | |
20 | | Изготовление панно. Перевод рисунка на ткань. | Переносить рисунок на ткань. | 1 | | 1 | |
21 | | Выжигание отдельных элементов панно. | Выжигать на ткани. | 1 | | 1 | |
22 | | Выжигание отдельных элементов панно. | | 1 | | 1 | |
23 | | Выжигание отдельных элементов панно. | | 1 | | 1 | |
24 | | Выжигание отдельных элементов панно. | | 1 | | 1 | |
25 | | Соединение элементов панно. | Соединять ткань с помощью выжигателя. | 1 | | 1 | |
26 | | Изготовление картины из ткани. Выполнить эскиз Изделия. | Выбирать вид изделия. Выполнять эскиз, изделия. | 1 | | 1 | |
№ | Дата | Название разделов и тем | Характеристика основных видов учебной деятельности | Кол-во часов | Форма контроля |
всего | теор | пр |
27 | | Изготовление картины. Подбор материала. | Подбирать материал. | 1 | | 1 | |
28 | | Составление технологической карты | Составлять учебную инструкционную карту | | | | |
29 | | Изготовление картины. Перевод рисунка на ткань. | Переносить рисунок на ткань. | 1 | | 1 | |
30 | | Выжигание отдельных элементов картины. | Выжигать на ткани. | 1 | | 1 | |
31 | | Выжигание отдельных элементов картины | | | | | |
32 | | Выжигание отдельных элементов картины | | | | | |
33 | | Соединение элементов картины. | | | | | |
34 | | Выставка и презентация работ. | | 1 | | 1 | |
Учебно-методическое обеспечение
Конышева Н.М. Секреты мастеров. 3-е издание - М: Ассоциация XXI век; АО «Московские учебники и Картометография» 2000
Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнообразования: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999
Постнова М.В. Гильоширование: искусство выжигания по ткани. - Рукоделие 2003. Платова Е.В. Выжигание по ткани. - Школа и производство 1996 № 6
Семенов А.Ф. Приспособление для выжигания по ткани. - Школа и производство. 2003 №1
Толмачева Т.Т. Обучение технике выжигания по ткани. - Школа и производство. 2003. №3
15