«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Утверждено» |
Руководитель МО | Заместитель директора по | Директор |
__________/_______________/ | учебной работе | _______________З.В.Исакова |
Протокол № ______ | ________________Н.М.Булавина | Приказ № |
от «___»______________201__г. | «___»______________201__г. | от«___»______________201__г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
(социальное направление)
Предмет: «Кем быть?»
Класс: 1
Учитель: Компанченко Светлана Ивановна
Год составления: 2015
Пояснительная записка
.
О множестве профессий школьники практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий начинается в начальной школе.
Работа по профориентации в начальной школе очень специфична. Особенность заключается в том, что в 1-4 классах не ставится цели подвести детей к выбору определённой профессии. Главное – развитие внутренних психологических ресурсов личности ребёнка. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, т.е. определяющей развитие школьника, важно расширить его представление о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Для этого и необходимы занятия по профориентации в начальной школе.
Экскурсии, беседы с элементами практической деятельности, сюжетно-ролевые игры, играют важную роль в профессиональной ориентации младших школьников. Они способствуют расширению знаний о мире профессий, углубляют представления детей. Использование наглядности, игрового материала ( кроссворды, загадки, пословицы, викторины), элементов занимательности, состязательности (мастер-классы, шоу, конкурсы) поможет создать у младших школьников многообразие впечатлений. В игре совершенствуются движения и умственные операции. Таким образом, ребёнок познаёт и запоминает мир профессий.
Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи:
познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий, особенностями, назначением, важностью каждой из них;
формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
развивать интеллектуальные и творческие возможности детей;
воспитывать уважение к людям труда;
побуждать к осознанному профессиональному выбору в будущем;
создать условия для формирования коммуникативных навыков, опыта публичных выступлений.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей .
В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Структура занятий
Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
что я знаю об этой профессии;
что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.
Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой профессией.
Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Формы занятий:
Описание места курса в учебном плане.
Курс «Кем быть?» реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования второго поколения. Курс рассчитан на один год 34 часа (1 час в неделю). Темы, попадающие на праздничные дни, планируется изучать за счет объединения тем.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
В связи с необходимостью перехода от традиционного образования к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития младшего школьника, возникает необходимость перехода на новые формы и методы обучения с использованием новых учебников и учебных пособий.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология. Она будет встречаться на многих занятиях курса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Планируемые предметные результаты программы:
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
по описанию определить профессию;
называть различные предметы, характеризующие принадлежность к какой-либо профессии;
проявлять уважительное отношение к любому труду.
Ожидаемые личностные и метапредметные результаты прохождения курса:
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
расширение кругозора о мире профессий,
заинтересованность в развитии своих способностей,
участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,
возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности;
способность добывать новую информацию из различных источников.
Содержание учебного курса
1 раздел ( 5ч.)
Введение в мир профессий.
Выявить уровень знаний учащихся о профессиях. Подчеркнуть важное значение и огромную пользу всех без исключения профессий.
2 раздел ( 3ч.)
Профессии в школе, в детском саду.
Познакомить с профессией библиотекаря. Обобщить и уточнить знания детей о профессии учителя и воспитателя.
3 раздел ( 13ч.)
Знакомство с различными профессиями.
Познакомить с профессиями продавца, повара, парикмахера, художника, почтальона, врача, людей, занятых в сельском хозяйстве и строительстве через очные и заочные экскурсии.
4 раздел (7ч.)
Проект «Азбука профессий»
Проектная деятельность по составлению азбуки профессий. Изготовление книжек-малышек «Азбука профессий»
5 раздел ( 3ч.)
Профессия моих родителей
Рассказ детей о профессиях своих родителей. Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?»
6 раздел ( 3ч.)
Итоговые занятия.
Викторина «Парад профессий» .
Праздник-отчёт «Все профессии важны, все профессии нужны!» с приглашением родителей и ребят из начальной школы.
Система оценивания
Контрольных работ и промежуточного контроля по курсу «Кем быть?» нет. В качестве подведения итогов проводится праздник – отчёт «Все профессии важны, все профессии нужны!»
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Компьютерные и информационно - коммуникативные средства.
Ноутбук с колонками
Мультимедийный проектор
Аудиопроигрыватель
Ксерокс
Интерактивная доска
Фотокамера
Телевизор
Оборудование класса
Классная доска (магнитная)
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Стул учительский
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования
Календарно тематическое планирование
1 класс (33ч)
№ | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты освоения | Дата |
Предметные | Метапредметные | план | факт |
-
| Зачем человек трудится? | Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде» | Знать понятия: «труд», «профессия». | Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: планировать свои действия с помощью учителя; осуществлять итоговый и пошаговый контроль с помощью учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного проекта с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; высказываться в устной и письменной формах; ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; видеть проблемы, ставить вопросы, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и тому подобное. расширение кругозора о мире профессий Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; соблюдать корректность в высказываниях; владеть монологической и диалогической формами речи. Слушать одноклассников. | | |
-
| Какие профессии ты знаешь? | Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях. Игра «Угадай профессию!» | Знать названия нескольких профессий | | |
-
| Мир интересных профессий | Рассказ о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель. | Знать чем занимается дегустатор, дрессировщик, спасатель | | |
-
| Чем пахнут ремесла? | Чтение произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак? | Знать названия профессий встретившихся в стихотворении, выучить отрывок наизусть | | |
-
| Кем я хочу стать? | Чтение отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?» | Знать названия профессий встретившихся в стихотворении | | |
-
| Профессия - учитель | Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка «На уроке» Конкурс загадок на тему «Школа» | Знать особенности профессии «учитель» | | |
-
| Профессия – воспитатель ДОУ | Кто такой воспитатель? Конкурс загадок на тему «Игрушки» Выход в детский сад. Разучивание с малышами подвижных игр. | Знать особенности профессии «воспитатель» | | |
-
| Профессия -библиотекарь | Экскурсия в школьную библиотеку. | Знать особенности профессии «библиотекарь» | | |
-
| Профессия - продавец | Экскурсия в магазин. Заочное путешествие в магазин. Сюжетно-ролевая игра «В магазине» | Знать особенности профессии «продавец» | | |
-
| Профессия - продавец | | |
-
| Профессия - парикмахер | Знакомство с профессией парикмахера. Сюжетно-ролевая игра «В парикмахерской» | Знать особенности профессии «парикмехер» | | |
-
| Профессия - повар | Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара . Конкурсная программа «Весёлые поварята» | Знать особенности профессии «повар» | | |
-
| Профессия - повар | | |
-
| Профессия - почтальон | Знакомство с профессией почтальона. Экскурсия на почту. | Знать особенности профессии «почтальон» | | |
-
| Профессия - врач | Знакомство с профессией врача. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Экскурсия в ФАП. Сюжетно-ролевая игра «В больнице» | Знать особенности профессии «врач» | | |
-
| Профессия - врач | | | |
-
| Строительные профессии | Знакомство со строительными специальностями: маляра, каменщика, кровельщика, инженера, архитектора. | Знать особенности строительных профессий | | |
-
| Строительные профессии | | |
-
| Профессия - художник | Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я-художник». | Знать особенности профессии «художник» | | |
-
| Профессии людей, занятых в сельском хозяйстве | Знакомство с профессией доярки, механизатора, агронома. Экскурсия на ферму и мастерскую. | Знать особенности профессий, занятых в сельском хозяйстве | | |
-
| Профессии людей, занятых в сельском хозяйстве | | |
-
| Проект «Азбука профессий» Организационное занятие. Предъявление заданий группам | Коллективная работа: составление азбуки профессий. | Знать названия новых профессий, узнать их особенности. Уметь выбирать материал; составлять план работы; распределять обязанности; придерживаться плана при выполнении проекта; осуществить анализ результатов; оценивать промежуточные и конечные результаты; | | |
-
| Представление мини-проектов на буквы А-Д | Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы А-Д | | |
-
| Представление мини-проектов на буквы Е-К | Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Е-К | | |
-
| Представление мини-проектов на буквы Л-Р | Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Л-Р | | |
-
| Представление мини-проектов на буквы С-Я | Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы С-Я | | |
-
| Оформление результатов проекта | Создание папки «Азбука профессий». | | |
-
| Оформление результатов проекта | | |
-
| Кем работают мои родители? | Защита мини-проектов «Профессия моих родителей» | Уметь рассказывать о профессиях своих родителей | | |
-
| Кем работают мои родители? | | |
-
| Встреча с родителями | Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?» | | | |
-
| Викторина «Парад профессий» | Выполнение викторины «Что мы узнали о профессиях?» | Уметь различать профессии по их признакам, знать несколько профессий | | |
-
| Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» | Подготовка и проведение праздника для родителей «Все профессии важны, все профессии нужны!» | | | |
Требования к результатам на конец года
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
по описанию определить профессию;
называть различные предметы, характеризующие принадлежность к какой-либо профессии;
проявлять уважительное отношение к любому труду.
Книгопечатная продукция
Литература для учителя:
Багрова О.Е. Введение в мир профессий, Волгоград: Учитель, 2009
Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 2002
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010.
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. М., Просвещение, 2011.
Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 2002
Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября», 2004г.
Ожегов С.И. Словарь русского языка
Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред. проф. Дубровиной И.В., Москва, «Гардарика» 1998г./
Развитие интеллектуальных способностей школьника. Тихомирова Л.Ф., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий», Ростов-на Дону, издательство ИПК и ПРО, 2008
Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Винокурова Н., Москва, «ИМПЭТО» 1995г.
Литература для родителей и детей:
1. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990
2.Леокум А. Скажи мне, почему? Детская энциклопедия. М.: Джулия, 1992
3. Что такое? Кто такой? в 3 томах. М., Педагогика – Пресс, 1994
26