П
ОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Вода и ее свойства»
Автор проекта: Лашкина О.В.
Капелька к капельке – тысячи паззликов,
Словно рисуют картинку Земли.
Сотни бумажных, идейных «корабликов»
Все «О ВОДЕ» нам узнать помогли.
Паспорт проекта
Тема: «Вода и ее свойства»
Познавательно-исследовательский
По количеству участников: групповой
По продолжительности: краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители
Характер контактов: среди детей одной группы
Проблема
Дошкольники, прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать и воспитывать с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.
Актуальность темы
В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты представления о свойствах воды, о значении воды в жизни человека и всех живых организмов, о бережном отношении к природным ресурсам. Поэтому мы решили внедрить в образовательный процесс познавательно – исследовательский проект « Вода и её свойства». Именно экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Цель проекта:
Создание условий для формирования представлений детей о воде, о свойствах воды, важности воды для всех живых организмов.
Задачи проекта:
Расширить знания детей о воде её свойствах, и состоянии.
Познакомить детей с круговоротом воды в природе;
Развивать любознательность и познавательную активность детей;
Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам
Методы и формы работы
деятельности.
Создание игровой ситуации. Решение проблемных ситуаций.
Познавательно-исследовательская и игровая деятельность.
Литературные чтения, беседы о прочитанных произведениях.
Исследовательская деятельность.
Сюжетно-ролевые игры.
Рассматривание иллюстраций, репродукций
Консультации для родителей.
Ожидаемые результаты
Через систему разнообразных мероприятий сформируются представления о воде, как источнике жизни живых организмов.
Появится желание участвовать в проектной познавательной и творческой деятельности
Дети овладеют необходимыми коммуникативными умениями и навыками взаимодействия со взрослыми и детьми
Развивается умение работать в группе активно, сообща устанавливать причинно – следственные связи, сформируется потребность получать знания экспериментальным путем, научиться фиксировать наблюдения
Приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе
Появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту
Предполагаемый продукт проекта: создание совместно с родителями альбома «Опыты и эксперименты с водой»
Реализация задач в три этапа:
Подготовительный
Основной
Заключительный
Этапы | Содержание |
Подготовительный | Создание проблемной ситуации. Планирование работы с детьми в воспитательно – образовательном процессе по данной теме. Подбор и изготовление дидактических игр «Какой бывает вода», «О двух братцах», «Знаем, знаем», «Плавает, не плавает», «Помоги Незнайке», «Что мы знаем о воде». Подбор литературных произведений, стихов, загадок, пальчиковых игр о воде. |
Основной | Чтение детям художественных произведений о воде. Беседы с детьми о воде. Решение проблемных ситуаций. Разучивание стихов. Рассматривание тематических картинок: «Реки и озера нашей страны», «Моря и океаны Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по воде». Подвижные игры: «Ручеек», «Принеси водицы», «Веселые лягушата». Слушание песен: Шоу – Группа Карусель «Я рисую море», Настя Ледян «Черное море», Маша Федорова «Море, соленая вода» Наблюдение за водой, эксперименты и опыты. Сотрудничество с родителями Работа с родителями по проведению опытов и экспериментов с водой в домашних условиях |
Заключительный | организация выставки рисунков систематизация материалов по теме проекта презентация альбома «Опыты и эксперименты с водой» |
Формы и методы работы
Образовательная область | Виды деятельности |
С детьми | С родителями |
Познавательное развитие | - Опытно – экспериментальная деятельность «Вода – это жидкость» - НОД (ознакомление с миром природы) «Водные ресурсы Земли» - Беседы «Для чего нужна вода?», «Вода, какая она» -Показ презентации «Вода – волшебница» - Дидактическая игра «Ходят капельки по кругу» - Дидактическая игра «Природа и человек». Наблюдение «Какой бывает снег?», «Сосульки на крыше» | Памятка «Организация детского экспериментирования» Сбор материала для альбома «Опыты и эксперименты с водой» |
Речевое развитие | -Чтение художественной литературы: Б. Заходер «Что случилось с водой?», Урядова Ирина «Сказка о воде», Н. А. Рыжова «Жила-была река» (экологическая сказка) -Дидактическая игра: «Природа и человек». -Речевая игра: «Бывает, не бывает?», «Хорошо, плохо?», «Доскажи словечко» -Рассказывание по картине «Берегите воду!» -Составление рассказов по сюжетным картинкам «Для чего нужна вода?» -Заучивание пальчиковой гимнастики «Замок» | Чтение сказок Братьев Гримм: «Горшочек каши», «Сказка про сладкую кашу» и другие произведения про кашу Разучивание пословиц про кашу |
Художественно-эстетическое развитие | -Аппликация «Рыбки плавают в реке». -Лепка «Морские обитатели». -Рисование «Морской пейзаж». -Совместный коллаж «Кому нужна вода» -Прослушивание аудиозаписи: «Звуки природы», «Шум моря», «Музыка дождя», «Звонкий ручей». | Изготовление красочных папок «Пословицы, потешки, стихи». |
Социально-коммуникативное развитие | -Сюжетно – ролевая игра: «Моряки», «Пароход» -Труд в уголке природы: «Цветы тоже любят воду», « Опрыскивание цветов» -Беседы: «Какая бывает вода?», «Почему воду надо беречь?» «Как я сберегу воду». | Изготовление масок для хороводных игр, атрибутов для сюжетно-ролевых игр |
Физическое развитие | Подвижная игра: «Через ручеек», «Море волнуется раз!», «Суша – вода», «Воздух, земля, вода», «Дождик» | Консультация «Родителям о питании в детском саду». |
Литература:
«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», составители: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова, Москва, 2010 г
Аверина И.А. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ»
Виноградова Н.А, Панкова Е.П. «Образовательные проекты в детском саду», Москва, 2008 г.
Киреева Л.Г. «Организация предметно-развивающей среды» Волгоград 2009
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Сказка о воде»
Жила-была Вода, и однажды надумала она сделать Природу красивой. Вода решила отправиться по свету и понаблюдать за Природой.
Она превратилась в маленький Ручеек и потекла по Земле. Со временем Ручеек становился все шире и шире, все больше и сильнее. Вскоре Ручеек превратился в Реку и потек не быстро, как ручей, а медленно и важно, как течет настоящая река. Вдруг ярко засветило Солнце, Река высохла и стала Паром.
Пар поднялся высоко-высоко и спросил у Солнца: - Солнце, зачем ты меня высушило?
Солнце и отвечает: - Не бойся, я помогу тебе сделать всем добро!
Пар спрашивает:- Солнце, скажи, как мне сделать Природу красивой?
Солнце улыбнулось и ответило: - Ты сам догадайся, а я только подскажу. Растениям и деревьям нужен дождь!
Пар воскликнул: - Точно! Спасибо тебе, Солнце!
И обернулся Пар Дождиком. Полил он все вокруг и любуется: все деревья, и кусты вновь зацвели, птицы запели свои веселые песенки, даже в пустынях появились оазисы. Все люди и животные радостно закричали: - Спасибо тебе, Дождик!
А Дождик собрался вновь в звонкий Ручеек и потек, весело побежал по земле. Ему было радостно и приятно, что он сделал что-то хорошее для Матушки-Природы. Ручеек был очень доволен. Дальше он побежал очищать Моря и Океаны от соли.
Ручеек добрался до Моря и крикнул ему: - Здравствуй, Море!
Море ответило: - Привет, звонкий Ручеек! Чего ты хочешь?
Ручеек сказал: - Можно взять у тебя немного соли в пищу людям?
Море задумалось:- Ладно, Ручеек, вот тебе моя соль. Используй ее, как хочешь.
Ручеек обрадовано ответил: - Да, хорошо! Спасибо тебе, Море!
Они попрощались, и Ручеек отдал соль в пищу людям, чтобы они были здоровыми, а потом принял свой первоначальный облик.
Вода обратилась к Природе и сказала: - Природа, я сделала тебя красивой, я сделала людей здоровыми, я помогла Морю избавиться от лишней соли. Я выполнила свое предназначение.
Природа отвечает: - Спасибо тебе, Вода, я тебе очень благодарна!
На том и разошлись. Вода, выполнив свое предназначение, вернулась к себе домой и стала спокойно жить и делать добро всему миру.
Что такое вода?
Что такое вода — интересно ребятам,
Это то, без чего нам, друзья, не прожить.
Человечеству послана она во благо,
И водой мы, конечно, должны дорожить.
Что такое вода? Это реки и море,
Это лед Антарктиды, это снег или град.
Это синее озеро там, на просторе,
И красивый и громкой речной водопад.
И весенний ручей, и осенняя лужа,
Что такое вод? — Я отвечу легко.
Это то, что, бесспорно, нам жизненно нужно,
Что в судьбу человека вошло глубоко.
***
Вода — природный дар
Вода в морях и океанах,
Озерах, реках и прудах.
И без нее не обойтись нам
Ни в селах, и ни в городах.
Цените воду, берегите:
Природой дан нам дар такой.
***
Откуда вода?
Нам всем интересно:
Откуда вода?
Из снега берется,
Иль может из льда?
Хотя, и подземным
Ручьем вода бьет,
Так, может, она
Там начало берет?
Вопрос интересный
И чтоб разузнать
Откуда вода,
Надо книжки читать!
Ответы узнаем
Из умных мы книг
И все вокруг тайны
Откроются вмиг!
***
Вода — основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг:
Растениям, животным, человеку,
Расходуй ее бережно, мой друг!
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»
Основное движение: Ходьба, бег.
Воспитатель говорит:
«Какая хорошая погода!» Пойдёмте скорее гулять.
Дети идут и произносят слова:
«Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.»
«А теперь побегайте кто, где хочет». (Дети бегают по площадке).
«Посмотрите, дождик идет. Идите ко мне под зонтик». Дети бегут под зонтик. «Посмотрите, дождик закончился. Пойдемте скорее гулять».
Игра повторяется несколько раз.
«ВОЗДУХ, ЗЕМЛЯ, ВОДА»
Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово дельфин, ребёнок отвечает вода, на слово волк, земля и т.д.
Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу.
На слово земля, животное, обитающее на земле: на слово вода, обитателя рек, морей, озёр и океанов.
«СУША – ВОДА»
Количество игроков: любое
Участники игры становятся в одну линию. При слове ведущего "суша" все прыгают вперед, при слове "вода" - назад.
Конкурс проводится в быстром темпе. Ведущий имеет право вместо слова вода, произносить другие слова, например: море, река, залив, океан.
Вместо слова суша, берег, земля, остров.
Прыгающие невпопад выбывают, победителем становится последний игрок - самый внимательный.
«ХОДЯТ КАПЕЛЬКИ ПО КРУГУ»
Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.
Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли
маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись кмаме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
«ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК»
Все играющее сидят на стульях, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек.
Дети должны по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По слову «Пошли!» 5 детей перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону – «сушить обувь». Все дети должны перейти через ручей.
Правила:
Проигравшим считается тот, кто вступил ногой в ручеек. Перебираться можно только по сигналу.
Варианты: Увеличить расстояние между шнурами, обходить предметы, перебираясь на другой берег. Прыгать на одной ноге.
ЗАГАДКИ
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без … (Воды)
***
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
***
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести,
В руках не удержать? (Вода)
***
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (Вода)
ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Опыт 1
«Вода прозрачная»
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.
Опыт 2
«У воды нет вкуса»
Предложите детям попробовать через соломинку воду.
Вопрос: есть ли у нее вкус?
Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых (в том числе и в детском саду, что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, представление. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.
Опыт 3
«У воды нет запаха»
Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.
Опыт 4
«Лед - твердая вода»
Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега.
Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее.
Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени.
Вывод: лед, снег - это тоже вода.
Опыт 5
«Пар - это тоже вода»
Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.
Если нет под рукой термоса, возьмите кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.
Опыт 6
«Вода - жидкая, может течь»
Дайте детям два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а вываливается кусками, то мы говорим, что кисель густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Опыт 7
«В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»
Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.
В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок?
Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.
Опыт 8
«Вода бывает теплой, холодной, горячей»
Дайте детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая холодная, самая теплая.
В реках, озерах, морях вода разной температуры: и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие - только в холодной. В холодных морях, реках живет меньше разных животных. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идет пар.
В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.
Опыт 9
«Вода не имеет формы»
Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лед - это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода?
Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.
Опыт 10
«Вода нужна всем»
Дайте каждому ребенку две горошинки или две фасолинки. Одну из них он положит на блюдце в намоченную ватку и будет постоянно поддерживать ее во влажном состоянии. Вторую горошину он поместит на другое блюдце в сухую вату и не будет ее смачивать вовсе. Блюдца должны стоять в одинаковых условиях, например, на подоконнике. В какой из горошинок появится росточек, а в какой - нет? Почему? В результате таких наблюдений ребенок наглядно убедится в роли воды в развитии, прорастании растений.
Опыт 11
«Растения «пьют» воду»
Поставьте букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов также окрасятся.
Вывод: растения «пьют» воду.
Опыт 12
«У растения внутри есть вода»
Мы утверждаем, что растения пьют воду, у них внутри есть вода. Для доказательства этого утверждения возьмите один цветок из букета и оставьте его без воды (можно его засушить на бумаге). Через некоторое время сравните цветы в букете, которые пьют воду из вазы, и засушенный цветок. Чем они отличаются? Вода «ушла» из засушенного цветка, испарилась.
Опыт 13
«Лед легче воды»
Опусти кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край.
Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее.
Опыт 14
«Друзья - враги»
Масло и вода - жидкости, которые никогда не смешиваются друг с другом. Но если добавить средство для мытья посуды, то получится смесь молочного цвета.
Мыло не дает капелькам масла слиться и образовать плотный слой.
Опыт 15
«Спичка-пленница»
Положи спичку на лед. Насыпь сверху немного соли, и ты увидишь, как спичка вмерзнет в лед. Соль заставляет лед таять, но образующаяся вода тут, же замерзает.
Опыт 16
«Двухцветный цветок»
Расщепи стебель белого цветка на две части и каждую половинку погрузи в подкрашенную воду. Через несколько часов цветок станет двухцветным. Внутри стебля имеются маленькие каналы, по которым подкрашенная вода впитывается цветком.
Опыт 17
«Спичечные бега»
Положи четыре спички в тарелку с водой. Они так и будут лежать, не двигаясь. На поверхности воды из-за взаимного притяжения молекул образуется невидимая пленка.
Положи кусок сахара на середину: спички приблизятся друг к другу. Сахар начинает впитывать воду и возникает течение, которое сближает спички.
Повтори опыт с мылом: спички «разбегутся». Мыло изменяет поверхность воды вокруг и отталкивает спички.
Опыт 18
«Как выйти сухим из воды»
Сомни бумагу и положи ее на дно стакана. Быстро переверни стакан и погрузи его в воду. А теперь вынь стакан: бумага осталась сухой. Вода не проникла в стакан, потому что он наполнен воздухом.
Опыт 19
«Животворное свойство воды»
Заранее срежьте веточки быстро распускающихся деревьев. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды - давать жизнь всему живому. Поставьте ветки на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, то они пустят корни, и вы покажете их детям в теме «Деревья».
Опыт 20
«Поверхностное натяжение воды»
Баночка доверху наполнена водой. Что произойдет, если в баночку осторожно поместить канцелярскую скрепку? Скрепка вытеснит небольшое количество воды. Вода поднимется выше края баночки. Однако благодаря поверхностному натяжению вода не перельется через край, лишь ее поверхность слегка изогнется.
Опыт 21
«Кораблик плывет по воде»
Сделайте из скорлупы грецкого ореха маленький кораблик с парусом, поместите его в ванночку и подуйте на парус, чтобы дети понаблюдали, как кораблик плывет по воде. Вы можете вместе с детьми моделировать разные ветры: мягкий, нежный, буйный.
Опыт 22
Возьмите очень мелкий песок, пыль или муку и сбрызните водой: можно увидеть, как образуются шарики-капельки, т. е. пылинки собирают вокруг себя мелкие капельки воды и образуют одну большую каплю - шарик. Или обрызгайте из пульверизатора листья комнатных растений. Когда много мельчайших капелек попадает на лист, они, собираясь вместе, образуют большую каплю или даже небольшую лужицу.
Опыт 23
«Радуга»
Можно показать детям радугу в комнате. Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите на стене спектр. Вода исполняет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие. В конце занятия спросите детей, на что похоже слово «Радуга»? Что такое «дуга»? Какая она? Покажите радугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом. И если бы люди сначала увидели радугу сверху, то они, может быть, назвали ее «Ра-круг».
Опыт 24
«Вода защищает растения от низких температур»
Сверните фольгу так, чтобы она смогла служить подобием пенальчика для термометра. Вложите каждый термометр в свой пенал, чтобы конец его оставался снаружи. Заверните каждый пенал в бумажную салфетку. Один из обернутых пеналов намочите водой. Следите, чтобы вода не попала внутрь пенала. Положите пеналы на блюдечки и поставьте их в морозилку. Минуты через две сравните показания термометров. Следите за показанием термометров каждые 2 минуты в течение 10 минут. Термометр, находящийся в пенале, обернутом мокрой салфеткой, показывает более высокую температуру. Почему? Замерзание воды в мокрой салфетке называется фазовым превращением. При этом изменяется и тепловая энергия, из-за чего тепло выделяется или поглощается. Таким образом, можно защитить растения от низких температур, поливая их водой.
Опыт 25
«Замерзшая вода двигает камни»
Опустите соломинку в воду. Наберите в соломинку воды. Закрыв языком верхнее отверстие соломинки, чтобы из нее не вылилась вода, вытащите ее из воды и закройте отверстие внизу пластилином. Вынув соломинку изо рта, закройте пластилином и второе отверстие. Часа на 3 положите соломинку в морозильник. Когда вытащите соломинку из морозильника, то увидите, что одна из пластилиновых пробок выскочила и из соломинки виден лед. В отличие от многих других веществ, вода при замерзании расширяется. Когда вода попадает в трещины в камнях, то при замерзании она сдвигает камень с места и даже ломает его. Расширяющаяся вода, прежде всего, разрушает наименее прочные камни. На дорогах из-за этого могут образоваться выбоины.
Опыт 26
«Встреча с ручейком»
Сделайте небольшой желобок, похожий на русло ручейка. Положите его наклонно, приложив нижний конец к блюду или мисочке. Верхний конец желобка укрепите на какой-нибудь подставке так, чтобы он держался и не падал. В результате у вас должна получиться модель наклонного русла ручейка и пруда или озера. Возьмите емкость с водой примерно на I литр. Наклоните ее над желобком и лейте воду небольшой струйкой. Чтобы вода напоминала ручей, положите немного мелких камешков, создавая преграду для воды. Так вы сможете добиться эффекта журчащих струек.
Опыт 27
«Капельки»
Из бутылочки на блюдце капните несколько капель воды. Капельницу держите достаточно высоко от блюдца, чтобы дети увидели, какой формы появляется капля из горлышка и как она падает.
Опыт 28
«Вода способна смачивать и очищать предметы»
Она без запаха, вкуса и цвета.
Но всеми учеными признано это:
С любого грязнули всю грязь без следа
Смоет обычная наша вода.
Возьмите сухую марлевую или бумажную салфетку и осторожно положите ее на поверхность воды в широком сосуде. Через некоторое время салфетка промокнет. Вода проникает в волокна ткани и смачивает ее. Точно так же вода будет питать те веточки, которые вы поставили в сосуд с «живой водой».
Опыт 29
«Превращение в воду»
Приносим с улицы ведерко со снегом. Вспоминаем превращение снега на холоде и в тепле. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает - его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет. Снег, лед, сосульки тают в комнате от тепла,
превращаются в воду.
Опыт 30
«Иней»
Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Это иней.