СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волкова Н.А. Ягоды. Беседы и игры с детьми 5-7 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие для педагогов по познавательному развитию детей 5-7 лет. Лексическая тема «Ягоды». Картотека различных видов деятельности (беседы, чтение, игры) для расширения знаний детей о ягодах.

Просмотр содержимого документа
«Волкова Н.А. Ягоды. Беседы и игры с детьми 5-7 лет»

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».


Волкова Н.А. Ягоды.

Совместная деятельность воспитателя с детьми 5-7 лет.


Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство

для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребёнка”.

Василий Александрович Сухомлинский


Направление «Познавательное развитие».

Образовательная область «Познание».


Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Ознакомление с природой. Растительный мир.


Задачи.

  • Расширить знания детей о съедобных и ядовитых ягодах.

  • Познакомить с правилами безопасности при сборе ягод.

  • Обогащать природоведческий словарь детей.

  • Формировать умение детей узнавать ягоды по описанию.

  • Развивать детскую любознательность.






















Содержание.


Вид деятельности

Задачи.

Беседа

«Лесные дары. Ягоды».

Расширить знания детей о съедобных и ядовитых ягодах. Познакомить с правилами безопасности при сборе ягод. Обогащать природоведческий словарь детей. Формировать умение детей узнавать ягоды по описанию. Развивать детскую любознательность.

Беседа

«Выставка ягод».

Расширять знания детей о ягодах, лесных и садовых. Формировать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия ягод. Закреплять умение называть слова с заданными звуками. Развивать детскую любознательность.

Валентин Петрович

Катаев

«Дудочка и кувшинчик».

Поддерживать интерес детей к ягодам. Развивать внимание детей, умение заинтересовано слушать сказку. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Формировать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать положительное отношение детей к труду. Вызвать интерес к народным поговоркам.

Пальчиковая игра «Ягоды».

Поддерживать интерес детей к ягодам. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия ягод. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей.

Речевая игра «Ягоды».

Расширять знания детей о ягодах. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими внешний вид и вкус ягод. Совершенствовать умение детей узнавать ягоды по описанию. Развивать слуховое внимание детей.

Речевая игра

«По лесочку я хожу».

Поддерживать интерес детей к лесным ягодам. Продолжать упражнять детей в согласовании слов. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия ягод, и прилагательными. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Речевая ситуация «Расскажи

о ягодах».

Расширять знания детей о ягодах. Упражнять детей в составление простого распространённого предложения. Совершенствоваться умение детей согласовывать существительное с несколькими прилагательными в предложении.

Словесная игра «Ягодные загадки».

Формировать умение детей узнавать ягоды по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к загадкам.

Хороводная игра «Хоровод в лесу».

Поддерживать интерес детей к дарам леса. Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Формировать певческие навыки детей, умение произносить слова отчётливо. Продолжать развивать у детей навыки инсценирования песен.

Интеллектуальная разминка

«Ягоды».

Закрепить знания детей о ягодах. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление.











Беседа «Лесные дары. Ягоды».


Задачи. Расширить знания детей о съедобных и ядовитых ягодах. Познакомить с правилами безопасности при сборе ягод. Обогащать природоведческий словарь детей. Формировать умение детей узнавать ягоды по описанию. Развивать детскую любознательность.

Материал к деятельности: Презентация «Лесные дары. Ягоды».

Беседа.

— Дорогие друзья, путешествие начинаем, страну добрых великанов посещаем. Вот лес, волшебная страна, добрых великанов полна. Деревья-великаны нас встречают, лесными дарами угощают. Лесные дары – это ягоды, грибы, орехи. Какие дары леса нашли дети? (ответы детей).

Лесные поляны ароматами нас встречают, какие ягоды они предлагают? (ответы детей).

Земляника и клубника – это травянистое растение, с маленькими, красными, ароматными ягодами. Морошка – травянистое растение с круглыми, маленькими, оранжевыми ягодами. Дети, по лесу гуляем, какие ягоды замечаем? (ответы детей).

Брусника, голубика, черника – кустарнички с сочными, вкусными ягодами. Дети, чем отличаются эти ягоды? (ответы детей).

Ягоды брусники красные. Ягоды голубики голубые. Ягоды черники чёрные. Клюква – кустарничек с ярко-красными, кислыми ягодами. Дети, по лесу пройдём, кустарники найдём. Какие ягоды растут на кустарниках? (ответы детей).

— Здесь колючие кустарники растут, ягоды свои берегут. Дети, чем отличаются ягоды малины и ежевики? (ответы детей).

— Дети, как вы считаете, колючки где: на листьях, на ветках или на ягодах? (ответы детей).

Шиповник колючки тоже выставляет, ягоды свои оберегает. Ягоды шиповника блестящие, твёрдые, гладкие. А эти кустарники добры, ягодами рады поделиться они. Ягоды облепихи сочные, мягкие, яркие. Ягоды смородины чёрные, мягкие, сочные.


Зрительная гимнастика «Чудеса».


— Дети, по лесу шагаем, деревья изучаем. Какие ягоды растут на деревьях? (ответы детей).

Ягоды рябины красные, сочные, горьковатые. Ягоды черёмухи чёрные, твёрдые, терпкие. Ягоды полезны и вкусны, здоровье возвращают они. Дети, назовите, пожалуйста, съедобные лесные ягоды. (Ответы детей).

— Земляник, клубника, черника, морошка, облепиха, ежевика, малина, смородина, рябина, черёмуха – съедобные ягоды. Многие ягоды растут не только в лесах, но и в садах. Дети, какую садовую ягоду, мы не нашли в лесу? (крыжовник).

Ягоды в лесу собираем, правила безопасности соблюдаем.


  • Ягоды с корнем не вырываем, растение не убиваем.

  • Ягоды осторожно собираем, о колючих ветках не забываем.

  • Кустарники и деревья не обижаем, ветки не ломаем.

  • Спелые ягоды собираем, зелёные в лесу оставляем.

  • К незнакомым ягодам не подходи, могут быть ядовиты они.



    — В лесу много ядовитых ягод. Дети, ядовитые ягоды запоминайте, никогда их не срывайте. Ядовиты ягоды Крушины и Жимолости лесной. Не зря жимолость прозвали Волчьей ягодой.

  • Ядовиты ягоды Бересклета и Снежноягодника.

  • Ядовиты ягоды Паслёна и Белладонны.

  • Ядовиты ягоды Вороньего глаза и Ландыша.


    — Дети, лесные ягоды вспоминаем, загадки отгадаем.


    1. В наших водится лесах

    На раскидистых кустах.

    Куст колючками покрыт,

    Неприступен он на вид,

    Черна и круголика,

    Растёт … (ежевика).


    2. Куст с шипами, куст колючий,

    Но совсем, совсем не злючий!

    Розой он цветёт прелестной,

    Ягод нет его полезней!

    Молодой садовник

    Посадил … (шиповник).


    3. Кто любит её,

    тот рад поклониться.

    А имя дала ей родная землица.

    Ты под листик загляни-ка!

    Там лесная (земляника).


    4. Запасают её люди

    Как лекарство при простуде.

    Не страшны и грипп, ангина,

    Если рядом есть … (малина).


    5. Красненькие бусинки

    Качаются на кочках.

    Маленькие ягодки,

    Твёрдые листочки.

    Догадалась Вика,

    Здесь растёт … (брусника).


    — Потрясающе, дети! Загадки отгадали, ягоды по описанию узнали. До свиданья, до свиданья добрый лес, волшебный лес! За лесные дары от души благодарим, и «Спасибо!» говорим.






    Беседа «Выставка ягод».


    Задачи. Расширять знания детей о ягодах, лесных и садовых. Формировать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия ягод. Закреплять умение называть слова с заданными звуками. Развивать детскую любознательность.

    Материал к деятельности: Картина «Ягоды».

    (Список ягод:1-барбарис, 2-брусника, 3-виноград, 4-виктория, 5-голубика, 6-ежевика,

    7-земляника, 8-калина, 9-клубника, 10-клюква, 11-крыжовник, 12-малина,

    13-морошка, 14-рябина, 15-смородина, 16-черёмуха, 17-черника, 18-шиповник).

    Беседа.

    — Дорогие друзья, приглашаем вас на выставку. Дети, назовите, пожалуйста, одним словом, что экспонируют на нашей выставке? (ответы детей).

    — Экспонаты выставки – ягоды. На выставке вы увидите ягоды лесов и садов. Какие ягоды вы знаете? (ответы детей). Педагог повторяет названные ягоды и показывает их на таблице. Затем педагог называет и показывает ягоды, которые не назвали дети.

    — В далёкие, далёкие времена, чтобы собрать ягоды, люди шли в леса. Но не всегда человеку удобно идти в лес. Лес далеко, в лесу живут опасные животные. Выбрал человек растения с самыми вкусными плодами и посадил их возле своего дома. Дети, какие ягоды растут в наших садах? (ответы детей). Педагог показывает на таблице ягоды, которые называют дети. Затем педагог называет и показывает ягоды, которые не назвали дети.

    — Чтобы отличить садовые и лесные ягоды, мы говорим: лесная земляника – садовая земляника, лесная малина – садовая малина. Ягоды, которые растут садах, крупнее и слаще лесных ягод. Человек годами отбирал растения с самыми сладкими и крупными ягодами. Но в лесных ягодах больше полезных витаминов. Поэтому люди собирают лесные ягоды. Дети, какие ягоды мы собираем в лесу? (ответы детей).

    Педагог показывает на таблице ягоды, которые называют дети. Затем педагог называет и показывает ягоды, которые не назвали дети.

    — Дети, название ягод произнесите, сочетание звуков «-ика» в конце слова ищите. В каких словах-ягодах звуки «-ика» в конце слова? (брусника, голубика, ежевика, земляника, клубника, черника).

    — Дети, в игру играем, ягоды быстро называем. Я покажу ягоду, а вы её назовёте.

    Педагог в разброс указкой показывает на ягоды, дети называют ягоды. Если дети знакомы с цифрами до 20, можно назвать номер ягоды.

    — Дети, можно ли ягоды кушать сырыми, не варёными? (ответы детей).

    — Ягоды не требуют специальной обработки, но обязательно ягоды нужно хорошо вымыть, перед тем как кушать. Дети, какие блюда, десерты можно приготовить из ягод? (ответы детей).

    — Из ягод изготовляют варенье, повидло, джем, мармелад, леденцы. Из ягод выжимают соки, готовят морсы, варят компоты. Ягоды добавляют в пироги, торты, пирожные. Дети, назовите ваше любимое блюдо из ягод? (ответы детей).

    — Дети, какие у вас вопросы по теме «Ягоды»?

    Педагог отвечает на вопросы детей, предлагает задать вопрос малоактивным детям, контролирует, чтобы вопросы и ответы были строго по теме.

    — Чудесно! Молодцы, дети! На выставке побывали, ягоды изучали.


    Валентин Петрович Катаев

    «Дудочка и кувшинчик».


    Задачи. Поддерживать интерес детей к ягодам. Развивать внимание детей, умение заинтересовано слушать сказку. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Формировать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать положительное отношение детей к труду. Вызвать интерес к народным поговоркам.

    Чтение.

    — Дети, я вам прочитаю сказку детского писателя Валентина Петровича Катаева «Дудочка и кувшинчик».


    Поспела в лесу земляника. Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко. Пошли они в лес и стали собирать ягоду: кто раньше наберёт. Выбрала мама Жене полянку получше и говорит:

    — Вот тебе, дочка, отличное местечко. Здесь очень много земляники. Ходи, собирай.

    Женя вытерла кувшинчик лопухом и стала ходить. Ходила-ходила, смотрела-смотрела, ничего не нашла и вернулась с пустым кувшинчиком. Видит — у всех земляника. У папы четверть кружки. У мамы полчашки. А у маленького Павлика на блюдечке две ягоды.

    — Мама, а мама, почему у всех у вас есть, а у меня ничего нету? Ты мне, наверное, выбрала самую плохую полянку.

    — А ты хорошенько искала?

    — Хорошенько. Там ни одной ягоды, одни только листики.

    — А под листики ты заглядывала?

    — Не заглядывала.

    — Вот видишь! Надо заглядывать.

    — А почему Павлик не заглядывает?

    — Павлик маленький. Он сам ростом с землянику, ему и заглядывать не надо, а ты уже девочка довольно высокая.

    А папа говорит: — Ягодки — они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать. Гляди, как я делаю.

    Тут папа присел, нагнулся к самой земле, заглянул под листики и стал искать ягодку за ягодкой, приговаривая:

    — Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.

    — Хорошо, — сказала Женя. — Спасибо, папочка. Буду так делать.

    Пошла Женя на свою полянку, присела на корточки, нагнулась к самой земле и заглянула под листики. А под листиками ягод видимо-невидимо. Глаза разбегаются. Стала Женя рвать ягоды и в кувшинчик бросать. Рвёт и приговаривает:

    — Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.

    Однако скоро Жене надоело сидеть на корточках.

    — Хватит с меня, — думает. — Я уж и так, наверное, много набрала.

    Встала Женя на ноги и заглянула в кувшинчик. А там всего четыре ягоды. Совсем мало! Опять надо на корточки садиться. Ничего не поделаешь. Села Женя опять на корточки, стала рвать ягоды, приговаривать:




    — Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.

    Заглянула Женя в кувшинчик, а там всего-навсего восемь ягодок — даже дно ещё не закрыто.

    — Ну, — думает, — так собирать мне совсем не нравится. Всё время нагибайся и нагибайся. Пока наберёшь кувшинчик, чего доброго, и устать можно. Лучше я пойду, поищу себе другую поляну.

    Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника не прячется под листиками, а сама на глаза лезет и в кувшинчик просится. Ходила-ходила, полянки такой не нашла, устала и села на пенёк отдыхать. Сидит, от нечего делать ягоды из кувшинчика вынимает и в рот кладёт. Съела все восемь ягод, заглянула в пустой кувшинчик и думает:

    — Что же теперь делать? Хоть бы мне кто-нибудь помог!

    Только она это подумала, как мох зашевелился, мурава раздвинулась, и из-под пенька вылез небольшой крепкий старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперёк шляпы сухая травинка.

    — Здравствуй, девочка, — говорит.

    — Здравствуй, дяденька.

    — Я не дяденька, а дедушка. Аль не узнала? Я старик боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами. О чём вздыхаешь? Кто тебя обидел?

    — Обидели меня, дедушка, ягоды.

    — Не знаю. Они у меня смирные. Как же они тебя обидели?

    — Не хотят на глаза показываться, под листики прячутся. Сверху ничего не видно. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.

    Погладил старик боровик, коренной лесовик свою сизую бороду, усмехнулся в усы и говорит:

    — Сущие пустяки! У меня для этого есть специальная дудочка. Как только она заиграет, так сейчас же все ягоды из-под листиков и покажутся.

    Вынул старик боровик, коренной лесовик из кармана дудочку и говорит:

    — Играй, дудочка.

    Дудочка сама собой заиграла, и, как только она заиграла, отовсюду из-под листиков выглянули ягоды.

    — Перестань, дудочка.

    Дудочка перестала, и ягодки спрятались. Обрадовалась Женя:

    — Дедушка, дедушка, подари мне эту дудочку!

    — Подарить не могу. А давай меняться: я тебе дам дудочку, а ты мне кувшинчик — он мне очень понравился.

    — Хорошо. С большим удовольствием.

    Отдала Женя старику боровику, коренному лесовику кувшинчик, взяла у него дудочку и поскорей побежала на свою полянку. Прибежала, стала посередине, говорит:

    — Играй, дудочка.

    Дудочка заиграла, и в тот же миг все листики на поляне зашевелились, стали поворачиваться, как будто бы на них подул ветер. Сначала из-под листиков выглянули самые молодые любопытные ягодки, ещё совсем зелёные. За ними высунули головки ягоды постарше — одна щёчка розовая, другая белая. Потом выглянули ягоды вполне зрелые — крупные и красные. И наконец, с самого низу показались ягоды-старики, почти чёрные, мокрые, душистые, покрытые жёлтыми семечками.



    И скоро вся полянка вокруг Жени оказалась усыпанной ягодами, которые ярко сквозили на солнце и тянулись к дудочке.

    — Играй, дудочка, играй! — закричала Женя. — Играй быстрей!

    Дудочка заиграла быстрей, и ягод высыпало ещё больше — так много, что под ними совсем не стало видно листиков. Но Женя не унималась:

    — Играй, дудочка, играй! Играй ещё быстрей.

    Дудочка заиграла ещё быстрей, и весь лес наполнился таким приятным проворным звоном, точно это был не лес, а музыкальный ящик. Пчёлы перестали сталкивать бабочку с цветка; бабочка захлопнула крылья, как книгу, птенцы малиновки выглянули из своего лёгкого гнезда, которое качалось в ветках бузины, и в восхищении разинули жёлтые рты, грибы поднимались на цыпочки, чтобы не пропустить ни одного звука, и даже старая лупоглазая стрекоза, известная своим сварливым характером, остановилась в воздухе, до глубины души восхищённая чудной музыкой.

    — Вот теперь-то я начну собирать! — подумала Женя и уже было протянула руку к самой большой и самой красной ягоде, как вдруг вспомнила, что обменяла кувшинчик на дудочку и ей теперь некуда класть землянику.

    — У, глупая дудка! — сердито закричала девочка. — Мне ягоды некуда класть, а ты разыгралась. Замолчи сейчас же!

    Побежала Женя назад к старику боровику, коренному лесовику и говорит:

    — Дедушка, а дедушка, отдай назад мой кувшинчик! Мне ягоды некуда собирать.

    — Хорошо, — отвечает старик боровик, коренной лесовик, — я тебе отдам твой кувшинчик, только ты отдай назад мою дудочку.

    Отдала Женя старику боровику, коренному лесовику его дудочку, взяла свой кувшинчик и поскорее побежала обратно на полянку. Прибежала, а там уже ни одной ягодки не видно — одни только листики. Вот несчастье! Кувшинчик есть — дудочки не хватает. Как тут быть? Подумала Женя, подумала и решила опять идти к старику боровику, коренному лесовику за дудочкой. Приходит и говорит:

    — Дедушка, а дедушка, дай мне опять дудочку!

    — Хорошо. Только ты дай мне опять кувшинчик.

    — Не дам. Мне самой кувшинчик нужен, чтобы ягоды в него класть.

    — Ну, так я тебе не дам дудочку.

    Женя взмолилась:

    — Дедушка, а дедушка, как же я буду собирать ягоды в свой кувшинчик, когда они без твоей дудочки все под листиками сидят и на глаза не показываются? Мне непременно нужно и кувшинчик, и дудочку.

    — Ишь ты, какая хитрая девочка! Подавай ей и дудочку, и кувшинчик! Обойдёшься и без дудочки, одним кувшинчиком.

    — Не обойдусь, дедушка.

    — А как же другие-то люди обходятся?

    — Другие люди к самой земле пригибаются, под листики сбоку заглядывают, да и берут ягоду за ягодой. Одну ягоду берут, на другую смотрят, третью примечают, а четвёртая мерещится. Так собирать мне совсем не нравится. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.

    — Ах, вот как! — сказал старик боровик, коренной лесовик и до того рассердился, что борода у него вместо сизой стала чёрная-пречёрная. — Ах, вот как! Да ты, оказывается, просто лентяйка! Забирай свой кувшинчик и уходи отсюда!



    Не будет тебе никакой дудочки. С этими словами старик боровик, коренной лесовик топнул ногой и провалился под пенёк.

    Женя посмотрела на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что её дожидаются папа, мама и маленький Павлик, поскорей побежала на свою полянку, присела на корточки, заглянула под листики и стала проворно брать ягоду за ягодой. Одну берёт, на другую смотрит, третью примечает, а четвёртая мерещится…

    Скоро Женя набрала полный кувшинчик и вернулась к папе, маме и маленькому Павлику.

    — Вот умница, — сказал Жене папа, — полный кувшинчик принесла! Небось устала?

    — Ничего, папочка. Мне кувшинчик помогал. И пошли все домой — папа с полной кружкой, мама с полной чашкой, Женя с полным кувшинчиком, а маленький Павлик с полным блюдечком. А про дудочку Женя никому ничего не сказала…


    — Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.

    Вопросы к детям.

    • Какие ягоды собирала семья Жени?

    • Почему Женя решила, что она не может собрать ягоды?

    • Каким словам научил папа дочку при сборе ягод.

    • Понравилось ли Жене так собирать ягоды? Почему?

    • С кем познакомилась Женя в лесу?

    • Что старичок предложил Жене?

    • Что бы выбрали вы: дудочку или кувшинчик?

    • Помогла ли дудочка собрать Жене ягоды? Почему?

    • Как назвал Женю старичок? Почему?

    • Какой вывод для себя сделала Женя?

    • Почему «Дудочка и кувшинчик» сказка, а не рассказ?

    • Чему вас научила эта сказка?


    — Сказка — вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам, да красным девицам урок: не поклонясь до земли, и ягодку не сорвёшь, труд человека кормит, а лень — портит, от труда здоровеют, а от лени болеют.

















    Пальчиковая игра «Ягоды».


    Задачи. Поддерживать интерес детей к ягодам. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия ягод. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей.

    Игра.

    Закличка.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Я зову вас поиграть.


    — Дети, в пальчиковую игру играем, ягоды изучаем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.

    Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия ягод.


    В лес по ягоды идём,

    «Шагаем» средним и указательным пальцами правой руки по левой руке.

    И корзиночки возьмём.

    Ладони и пальцы рук, сложенные в горсти.

    Здесь растут

    земляника,

    клубника,

    брусника,

    черника

    ежевика.

    Загибаем указательным пальцем правой руки каждый пальчик на левой руке, начиная с мизинца.

    (Дети проговаривают

    названия ягод).


    Загибаем указательным пальцем левой руки каждый пальчик на правой руке, начиная с мизинца.


    Клюква,

    малина,

    рябина,

    калина,

    шиповник.

    Ягоды мы собираем,


    Шевелим пальчиками обеих рук.

    На зиму запасаем.

    Соединяем руки перед собой, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам.


    — Прекрасно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, ягоды назвали.





    Речевая игра «Ягоды».


    Задачи. Расширять знания детей о ягодах. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими внешний вид и вкус ягод. Совершенствовать умение детей узнавать ягоды по описанию. Развивать слуховое внимание детей.

    Материал к деятельности: Картина «Ягоды».

    Игра.

    Педагог показывает картину «Ягоды».

    По тропинке ёжик шёл,

    Ёжик ягодку нашёл.

    Витаминов много в ней.

    Ну-ка, съешь её скорей!

    — Дети, назовите одним словом, что вы видите на картине. (Ответы детей).

    Ягоды – это растения. Дети, какие ягоды вы знаете? (Ответы детей).

    — В игру «Ягоды» играем, правила игры не нарушаем.

    Игровые правила:

    • описание запоминаем, ягоду угадаем;

    • рассказ не перебиваем, тишина – отвечаем.

    Педагог контролирует, чтобы дети ожидали окончания рассказа, а затем отвечали. Дети отвечают хором.


    Лексический материал.

  • Ягоды садовые, крупные, гладкие, блестящие, сладкие, прозрачные – это … (виноград).

  • Ягода нежная, лесная, сочная, блестящая, немного голубая – это … (голубика).

  • Ягода садовая, крупная, красная, сочная, сладкая, ароматная – это … (виктория).

  • Ягода лесная, красная, гладкая, блестящая, кислая – это … (клюква).

  • Ягода садовая, полосатая, гладкая, блестящая, кисло-сладкая – это … (крыжовник).

  • Ягода лесная, красная, сочная, сладкая, ароматная – это … (клубника, земляника).

  • Ягоды садовые, гладкие, блестящие, черные, кисло-сладкие – это … (смородина).

  • Ягода зернистая, пушистая, ароматная, сочная, сладкая – это … (малина).

  • Ягода лесная, зернистая, чёрная, мягкая, сочная, кисло-сладкая – это … (ежевика).


    — Прелестно, дети! Ягоды по описанию узнали, правильно назвали.















    Речевая игра «По лесочку я хожу».

    (Индивидуально или подгруппа детей до 10 человек).


    Задачи. Поддерживать интерес детей к лесным ягодам. Продолжать упражнять детей в согласовании слов. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия ягод, и прилагательными. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

    Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

    Игра.

    По лесочку я хожу,

    Я на ягодки гляжу:

    На кусте малинка,

    На дереве – рябинка,


    В травке – земляничка,

    Под горой – черничка,

    Клюковка – на кочке…

    – Пусто в кузовочке!

    Ольга Теплякова

    — Дети, по лесу гуляем, лесные ягоды изучаем. Я называю ягоды, что растут на полянке, а вы посчитаете ягоды.

    Игровые правила.

    • Цветок даю, ягоду назову.

    • Ягоду называй, один, два, много считай.

    • Цветок ведущему возвращай.

    Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя ягоды, дети считают. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали слова. При необходимости педагог подсказывает слово.

    Лексический материал.

  • Ягоды спелой клубники. – Одна ягода спелой клубники, две ягоды спелой клубники, много ягод спелой клубники.

  • Ягоды полезной черники. – Одна ягода полезной черники, две ягоды полезной черники, много ягод полезной черники.

  • Ягоды лесной малины. – Одна ягода лесной малины, две ягоды лесной малины, много ягод лесной малины.

  • Ягоды чёрной ежевики. – Одна ягода чёрной ежевики, две ягоды чёрной ежевики, много ягод чёрной ежевики.

  • Ягоды кислой клюквы. – Одна ягода кислой клюквы, две ягоды кислой клюквы, много ягод кислой клюквы.

  • Ягоды ароматной земляники. – Одна ягода ароматной земляники, две ягоды ароматной земляники, много ягод ароматной земляники.

  • Ягоды красной брусники. – Одна ягода красной брусники, две ягоды красной брусники, много ягод красной брусники.

  • Ягоды горькой рябины. – Одна ягода горькой рябины, две ягоды горькой рябины, много ягод горькой рябины.

  • Ягоды мелкой черёмухи. – Одна ягода мелкой черёмухи, две ягоды мелкой черёмухи, много ягод мелкой черёмухи.

  • Ягоды целебного шиповника. – Одна ягода целебного шиповника, две ягоды целебного шиповника, много ягод целебного шиповника.


    — Прелестно, дети! Ягоды считали, слова правильно изменяли.




    Речевая ситуация «Расскажи о ягодах».


    Задачи. Расширять знания детей о ягодах. Упражнять детей в составление простого распространённого предложения. Совершенствоваться умение детей согласовывать существительное с несколькими прилагательными в предложении.

    Разговор.

    — Дети, помогите мне, пожалуйста, составить картотеку о ягодах. Я назову ягоду, а вы кратко расскажите о ягоде. Назовите ягоду, садовая она или лесная, съедобная или несъедобная, ядовитая.

    Педагог контролирует соответствие предложения предложенной схеме. При необходимости подсказывает слово.

    Лексический материал.

  • Брусника. – Брусника – это лесная, съедобная ягода.

  • Виноград. – Виноград – это садовая, съедобная ягода.

  • Виктория. – Виктория – это садовая, съедобная ягода.

  • Вороний глаз. – Вороний глаз – это лесная, несъедобная, ядовитая ягода.

  • Голубика. – Голубика – это лесная, съедобная ягода.

  • Ежевика. – Ежевика – это лесная, съедобная ягода.

  • Земляника. – Земляника – это лесная и садовая, съедобная ягода.

  • Клубника. – Клубника – это лесная и садовая, съедобная ягода.

  • Клюква. – Клюква – это лесная, съедобная ягода.

  • Крыжовник. – Крыжовник – садовая, съедобная ягода.

  • Малина. – Малина – это лесная и садовая, съедобная ягода.

  • Рябина. – Рябина – это лесная и садовая, съедобная ягода.

  • Смородина. – Смородина – это садовая, съедобная ягода.

  • Снежноягодник. – Снежноягодник – это лесная, несъедобная, ядовитая ягода.

  • Черёмуха. – Черёмуха – это лесная и садовая, съедобная ягода.

  • Черника. – Черника – это лесная, съедобная ягода.

  • Шиповник. – Шиповник – это лесная и садовая, съедобная ягода.


    — Замечательно, дети! О ягодах рассказали, кратко ягоду описали.















    Словесная игра «Ягодные загадки».


    Задачи. Формировать умение детей узнавать ягоды по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к загадкам.

    Игра.

    — Дети, в «Ягодные загадки» играем, правила не нарушаем.

    Игровые правила:

    • внимательно слушаем загадку;

    • пока загадку читают, молчим;

    • хором отвечаем, ягоду называем.


    Педагог после каждой загадки, просит детей, объяснить: какие слова в тексте помогли отгадать загадку.


    Кто любит её,

    тот рад поклониться.

    А имя дала ей родная землица.

    Ты под листик загляни-ка!

    Там лесная

    (земляника).

    На колючей тонкой ветке

    В полосатых майках детки.

    Куст с шипами —

    не шиповник,

    Как зовётся он? …

    (крыжовник).

    Запасают её люди

    Как лекарство при простуде.

    Не страшны и грипп, ангина,

    Если рядом есть …

    (малина).

    Эту ягоду найдёте

    Не в саду, а на болоте.

    Кругла, а не брюква

    Кислая …

    (клюква).

    Это ягода прекрасна,

    Чёрная, белая, красная.

    В саду их родина.

    Что это? …

    (смородина).

    На болоте уродилась,

    В мягкой травке притаилась.

    Жёлтенькая брошка —

    Ягодка ...

    (морошка).

    Вот лозы родные детки —

    Ягоды на тонкой ветке.

    Гроздья крупные висят,

    Как янтарь они горят.

    Солнцу южному рад,

    Сочный …

    (виноград).

    В наших водится лесах

    На раскидистых кустах.

    Куст колючками покрыт,

    Неприступен он на вид,

    Черна и круголика,

    Растёт …

    (ежевика).

    Куст с шипами, куст колючий,

    Но совсем, совсем не злючий!

    Розой он цветёт прелестной,

    Ягод нет его полезней!

    Молодой садовник

    Посадил …

    (шиповник).

    Красненькие бусинки

    Качаются на кочках.

    Маленькие ягодки,

    Твёрдые листочки.

    Догадалась Вика,

    Здесь растёт …

    (брусника).

    Что за ягода такая —

    голубая – голубая?

    На болоте, там и тут

    эти ягоды растут.

    Догадалась Вика,

    Это …

    (голубика).

    На зелёненьком кусточке,

    Чёрны ягодки-дружочки.

    Зрения улучшают,

    Здоровья добавляют.

    Догадалась Вика,

    Это…

    (черника).


    — Земляника, малина, клюква, крыжовник, виноград, шиповник, смородина, морошка, ежевика, голубика, брусника, черника – это… ягоды.

    — Потрясающе, дети! Загадки отгадали, ягоды по описанию узнали.





    Хороводная игра «Хоровод в лесу».


    Задачи. Поддерживать интерес детей к дарам леса. Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Формировать певческие навыки детей, умение произносить слова отчётливо. Продолжать развивать у детей навыки инсценирования песен.

    Игровой материал: на шнурке картинки: землянка, ежевика, подосиновик.

    Игра.

    — Красны девицы да добры молодцы, подходите!

    В хоровод со мной поиграть вы хотите?

    Становитесь в круг смелей, и игру начнём скорей.

    Считалкой выбирают землянику, ежевику, подосиновик. Дети выполняют движения хоровода по показу педагога. Ягоды и подосиновик в центре круга.


    1. Мы пойдём, пойдём, пойдём.

    Землянику мы найдём.

    Земляника-ягода.

    Как же ты красна

    Земляника-ягода,

    Как же ты вкусна.

    Земляника-ягода,

    Руку нам давай!

    Земляника-ягода

    В хоровод вставай!

    Дети, держась за руки, идут хороводным шагом по кругу.

    Останавливаются, поворачиваются в круг лицом и ритмично хлопают в ладоши.

    Земляника, руки на пояс, бежит внутри круга, мимо детей по кругу.


    Земляника останавливается, и встаёт в хоровод.

    2. Мы пойдём, пойдём, пойдём,

    Ежевику мы найдём.

    Ежевика-ягода,

    Синий-синий цвет.

    Ежевики-ягоды,

    В хороводе нет!

    Ежевика-ягода

    Руку нам давай.

    Ежевика-ягода.

    В хоровод вставай!

    Дети, держась за руки, идут хороводным шагом по кругу.

    Останавливаются, поворачиваются в круг лицом и ритмично хлопают в ладоши.

    Ежевика, руки на пояс, бежит внутри круга, мимо детей по кругу.


    Ежевика останавливается, и встаёт в хоровод.

    3. Мы пойдём, пойдём, пойдём,

    Подосиновик найдём.

    Красный подосиновик,

    Где тебя найти?

    Красный подосиновик,

    Встретим на пути.

    Красный подосиновик,

    Руку нам давай.

    Красный подосиновик,

    В хоровод вставай

    Дети, держась за руки, идут хороводным шагом по кругу.

    Останавливаются, поворачиваются в круг лицом и ритмично хлопают в ладоши.

    Подосиновик, руки на пояс, бежит внутри круга, мимо детей по кругу.


    Подосиновик останавливается, и встаёт в хоровод.

    Мы идём, идём, идём,

    Дары леса несём.

    Дети, держась за руки, идут хороводным шагом по кругу.

    — Красны девицы! Добры молодцы! Хоровод вы красиво танцевали, лесные дары собрали.



    Интеллектуальная разминка «Ягоды».


    Задачи. Закрепить знания детей о ягодах. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление.

    Беседа.

    — Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.

    Дети отвечают хором. Если ответы разные или ответ неверный, педагог повторяет вопрос ещё раз. Если дети не называют верный ответ, педагог читает вопрос и ответ.

    Вопросы.

  • Клюква, земляника, малина, калина – это … (ягоды).

  • Ягоды, которые растут в лесу какие? – … (лесные).

  • Ягоды, растущие в саду? – … (садовые).

  • Шиповник – полезный, бересклет – … (ядовитый).

  • Крыжовник твёрдый – малина … (мягкая).

  • Брусника – кустарничек, клубника – … (трава).

  • Малина – кустарник, рябина – … (дерево).

  • Клубника сладкая – клюква … (кислая).

  • Черёмуха растёт высоко, а черника – … (низко).

  • Арбуз тяжёлый – крыжовник … (лёгкий).

  • Виктория крупная – земляника … (мелкая).

  • Виктория растёт в саду, а брусника – … (в лесу).

  • Малина – красная, ежевика – … (чёрная).

  • Не спелые ягоды не срываем, ветки деревьев – … (не ломаем).

  • Ежевика – ягода, ежиха – … (животное).

  • Варенье из земляники … (земляничное).

  • Цвет, похожий на малину, – … (малиновый).

  • Чипсы вредны для здоровья – ягоды… (полезны).

  • Чего больше в лесу: ягод или земляники? … (ягод).


    — Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу … Педагог отмечает наиболее активных детей.

    — За игру вас, дети, благодарю!!!


    Примечание. Интеллектуальную разминку можно проводить в начале лексической темы, с целью выявить знания детей по теме.