СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

,,Волшебные краски,,

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«,,Волшебные краски,,»

Пояснительная записка

(программа рассчитана на детей 9-14 лет)
(срок реализации 1 год )

Программа “Волшебные краски” предназначена для обучающихся в основной школе, а также интересующихся предметом, одаренных учащихся с 3 по 9 класс и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.

Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ. В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью.

Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли. Дети 11-13 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания .

Программа кружка рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Периодичность занятий 2 раза в неделю.

Набор в кружок свободный. Состав группы постоянный. Количество - 15 человек.

Цель: Развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором.

Основными задачами являются:

  • эстетически воспитывать школьников, формировать их духовную культуру и потребности постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художников;

  • развивать художественно-творческие способности и склонности учащихся, фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность;

  • обучать основам рисования с натуры, по памяти и по воображению, обращать особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции;

Ведущей формой реализации дополнительной образовательной программы является участие во всероссийских, муниципальных и региональных конкурсах детского рисунка.

Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является периодическая организация выставок, что дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы.

Содержание программы

1. Вводное занятие “Как стать художником?”(1ч.) ТЕОРИЯ: Организация рабочего места. Рассказ учителя о целях и задачах работы. Техника безопасности при работе. Планирование работы кружка.

2. “В гостях у сказки” - иллюстрирование любимой сказки (3ч.)

ТЕОРИЯ: Что такое композиция. Правила её составления.

ПРАКТИКА: Выбор любимой сказки для составления иллюстрации. Составление индивидуального рисунка. Выполнение его в цвете акварелью.

3. “Город мастеров” - работа в технике граттаж (2ч.).

ТЕОРИЯ: Этапы выполнения техники.

ПРАКТИКА: Освоение техники выполнения, выполнение индивидуального рисунка.

Способ работы проходит несколько этапов: нанесение сырого желтка на лист (2-3 слоя); покрытие поверхности желтка чёрной краской; выцарапывание рисунка зубочисткой.

4. “Чудо – матрёшки” - роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью.(3ч.)

ТЕОРИЯ: Знакомство с Полхов – Майданской росписью. Рассматривание образцов матрёшек.

ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (цветов, травки и т. д.). Роспись матрёшки. Выставка работ.

5. “Монотипия пейзажная” - нетрадиционная техника рисования (3ч.).

ТЕОРИЯ: Правила рисование пейзажа. Понятия отпечатка и оттиска.

ПРАКТИКА: Выполнение пейзажа на половинке листа и оттиск на другой половине.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

6. Приём рисования “по- сырому” или равномерно окрашенному (2ч.).

ТЕОРИЯ: Понятие техники “по-сырому”. Использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски.

ПРАКТИКА: Упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения работы. Рисование неба и земли.

7. Использование карандашей в рисовании цветов (3ч.).

ТЕОРИЯ: Виды акварельных карандашей. Правила нанесения акварельных карандашей, их смешение. Свойства акварельных карандашей.

ПРАКТИКА: Способы тонировки. Этапы рисования цветов акварельными карандашами. Рисование цветов.

8. Художественный приём “заливка”. Рисование неба (2ч.).

ТЕОРИЯ: Понятие “заливка”. Использование заливки для изображения неба, воды, гор.

ПРАКТИКА: Подготовка краски, способы нанесения линий, движение кисти, рисование неба.

9. Рисование по - сырому. Пейзаж (3ч.).

ПРАКТИКА: Рисование пейзажа по влажному листу альбома. Лист предварительно смачивается полностью водой, а затем наносится рисунок. Главное, не дать листу высохнуть!

10. Многослойная живопись на тему “Африка” (3ч.).

ТЕОРИЯ: Понятие многослойной живописи. Этапы выполнения техники.

ПРАКТИКА: Тренировка в быстром наложении слоёв друг на друга после полного высыхания. Рисование горного пейзажа, где горные хребты встают один за другим.

11. Нетрадиционная техника рисования “Кляксография обычная” (1ч.).

ТЕОРИЯ: Способы рисования кляксами.

ПРАКТИКА: Рисование птиц, облаков.

Средство выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

12. Нетрадиционная техника рисования “Кляксография трубочкой” (1ч.).

ПРАКТИКА: Самостоятельный выбор рисунка.

Средство выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка.

13. Техника рисования “Свеча + акварель” (3ч.).

ПРАКТИКА: Нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

14. Рисование пальчиками (творческая работа). (1ч.).

ПРАКТИКА: Разработка идеи, творческое выполнение работы.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия.

Материалы: мисочка с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

15. Техника рисования “Пуантилизм” (3ч.)

ТЕОРИЯ: Понятие “Пуантилизм”

ПРАКТИКА: Рисование изображения в технике “Пуантилизм”

16. Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы, просёлочной дороги. Пейзаж. (4ч.).

ТЕОРИЯ: Понятие линейной и воздушной перспективы. Правила линейной и воздушной перспективы. Использование точки схода при рисовании.

ПРАКТИКА: Рисование улицы с учётом правил перспективы.

17. Узор и орнамент. Роспись посуды Хохломской росписью (3ч.).

ТЕОРИЯ: Знакомство с Хохломской росписью. Основы росписи, её элементы.

ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (ягод, листьев, травки и т. д.). Рисование сосуда и его роспись.

18. “Подводное царство” - рисование рыбок.

ТЕОРИЯ: Разновидности рыбок. Правила рисования рыб.

ПРАКТИКА: Рисование рыб разного вида. Тренировка построения рыб, рисование подводного мира.

19. Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов.

ТЕОРИЯ: Понятие “стилизация”. Рассмотрение на примерах понятия стилизации.

ПРАКТИКА: Приёмы стилизации образов и предметов. Создание собственных стилизованных предметов.

Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски.

ТЕОРИЯ: Знакомство с Городецкой росписью. Элементы городецкой росписи. Этапы выполнения цветов и листьев.

ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи. Роспись тарелочки, разделочной доски.

20. Составление коллективного панно техникой “рваная бумага”.

ПРАКТИКА: Творческий подход к коллективному составлению панно.

Средства выразительности: фактура, объём.

Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.

21. “Я – юный художник” - самостоятельный выбор техникой рисования и составления рисунка.

ПРАКТИКА: Составление рисунка и его роспись выбранной техникой рисования.

22. Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы кружка.

ПРАКТИКА: Организация выставки работ.

Требования к уровню подготовки

учащиеся должны ЗНАТЬ:

1) разные приёмы рисования;

2) Хохломскую, Городецкую и Полхов – Майданскую роспись;

3) понятие “стилизация”, “пуантилизм”;

4) нетрадиционные техники рисования;

5) воздушную и линейную перспективу.

УМЕТЬ:

1) работать в различной технике рисования;

2) пользоваться приёмами стилизации образов и предметов;

3) самостоятельно разбираться в этапах выполнения работы;

4) творчески подходить к выполнению работы.

Учебно-тематический план

 развернуть таблицу

п/п

Дата

Тема

Ко-во час

Содержание контроля знаний и умений

план

факт

1.

 

 

Вводное занятие “Как стать художником?

1

Знать технику безопасности при работе с различными материалами.

2-4

 

 

“В гостях у сказки” - иллюстрирование любимой сказки.

3

Знать, что такое композиция, правила её составления.

Уметь выбирать сюжет из любимой сказки для составления иллюстрации, составлять индивидуальный рисунок , выполнять его в цвете акварелью.

5-6

 

 

“Город мастеров” - работа в технике граттаж.

2

Знать этапы выполнения техники граттаж.

Уметь выполнять индивидуальный рисунок , соблюдая правила при работе в данной технике.

7-9

 

 

“Чудо – матрёшки” - роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью.

2

Знать этапы построения матрёшки.

Уметь выполнять роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью.

10-12

 

 

“Монотипия пейзажная” – нетрадиционная техника рисования.

3

Знать этапы рисования пейзажа. Понятия отпечатка и оттиска. Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Уметь выполнять пейзаж на половинке листа и оттиск на другой половине.

13-14

 

 

Приём рисования “по - сырому” или равномерно-окрашенному.

2

Знать понятие техники “по - сырому”, этапы использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски.

Уметь выполнять упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения рисования неба и земли.

15-17

 

 

Использование карандашей в рисовании цветов.

3

Знать виды акварельных карандашей. Правила нанесения акварельных карандашей, их смешение. Свойства акварельных карандашей.

Уметь применять способы тонировки при рисовании цветов.

18-19

 

 

Художественный приём “заливка”. Рисование неба.

2

Знать понятие техники “заливка”, способы нанесения линий, движение кисти при рисовании неба.

20-22

 

 

Рисование по - сырому. Пейзаж.

3

Уметь выполнять пейзаж по влажному листу альбома.

23-25.

 

 

Многослойная живопись на тему: “Африка”.

3

Знать понятие многослойной живописи, этапы выполнения техники.

Уметь выполнять быстрое наложение слоёв друг на друга после полного высыхания.

26

 

 

Кляксография обычная. Рисование природы.

1

Знать понятие техники рисования “Кляксография обычная”,способы рисования кляксами.

Уметь выполнять рисование птиц, облаков средствами выразительности: пятном.

27

 

 

Кляксография трубочкой.

1

28-30

 

 

Техника рисования “Свеча + акварель”.

3

Уметь выполнять нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью средствами выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

31

 

 

Рисование пальчиками (творческая работа).

1

Уметь разрабатывать идеи творческой работы

средствами выразительности: пятном, точкой, короткой линией.

32-34

 

 

Техника рисования “Пуантилизм”

3

Знать понятие техники рисования “Пуантилизм”. Уметь выполнять работу в данной технике.

35-38

 

 

Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы, просёлочной дороги. Пейзаж.

4

Знать понятие линейной и воздушной перспективы, правила линейной и воздушной перспективы, использования точки схода при рисовании.

Уметь рисовать улицу с учётом правил перспективы.

39-41.

 

 

Узор и орнамент. Роспись посуды хохломской росписью.

3

Знакомить с Хохломской росписью. Знать основы росписи, её элементы.

Уметь выполнять рисование элементов росписи (ягод, листьев, травки и т.д.), рисование сосуда и его роспись.

42-43

 

 

“Подводное царство” - рисование пейзажа на тему

2

Знать правила рисования рыб.

Уметь выполнять рисование рыб разного вида.

44-46

 

 

Морской пейзаж.

3

Знать этапы рисунка рыб, кораллов, морских животных.

Уметь строить композицию, подбирать колорит.

47-50

 

 

Многослойная живопись на тему: “Морская сказка”

3

Знать понятие многослойной живописи, этапы выполнения техники.

Уметь выполнять быстрое наложение слоёв друг на друга после полного высыхания. Уметь выполнять морской пейзаж.

51-52

 

 

Составление коллективного панно техникой “рваная бумага”.

2

Знать понятие коллаж, аппликация. Уметь составлять фрагменты панно и гармонично сочетать элементы при составлении законченной работы.

53-55

 

 

Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов

3

Знать понятие стилизация, графика, выразительные средства графики. Уметь выполнять приемы стилизации в образах и предметах.

56-58

 

 

Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски.

3

Знать историю возникновения промысла, элементы городецкой росписи. Уметь расписывать предметы в стиле “городца”.

59-63

 

 

Техника ала-прима. Натюрморт.

4

Знать отличия техники от других живописных приемов, уметь составлять композицию натюрморта.

64-65

 

 

Живопись на картоне, камне.

2

Уметь использовать нетрадиционные материалы в живописи, создавать неповторимые сюжеты.

66-67

 

 

“Я – юный художник” - самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка.

2

Уметь осознанно делать выбор техники и материалов для реализации задуманного.

68

 

 

Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы в кружке.

1

Уметь анализировать, сравнивать, видеть преимущества и недостатки в своих и чужих работах.

 развернуть таблицу

Литература

  1. Е.М. Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2007

  2. Г. Беда Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2008

  3. А.Л. Гаптилл Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2010

  4. Н.А Горяева Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2007.

  5. Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2007

  6. В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2010

  7. С.В. Кульневич “Не совсем обычный урок”, Издат. программа “Педагогика нового времени”, “Воронеж”, 2006 год.

  8. Сборник нормативных документов образовательной области “Искусство”. – М.: Дрофа, 2007

  9. А.А.Павлова, Е.И .Корзинова Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006

  10. В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр “Владос”, 2009