Государственное казенное образовательное учреждение
Ростовской области
Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение»
Денисенко Ирина Михайловна
Воспитание достойного
гражданина России
через изучение отечественных традиций
В условиях быстрого изменения социальных систем в России происходят качественные изменения приоритетов и ценностей в общественном сознании, инверсия понятий. В Послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ 2018 года уже идёт речь о сохранении своей идентичности: «… и здесь невозможно переоценить роль культуры, которая является нашим общенациональным цивилизационным кодом, раскрывает в человеке созидательные начала». А как мы знаем, культура всегда основывается на определённой религии. Ещё академик Д.С. Лихачёв писал: «Религия обогащает представление о мире, позволяет верующему ощутить значительность всего происходящего, осмысливать жизнь человека, составляет самую убедительную основу нравственности. Без религии всегда остается соблазн эгоизма, соблазн замкнутости в своих личных интересах».
Особенно остро все проблемы общества встают перед детьми с ограниченными возможностями здоровья, так как на всеобщие проблемы социума у них накладываются личные проблемы, связанные со здоровьем. Волгодонская специальная (коррекционная) школа-интернат «Восхождение» Ростовской области является уникальным, единственным в нашем округе образовательным учреждением такого рода. В названии учреждении для наших детей воплощены и преодоление своих недугов, и восхождение к вершинам знаний, но самое главное – это восхождение к миру горнему. В нашей школе-интернате обучаются и воспитываются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата и детским церебральным параличом. Большинство из них имеют инвалидность. Всего в нашей школе-интернате обучается 182 ребёнка, из них 10 – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Для наших подопечных важна комплексная реабилитация, включающая учебно-воспитательную, лечебно-оздоровительную и коррекционную деятельность. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, становление как достойного гражданина России. Многим нашим детям приходится затрачивать немало сил и времени, переносить тяжелейшие операции лишь для того, чтобы научиться передвигаться самостоятельно. И, тем не менее, и они могут достичь как олимпийских высот, так и научных.
К огромному сожалению, по вышесказанным причинам, духовно-нравственный воспитательный потенциал большинства наших российских семей невелик. Следовательно, миссия воспитания граждан великой России возлагается на школу. Президент РФ В.В. Путина в Послании также отметил: «В классах формируется будущее России. Школа должна отвечать на вызовы времени, тогда и страна будет готова на них ответить». Сколько же нужно потрудиться педагогам, чтобы дети смогли стать полноценными членами общества. И особенно важно научить ребят различать добро и зло, знать, откуда оно пошло, кто и что за ним стоит; что ждет подростков в результате их нравственного выбора; научить реально оценивать свои возможности; дать понятие уникальности и необходимости каждого человека для общества независимо от возраста, здоровья и социального положения. Всё это становится возможным при изучении православного культурного наследия нашей страны. Необходимо обеспечить россиянам права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов. Особое значение история религиозной культуры приобретает сегодня для творчески одарённых школьников, а также верующих. Поэтому, учитывая все существующие в настоящее время проблемы общества, государства и личности, а также перспективы мироустройства с учетом геополитических интересов России, в дополнение всего учебно-воспитательного процесса в нашей школе-интернате разработана образовательная программа «Воспитание достойного гражданина России на основе православных традиций». Эта программа, в свою очередь стала результатом большой предшествующей работы. В нашей школе-интернате дети дополнительно занимаются в 30 различных кружках и секциях. В рамках областной пилотной площадки по реализации регионального компонента в учебном плане наши дети знакомились с историей, природой, экономикой, культурой и традициями своей родного края. Но именно кружок «Духовно-нравственная культура Дона» дополнил и расширил эти сведения. Далее накопленный опыт был обобщён в работе областной инновационной площадки «Воспитание гражданина России, его духовно-нравственных основ личности через изучение культурных отечественных традиций». Сейчас ведётся работа в рамках Федеральной инновационной площадки. Тема экспериментальной работы «Обеспечение социализации детей с ограниченными возможностями здоровья специального образовательного учреждения через систему дополнительного образования».
Однако, если не уделять должного внимания вопросам формирования мировоззрения, позитивной ценностной ориентации обучающихся, то в последующие годы обучения у детей вырабатывается устойчивое неприятие, утилитарное отношение к образованию (только ради аттестата и диплома), к труду и творчеству (только ради денег), к жизни (только ради удовольствия). Не нужно иметь глубокие экономические знания, чтобы понимать, что, экономика страны зависит от таких качеств, как трудолюбие, честность, исполнительность, аккуратность, трезвость. Хотя все перечисленные качества – это не экономические категории, а, нравственные, но от них напрямую зависит экономика страны и региона. Если эти качества не станут преобладающими среди населения, то никакие инновационные экономические модели и реформы, а также инвестиции не помогут. Нравственно испорченному человеку нельзя помочь материально. Мир для него всегда будет казаться злым и несправедливым. Это иногда проявляется у воспитанников, особенно детей, оставшихся без попечения родителей. Склонность к иждивенчеству может проявляться достаточно ярко.
Не только снижение роли семьи в воспитании ребенка, но и рост влияния средств массовой информации, привели к тому, что сегодня нравственные ориентации детей – сложная, противоречивая система. И это стало уже всеобщей, всемирной бедой… Отрадно, что эти проблемы поднимаются на государственном уровне. Это отражено в таких значимых документах как «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Любой здравомыслящий человек может без преувеличения сказать, что задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения – одна из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ.
Успешность работы в данном направлении достигается тем, что тщательно структурированные рабочие программы, уроки, другие занятия и мероприятия разрабатываются в соответствии с жизненными потребностями обучающихся. Деятельностный подход предполагает, что система занятий сориентирована не столько на трансляцию «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, Причём необходим переход от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
Большая значимость придаётся информационно-коммуникативной деятельности воспитанников. Кроме умения и навыка поиска нужной информации, на занятиях обучающиеся учатся использовать компьютерные технологии и мультимедийные ресурсы. Личностная ориентация образовательного процесса основывается на индивидуальных возможностях ребёнка.
Особое внимание уделяется проектной деятельности обучающихся, в ходе которой они овладевают в системе организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации. Для этого необходимо интегрировать знания из различных областей и, что самое важное, применять их на практике. Особо следует отметить работу над социальными проектами, которые являются одним из современных интенсивных методов социальной практики.
Значимым моментом в повышении мотивации к обучению является получение ребёнком эмоционального удовлетворения от хорошо выполненной работы и заслуженной оценки (в данной программе, оценкой являются грамоты, подарки и другие виды поощрения). Самым большим стимулом для детей коррекционных учреждений служит выполнение работ на выставки. Важны также такие виды оценки результатов, как участие воспитанников в различных конкурсах.
Кроме этого, в школе-интернате ведётся большая работа по расширению социального взаимодействия с различными общественными и частными организациями и лицами, которые также становятся соучастниками образовательного процесса. Это способствует воспитанию не только детей для социума, но и изменению отношения социума к детям с ОВЗ. Инициируется помощь различного рода этим детям, в т.ч. в выборе образовательного маршрута, социальной ориентации, принятии традиционной системы ценностей, а также их физической реабилитации (например, адаптивное плавание, иппотерапия). То есть открытость образовательного учреждения социуму является новизной в своей деятельности. Школа-интернат не только использует возможности социума, но, в свою очередь, также готова активно инициировать помощь. Например, необходимо проводить большую воспитательную и просветительскую работу с родителями, так как большинство наших воспитанников является выходцами из неблагополучных семей. У некоторых ребят отсутствовали даже элементарные гигиенические навыки. Они только в школе-интернате могут спать в чистой постели, регулярно питаться и, конечно же, получать образование. Но даже в благополучных семьях наблюдаются следующие тенденции. Одни родители, занятые на работе, пускают на самотёк воспитание своих чад и «откупаются» различными гаджетами, в настоящее время поработившими детей. Другие загружают детей обучением в нескольких школах, в т.ч. «музыкалке», «художке», иностранному языку. Такая нагрузка вредна для здоровья, лишая ребёнка детства, хотя, считают родители, у него будет больший выбор жизненного пути. Естественно, при такой нагрузке дети освобождаются от домашней работы по причине нехватки времени. Так вырастают эгоистичные избалованные молодые люди, нервные из-за перегрузок и не привыкшие заботиться о ком бы то ни было, в том числе и о себе. Кроме того, школа-интернат «Восхождение» активно транслирует опыт своей работы: на её базе неоднократно проводились региональные и областные конференции, в том числе, одна из секций XXI Димитриевских образовательных чтений «1917-2017 – потери и обретения».
Исходя из вышесказанного, определяем цель нашей работы: Создание оптимальных условий для формирования соответствующей жизненной позиции детей с ограниченными возможностями здоровья, адекватной современному уровню науки и культуры, необходимой для становления достойного гражданина России.
Отсюда вытекают приоритетные задачи:
1. Способствовать национальной самоидентификации, осознанию себя гражданином великой России путём освоения национальных духовных и нравственных ценностей.
2. Развивать генетическую память: восстанавливать лучшие отечественные культурные и образовательные традиции, русский язык как основной инструмент образования и передачи социально-культурного опыта.
3. Способствовать повышению значимости семейных ценностей (для воспитанников) и семейного воспитания (для родителей).
4. Ориентировать обучающихся на создание личностно значимого образовательного продукта, в том числе способов учебно-познавательной деятельности.
5. Инициировать социальное творчество школьников – добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений в социуме.
6. Формировать чувство значимости и уникальности каждого человека.
7. Организовать единое интегральное образовательное пространство школы-интерната, Русской Православной Церкви, учреждений дополнительного образования, культуры, общественных организаций и фондов.
8. Создать систему оценки качества образования, получаемого ребенком, как опыта индивидуального образовательного продвижения.
Для этого необходима организация активного участия обучающихся и педагогов в социально значимой деятельности:
- Проведение уроков и классных часов на православных традициях.
- Привлечение членов семьи для участия в социально значимой деятельности школы-интерната.
- Проведение общешкольных праздников, в том числе православных.
- Проведение Школьных Рождественских чтений, в рамках которых проводятся конкурсы рисунков, чтецов, презентаций.
- Выпуск школьных газет «Родничок» духовно-нравственного содержания, зарегистрированной в Реестре школьной прессы России и информационной газеты «Жизнь в Радужной стране».
- Организация поисковой работы школьников по направлениям:
Летопись школы-интерната;
Известные выпускники школы-интерната;
Долг служения Отечеству в нашем роду.
- Участие в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях: Международные Рождественские образовательные чтения (Москва);
Международные Глинские чтения (г. Сергиев Посад Московской области.);
Димитриевские образовательные чтения (г. Ростов-на-Дону);
Конкурс на лучшую разработку с использованием информационных технологий;
Всероссийский конкурс «Святые заступники Руси»;
Всероссийский конкурс краеведческих презентаций «Моя Россия. Великое в малом»!
Мероприятия декады инвалидов.
Участие в экскурсионных поездках с последующим изготовлением буклетов;
Участие в социальных проектах.
Раскрытие, формирование и развитие творческих способностей детей с ОВЗ возможны лишь на основе систематического внедрения в школе-интернате принципиально нового типа учебных комплексов, обеспечивающих коренное преобразование содержания и технологии учебно-воспитательного процесса. Всё это реально изменяет качество жизни воспитанников, способствуя в дальнейшем их успешной социализации и продуктивной интеграции в культурное пространство России.
В результате нашей совместной деятельности дети серьёзно задумываются о смысле жизни. Иногда воспитанники делятся с педагогом самым сокровенным. Чаще всего это касается проблем их семей. Ведь раньше уклад семейной жизни, построенный на православных традициях, передавался из поколения в поколение и был общественной нормой. И хотя наши старшеклассники изучают этику и психологию семейной жизни, но чаще всего только на наших занятиях (на основе православной культуры) мы можем полно ответить на их насущные вопросы. В этом большую помощь оказывают примеры жизни благочестивых и святых российских семей. Изучение тем о взаимоотношениях в семье, с окружающими, о предназначении женщины, мужчины способствует повышению культуры взаимоотношения полов. Особый интерес вызвало у наших воспитанников проведённое внеклассное мероприятие «Счастье – быть вместе!», на котором было рассказано о семье в гражданском понимании, о семье с православной точки зрения; её святых покровителях, о современных православных семьях. Были рассмотрены качества, необходимые для достойной семейной жизни. Ведь сейчас семейный союз двух людей (любовь!), к огромному сожалению, воспринимается только как источник удовольствия, а не объект труда и, тем более, терпения. (Это мероприятие опубликовано на сайте festival.1september.ru.) На наших занятиях используются различные формы и методы работы, предполагающие активную и интерактивную деятельность воспитанников. Ведение фотолетописи – все значимые моменты запечатлены на фотографиях, которые остаются у детей на память (особенно это важно для детей сирот), в школьных газетах «Родничок» и «Жизнь в Радужной стране», в школьных буклетах и презентациях. Также очень часто ведётся видеозапись.
В своей работе педагоги используют лично созданные универсальные электронные разработки. Особенно актуальны разработки по православной тематике, которые используются не только на тех мероприятиях, к которым были подготовлены, но и на других уроках и классных часах, когда идёт соприкосновение с той или иной темой. Ни один предмет, особенно гуманитарного цикла, не может быть оторван от православной культуры, которая на протяжении веков составляла основу нашего государства.
Наши педагоги, также как и воспитанники, принимают активное участие в международных, всероссийских, областных, городских творческих конкурсах и конференциях. Наша школа-интернат удостоена звания Лауреата V Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений «Воспитать человека». Также наша школа-интернат вошла в «100 лучших предприятий и организаций России», награждена Почетной медалью «За инновации и развитие».
По итогам областного рейтинга среди учреждений государственной поддержки детства наша школа-интернат заняла Первое место.
Обобщение нашего опыта работы и её методическое обеспечение заключается в создании инновационного банка интегрированных уроков, элективных курсов, классных часов, методических разработок и рекомендаций по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.
Своим накопленным опытом работы мы всегда готовы поделиться. Это производится через периодическую печать, СМИ, в т.ч. ЦТ, Интернет, участие в конференциях различного уровня.
Из опыта своей деятельности мы можем сделать вывод, что для нравственного становления личности ребёнка имеет огромное значение знакомство с христианскими нормами жизни. Независимо ни от чьего желания, прошлое наше является православным, когда Церковь не была отделена от государства. И ни одно событие, значимое для человека, всего народа, государства, не осуществлялось без благословения и содействия Церкви. Перед сражениями служились молебны, воины кропились святой водой, совершались крестные ходы. Соприкосновение с православной культурной жизнью нашей Родины даёт большой духовный потенциал, что важно для наших воспитанников. Они становятся более стойкими к негативным проявлениям нашей жизни: смогут противостоять тоталитарным сектам, не будут вредить себе пагубными привычками, будут более устойчивы к духовной агрессии. Благодаря нашим занятиям мы можем способствовать изменению сферы интересов ребёнка, даём возможность нашим детям познакомиться с другой стороной жизни, отличной от той, которую нам навязывают СМИ. Отрадно наблюдать позитивные изменения в отношениях и в поведении. Выбор нравственных ориентиров остаётся за самими воспитанниками. А пока все наше общение будет путешествием в мир не только прекрасного, но и святого, высокого. Ф.М. Достоевский писал в «Братьях Карамазовых»: «… ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее воспоминание, вынесенное еще из детства, из родительского дома. Если набрать таких (добрых) воспоминаний с собой в жизнь, то спасен человек на всю жизнь, но и одно только хорошее воспоминание, оставшись при нас, может послужить нам во спасение».
Православное педагогическое наследие и опыт способны изменить и разнообразить многие из современных образовательных технологий. Следовательно, необходимо повышать уровень образованности и духовности всего педагогического коллектива. Предела совершенствованию личности человека нет. Необходимо найти педагогические методы и приёмы, чтобы донести воспитанникам с ОВЗ сведения об истинной духовности, вовлечь в работу большее число активных участников, выявлять одарённых детей, чтобы в будущем наши воспитанники могли стать полноправными, социально-активными, нравственными членами общества – достойными гражданами великой России.
10