СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание нравственных навыков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание нравственных навыков - важнейшее звено формирования нравственного поведения.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание нравственных навыков»

Воспитание нравственных навыков


Воспитание нравственных навыков – важнейшая задача формирования нравственного поведения. Складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются прежде всего на его культуре поведения, внешнем облике, речи, отношении к вещам, характере общения с окружающими людьми.

Когда говорят о культуре поведения детей дошкольного возраста, имеют ввиду целый комплекс умений и навыков. Они помогают поддерживать общий порядок в режиме дня дома, в дошкольном учреждении, в установлении правильных взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. Эти навыки, связанные с личной опрятностью, аккуратностью, чистотой одежды; с культурой еды (поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой взаимоотношений со взрослыми и сверстниками (дома, во дворе, на улице, в общественных местах, в детском саду); с культурой игры, образовательной деятельности, выполнения трудовых обязанностей; с культурой речи (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи).

Культура поведения воспитывается всем укладом жизни семьи. Время, когда целесообразнее прививать ребёнку тот или иной навык культурного поведения, лучше всего подсказывает начало той или иной его деятельности. Например, в 3-4 года, когда дети начинают принимать активное участие в самообслуживании, взрослые приучают их к чистоте, аккуратности, опрятности. В этом же возрасте – с развитием и пониманием речи окружающих – вырабатываются умения обращаться с просьбой, просить об услуге, выражать свою речь понятно для окружающих.

Воспитывая навыки культурного поведения, необходимо воздействовать на сознание и чувства ребёнка, а также позаботиться о том, чтобы он имел возможность упражняться в этих навыках. Здесь огромное значение имеет пример близких людей. У старших дети учатся всем бытовым навыкам и навыкам, выражающим вежливое и предупредительное отношение к другим людям. Родители всегда одеты опрятно, замечают неполадки в одежде детей. Дома никто не говорит повышенным тоном, следят за речью. Взрослые стремятся проявить такт в обращении с детьми – не унижают перед другими, не задевают самолюбия…

Для воспитания культуры поведения необходимо также обучение детей определённым навыкам и умениям. Иногда взрослым кажется, что достаточно детям сказать: «Береги игрушку», «Будь аккуратным», как они всё это сделают. Это глубоко ошибочное мнение. Нужно не просто сказать: «Береги игрушку», но и научить навыкам бережного обращения с ней.

Показ с объяснением взрослые широко используют в повседневной жизни во время умывания, одевания, еды, уборки игрушек, наведения порядка в комнате. И здесь родители не забывают подкреплять показ своим личным примером, поведением. И в старшем дошкольном возрасте при знакомстве детей с новыми правилами поведения взрослые также показывают, как их надо выполнять. По мере усвоения навыка постепенно переходят от показа к объяснению, напоминанию.

Очень важно организовывать повседневные упражнения в освоении навыков культурного поведения.

Неправильно думать, что положительный пример взрослого сам по себе может служить воспитанию культурного поведения. Иногда у очень воспитанных родителей, отличающихся приветливостью, доброжелательностью к окружающим, растут грубые, невнимательные дети. Дело решается не созерцанием положительного примера, а такой организацией жизни детей, при которой их побуждают совершать надлежащие действия, поступки.

Предложите ребёнку помочь другу убрать игрушки, позаботиться о малыше, выполнить просьбу старших. Помните, что только постоянным и многократным повторением привычки закрепляются, становятся потребностью, важнейшим механизмом поведения. Всё это свидетельствует о том, как важно упражнять детей в нравственных действиях, поступках, используя при этом естественные жизненные ситуации и создавая специальные условия, побуждающие к таким поступкам. Постепенно накапливаясь, опыт нравственных привычек определит культуру поведения ребёнка.

Важно поощрение положительных поступков детей. Не скупитесь на похвалу, особенно если речь идёт о детях до пяти лет. Это затрагивает их чувства, побуждает к действию.

Детям 5 – 7 лет следует объяснить, убедить, довести до сознания, что хорошо и что плохо в их поступках. Здесь взрослые могут опереться на оценку и самооценку, на умение разобраться в своих и чужих поступках.

Не забывайте о художественном слове – рассказы, сказки, стихи, которые вы читаете детям, говорят о многих ситуациях, требующих оценки с точки зрения правил нравственного поведения.

С детьми постарше можно специально беседовать на этические темы, не злоупотребляя нравоучениями и отвлечёнными категориями. Такие беседы помогут детям усвоить некоторые нравственные понятия, такие как справедливость, скромность, отзывчивость.

И наконец, выполнения норм и правил поведения надо требовать. Дети легко справляются с многообразными требованиями, если только их предъявляют вовремя и последовательно.

Разумеется, надо учитывать, что уже достигнуто ребёнком, иначе требование может оказаться чрезмерным или, напротив, не побуждающим ребёнка к сколько-нибудь серьёзному усилию. И здесь отмечается важность единства в требованиях окружающих ребёнка взрослых.