СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Через уроки чтения – к воспитанию нравственного поведения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлено понимание актуальности идей В.А. Сухомлинского в связи с проблемами нравственного воспитания детей, внимание акцентировано на выборе произведений для внеклассного чтения в начальной школе, которые формируют навык чтения и воспитание нравственности.  Утверждается мысль о необходимости внимательного изучения научно-педагогического наследия великого педагога, свободного от идеологических штампов. 

Просмотр содержимого документа
«Через уроки чтения – к воспитанию нравственного поведения»

Волошина Марина Ивановна,

учитель начальных классов,

высшей категории

МБОУ «СОШ №38»

г. Симферополя, Республика Крым


Через уроки чтения – к воспитанию нравственного поведения

Аннотация: в статье представлено понимание актуальности идей В.А. Сухомлинского в связи с проблемами нравственного воспитания детей, внимание акцентировано на выборе произведений для внеклассного чтения в начальной школе, которые формируют навык чтения и воспитание нравственности. Утверждается мысль о необходимости внимательного изучения научно-педагогического наследия великого педагога, свободного от идеологических штампов. 


Ключевые слова: педагогическое наследие В. Сухомлинского, духовно-нравственное воспитание, воспитание нравственной чуткости, чтение – путь к мышлению. 

Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.

Именно Василий Александрович Сухомлинский точно подметил: «Чтение – это окошко, через которое дети видят, познают мир и самих себя». И действительно, чтение – это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно - популярной литературе, к периодике.

Роль чтения так велика, что её нельзя недооценивать. В начальной школе на плечи учителя ложится огромная ответственность формирования ученика как читателя. Успешность обучения по всем предметам определяется качеством читательских навыков школьника. Поэтому задача читательского развития учеников младших классов является первостепенной. Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста в них легче всего заложить нравственность и духовность, которые усваиваются на всю жизнь. А чтение рассказов В. Сухомлинского в этом успешно помогают.

Неоднократно повторяемая в современном обществе мысль о том, что наше общество в настоящее время испытывает и переживает не только экономический, но и морально-духовный кризис, проявляется в различных сферах и формах: рост преступности и асоциальных явлений, потеря молодыми людьми четких ориентиров между добром и злом, отсутствие уважения к старшим членам общества, невнимание к обездоленным и детям, агрессивность и т. д.. В ранние школьные годы закладывается направленность личности, её интересы, склонности. Развитие детей требует особого внимания в вопросе определения нравственного отношения к окружающему миру.

Учащиеся начальных классов очень эмоциональны, особенно в первые годы обучения в школе. Путь от формирования знаний о хорошем до правильного поведения очень сложен. Успех приходит только в результате кропотливой, постоянной работы педагога совместно с родителями над развитием нравственного сознания детей. Так, во время беседы по теме «Сопереживание в радости и горе товарищам» (3 класс), акцентирую внимание на то, что рядом живут люди, которые нуждаются в отзывчивости, в чутком отношении к ним, и ценность человека заключается в умении замечать, кому и в каких ситуациях необходима помощь. Рассказ В.А. Сухомлинского «Как на свете жить?» – это в высшей степени урок нравственности для малышей. Главное – расположить ребят к откровенной беседе. Для этого перед чтением предлагаю сесть удобнее. Учитель сидит на уровне глаз детей (глаза в глаза). Расположить к себе. Можно организовать на улице, в школьном дворе. Обязательна предварительная беседа о школьных друзьях, отношении друг к другу. Спросить, как часто интересуются новостями и рассказывают о себе своим друзьям. Могут ли открыться и откровенно поделиться? Есть ли в жизни человек, которому могут доверить сокровенные тайны? Привести учителю личный пример.

Первичное чтение обязательно учителем. Интонировать необходимо в соответствии с действиями героев и происходящей ситуации. Восприятие детьми прочитанного текста сводится к свободному высказыванию. Каждый ребенок может рассказать о своих впечатлениях, сомнениях, задать вопросы, рассказать о схожести со своей жизненной ситуацией, дать совет героям…

После этого предлагаю вопросы для дальнейшего обсуждения:

  1. Взаимопонимание друг друга (состояния товарища, его настроение, самочувствие, душевные переживания).

  2. Сочувствие товарищу в его бедах и горе, умение дорожить его радостями.

  3. Недопустимость отрицательных проявлений – зависти, чёрствости, бездушия, бессердечности.

Дети должны приобрести опыт сопереживания товарищам в их бедах и умение разделить с ними радости. Надо показать, что неумение радоваться радости другого приводит к злому чувству зависти. А зависть уродует личность и взаимоотношения людей. Вследствие зависти может появиться желание, чтобы кто-то потерпел неудачу. Зависть порою может толкнуть и на неправильный, бесчестный поступок.

Итогом работы может быть письмо другу, маме, брату, сестре со словами благодарности за дружбу, понимание, поддержку или просьбой о помощи.

В результате работы с детьми 2-3 класса выяснила, что подборки детских рассказов В. Сухомлинского для внеклассного чтения дают возможность выбора нравственного поступка, принятия или непринятие данной ситуации, наталкивают на размышления детей. В своих рассказах В.А. Сухомлинский дает понять детям, что в жизни все могут совершить ошибки. Но имея поддержку, умея сопереживать, можно изменить свою судьбу. Формируется чувство ответственности за содеянное. Конечный результат – это нравственный выбор. В этом полностью был прав педагог, говоря: «Чтение в детские годы - это воспитание сердца, прикосновение к сокровенным уголкам человеческой души».

Как показывает анализ современных образовательных программ начального общего образования, в них практически не указывается задача воспитания нравственной чуткости у детей как самостоятельной педагогической задачи. Под нравственной чуткостью В.А. Сухомлинский подразумевал чувствование другого человека, его настроения, эмоций и умение отвечать доброжелательно, с пониманием и лаской. Как он отмечал: «Не могут быть доступными высокие идеалы бессердечному человеку, не способному к тонким переживаниям. Бессердечность порождает равнодушие к людям, равнодушие – себялюбие, себялюбие – жестокость».

Таким образом, идеи нравственного воспитания В.А. Сухомлинского заключаются в том, что в результате воспитания перед детьми постепенно должны раскрываться важнейшие черты настоящего нравственного человека: идейного, мужественного, правдивого, свободного, доброго и мирного. Человека, способного отстаивать свои справедливые убеждения, человека, у которого выработаны представления о добре и зле. Нравственное воспитание – есть осознанность совершения своих поступков, выработка правильной личной эмоциональной оценки своему поведению, это воодушевление моральной красотой, которое побуждает стремление создавать радость для окружающих людей, беречь свое достоинство, дорожить моральными и нравственными принципами. Считаю, что именно чтение рассказов великого педагога учащимися начальных классов является основой развития нравственной чуткости, развивает интерес к чтению, умение думать и размышлять, делать свой выбор. Изучение и распространение педагогических идей В.А. Сухомлинского – социально значимая задача не только для педагогики, но и отечественной национальной культуры, науки и образования.



Список литературы:

1.И.В. Кошкина Идеи В.А. Сухомлинского в современном процессе обучения младших школьников // Начальная школа. – №2. – 2012 – С. 7-10.

2.Сухомлинский В.А. Избранные пед. сочинения: В 3-х т. Т. 1 / Сост.: О.С. Богданова, В.З. Смаль. – М.: Педагогика, 1979. – 560 с. 3.

3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – 2-е изд. – Киев: Рад. школа, 1972. – 244 с.

4. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т. Т. 3. Родительская педагогика / В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1981. – С. 403–446. 3