Родительское собрание в 7 классе
Тема: «Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика»
Цель: обратить внимание родителей на роль семьи в развитии работоспособности школьника.
Задачи:
определить значение трудового воспитания в развитии личности подростка;
обозначить проблемы развития работоспособности ученика;
наметить способы развития работоспособности ученика.
Участники: классный руководитель, родители учащихся.
Ход собрания
Уважаемые родители.
Очень часто мы сталкиваемся в реальной жизни с такими ситуациями, когда умные талантливые люди, состоявшиеся в своей профессии, не могут состояться в своем главном умении – умении иметь семью и быть счастливым.
Вы можете задать вопрос: а как это относится к теме нашего собрания? Могу сказать, что это относится на прямую. Человек, который не умеет трудиться, заниматься домашним хозяйством, очень часто становится одиноким.
На обрекаемым ли мы собственных детей во взрослой жизни на страдания и одиночестве постоянно трудиться?
Трудовое воспитание в школе рассматривается с двух позиций. С начала обучения ребенка в школе мы говорим о работоспособности ученика на уроке и дома во время приготовления домашних заданий. В более старшем возрасте трудовое воспитание рассматривается как профильное образование. Рассматривая же труд в первоначальном его понятии, необходимо говорить об общественно полезном труде или труде по самообслуживанию.
Обсуждение вопросов по теме.
Вам известно, что планомерный ежедневный труд, систематические занятия способствуют получению глубоких знаний. Но не всегда удается правильно планировать свое время, предстоящую работу. В течение школьной недели нагрузка каждый день может быть разной – бывают легкие дни, почти без домашних заданий и дополнительных занятий, и наоборот. Необходимо рационально планировать нагрузку.
Ученые установили уровень работоспособности в недельном цикле. Наиболее высокая работоспособность наблюдается во вторник и среду, в четверг она снижается и становится минимальной в пятницу. В субботу она немного повышается в предвкушении выходного дня. Исходя из этого следует наиболее трудные умственные занятия выполнять во вторник и среду, а в понедельник, четверг, пятницу, субботу – то, что требует меньшего умственного напряжения, но более длительной затраты времени.
Полезно знать и общие сведения о степени трудности разных предметов. Для учащихся 7-8 классов наибольшую трудность представляют математика, русский и иностранный языки. Гигиенисты считают, что при правильной, четкой организации выполнения домашних заданий учащиеся 7-х классов должны затрачивать в день примерно 2,5 – 3 часа.
Во время занятий следует исключить внешние раздражители, так называемые помехи: телефон, музыку. Следует избегать и внутренних помех. Скажем, готовя сложный предмет, во время перерыва нежелательно смотреть телепередачи иди играть в компьютерную игру. Вхождение в продолжение работы занимает много времени, сюжет игры может надолго оставить след в сознании.
При умственной работе имеют значение и многие другие факторы. Например, оптимальная температура воздуха в помещении 18-20 С. Работоспособность резко снижается, если количество углекислоты в воздухе повышается до 0,1 %. Поэтому важно регулярно проветривать помещение.
В рациональный режим занятий входит не только процесс труда, но и разумный полноценный отдых. Умение работать и умение отдыхать одинаково важны. Самое разумное больше двигаться, заниматься спортом, отдыхать в парке или за городом.
Общественно полезный труд и воспитание трудолюбия.
Труд школьника ни в коем случае не ограничивается только умственной деятельностью, столь же важно участие в общественно полезном производительном труде.
Трудовая подготовка на всех этапах школьного обучения и строится с учетом психического развития и социального статуса. Она призвана формировать такие нравственные черты, как справедливость, коллективизм, честность, скромность, гражданственность.
Справедливость – объективная сторона личностно-деловых качеств людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость к общению, самокритичность.
Коллективизм – это такая организация труда, посредством которой соединяются индивидуальные, групповые и общественные интересы. Умение работать в коллективе предполагает стремление работать сообща, готовность прийти на помощь товарищам, дисциплинированность, чувство ответственности за общее дело, высокая требовательность к себе, чувство личной ответственности за результат своего труда.
Честность – моральное качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности, самоотдачи в работе, умение говорить правду в глаза, требовательность к себе и к другим.
Скромность – исполнительность, критическое отношение к своим заслугам и недостаткам.
Гражданственность – личная ответственность перед обществом, людьми. Формирование осознанного, творческого отношения к труду, стремления и умения постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
Воспитание трудолюбия – одна из важнейших задач в системе формирования личности. Учебный труд включает изучение трудовой деятельности людей и их отношения в процессе труда.
Трудолюбие – это положительное отношение человека к умственному и физическому труду. Самыми важными нравственными чертами трудолюбия являются интерес к труду, желание трудиться и достигать положительных результатов, нести ответственность за результаты своего труда, быть бережливым.
Трудолюбие, добросовестное отношение к труду, радость творческого труда выступают источниками самоутверждения личности. Признание высокой общественной значимости труда возвышает человека. А.С. Макаренко считал, что человек, не умеющий трудиться и добросовестно относиться к труду, вызывает жалость и осуждение, поскольку он всегда нуждается в услугах других, без помощи других, без помощи других живет неряшливо, нерадиво. Профессор, доктор педагогических наук В.В. Макеев в своей работе «Педагогика для передовиков» говорит о том, что «свободный творческий труд есть необходимое условие всестороннего развития личности и ее самоутверждения».
Трудолюбие – результат трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации, личностное качество, которое характеризуется прочной потребностно - мотивационной сферой, глубоким пониманием воспитательной силы труда, умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности.
По И.Ф. Харламову, трудолюбие включает в себя следующие структурные нравственные компоненты:
а) потребность в созидательно- трудовой деятельности
б) понимание пользы труда для себя и убеждение в его нравственной благотворительности
в) наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование
г) достаточно сильную волю личности.
Труд становится по-настоящему воспитывающим фактором при следующих условиях:
Труд учащихся должен быть общественно полезным.
Результатом труда обязательно должен быть полезный продукт, имеющий определенную общественную ценность. Подросток должен ясно, зримо видеть реальные результаты своего труда.
Труд школьника должен быть коллективным.
Труд школьника должен быть инициативным.
В труде должны применяться различные формы самоуправления, самоорганизации и самодеятельности.
Труд должен быть посильным, иначе он угнетающе действует на психику, и ученик может потерять веру в себя.
По возможности труд школьников должен быть увязан с их учебной деятельностью, важна взаимосвязь между теоретическими знаниями школьников.
Совершенно недопустимо наказание трудом.
Необходимо требовать от школьника не просто выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения, бережного отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда.
В воспитании у детей привычки к труду особенно велика роль семьи. Умелая дальновидная мать заботится о том, чтобы дочка с раннего детства помогала ей по-настоящему: накрывала на стол, мыла посуду. Постепенно ее обязанности усложняются – она учится пеленать брата, покупать продукты, убирать квартиру, готовить, вязать, шить. Если получилось плохо, мама попросит переделать и помогает при этом, если хорошо – не поскупится на похвалу. Научившись работать, дети начинают с уважением относиться к труду окружающих. Сыновья видят, как отец с удовольствием выполняет работу по дому. Его пример очень важен для детей. Сыновья без принуждения делают любую работу, если и для отца она стала привычной, помогают ему. Сын относит в ремонт обувь, вещи – в химчистку. Отец может научить сыновей пользоваться инструментами, пилить, строгать.
Необходимо, чтобы у школьника было любимое дело.
Особой примечательностью для подростков обладает труд связанный с техническим творчеством.
Большую воспитательную роль играют коллективные трудовые дни семьи. Труд со взрослыми позволяет детям усвоить навыки правильной ориентации своего рабочего места, рациональные приемы работы, правила текхники безопасности.
Можно привлекать детей к благоустройству квартиры, созданию условий для наиболее полноценного отдыха. Наконец, всегда есть потребность в благоустройстве своей улицы, своего квартала.
Не менее важным является определение порядка выполнения намеченного труда, распределение обязанностей между учащимися, выделение ответственных за отдельные участки работы.
Если подростка правильно стимулировать, поощрять хорошо, добросовестно выполненную работу, а в случае необходимости вовремя высказывать недовольство, у него сформируется сознательное отношение к необходимости трудиться на общую пользу.