Воспитание (в широком смысле) – это процесс передачи опыта от одного поколения к другому.
Воспитание (в узком смысле) – это целенаправленный процесс воздействия на чувство, волю, сознание, поведение с целью формирования всесторонне – развитой личности.
Следовательно – цель воспитания - формирование всесторонне – развитой личности.
В последние годы во всех сферах экономики требуются специалисты, способные творчески мыслить, искать нестандартные пути решения различных проблем, умеющие изобретать и выдвигать новые цели, идеи. Растить творческого человека надо начинать с детства.
Я, педагог дополнительного образования, занимаюсь с детьми изготовлением предметов декоративно – прикладного творчества: мягкой игрушки, вязаных изделий, моделей оригами. Моя задача – помочь родителям выявить творческие способности ребёнка, посоветовать, как их лучше развивать. Занимаясь в творческих объединениях, учащиеся учатся решать различные, возникающие в процессе труда проблемы, творчески подходить к своему делу, вкладывая в свой труд, что называется душу, вдохновение. Очень важно создать эмоционально – благоприятную обстановку на занятиях для каждого обучающегося и обеспечить его духовное развитие. Необходимо предоставить возможность каждому ребёнку пережить радость творчества, испытать счастье и гордость за результаты своего труда. Задача педагога не только выявить творческие способности обучающихся, но и развивать их, подобрав индивидуальный подход к каждому ребёнку. Через индивидуальный подход поддержать одарённых и талантливых, а также имеющих те или иные проблемы психологического характера, на пути к достижению цели. Нельзя ученику отказывать, если он хочет чему – либо обучиться. Нужно уважать личность обучающегося. От природы все дети психологически – разные, неповторимые. Только индивидуальный подход может способствовать развитию творческих начал в ученике, удовлетворению его духовных запросов. Творческая работа требует труда с полной отдачей физических, интеллектуальных, эмоциональных и нравственных сил. Переживая духовное удовлетворение от творческого труда, ученик по – настоящему ощущает счастье в жизни. Пусть такого счастья творческого труда будет больше, и тогда, обучающийся поймёт, что труд, состоящий из творчества, является источником человеческого счастья. Ему захочется обогатить свою жизнь не просто трудом, а трудом творческим – так вырастает творческая личность, которая в итоге способна достичь больших успехов в жизни.
Создавая своими руками игрушку, какую – то вязаную вещь, модель оригами ученик испытывает различные чувства: радуется и огорчается, сталкивается с трудностями, преодолевает их, любуется результатом своего труда – в итоге испытывает счастье творчества, а иногда у него могут опуститься руки, когда что – то не получается. Здесь очень важна помощь педагога, его психологическая поддержка.
Творческая работа учащегося не имеет общечеловеческой ценности и новизны, она бывает проста, не дотягивает до профессионального уровня, где – то недостаточно аккуратна и наивна с точки зрения взрослого. Но субъективная ценность этой работы огромна. Поэтому педагог и родители должны уважать труд ребёнка и бережно к нему относиться, обязательно хвалить за вложенный труд и творческий подход к своей работе. Новые идеи и находки необходимо отмечать и поощрять. Полученный положительный творческий результат радует школьника, помогает его самоутверждению. Успех обучающегося во многом зависит от умения педагога организовать занятие с использованием инновационных здоровье-сберегающих технологий и методик, индивидуального подхода к каждому ученику. Занятия должны вызывать положительные эмоции. Это во многом зависит от такта и терпения педагога, умения понять ребёнка, вовремя его поддержать, помочь, отметить его успехи. Надо бережно относиться к творческим работам детей. Очень важно найти тактичный подход, чтобы не обидеть ученика, а вызвать в нём стремление сделать следующую работу намного лучше.
Без самоутверждения, самоуважения, уверенности в себе невозможно создать новое, невозможно творчество. Необходимо научить учащегося проводить самоанализ и самооценку своей работы. Это поможет ему осознать и почувствовать ответственность за свои успехи и неудачи, понять, что его успехи зависят только от него самого, от его знаний, умений, стараний, аккуратности и вложенного в свою работу труда. Научившись анализировать свои ошибки, он сможет легко пережить свои неудачи, они не станут для него большой трагедией, а лишь ошибкой, которую легко исправить. Мы же, педагоги должны помочь в этом ученику, используя все свои знания, опыт, душевные силы и, конечно, любовь, чтобы из маленького человека выросла творческая личность – полезный и востребованный член общества, имеющий своё достойное место в жизни.
Литература.
1.Я.И. Ковальчук «Индивидуальный подход в воспитании ребёнка». Москва «Просвещение» 1981г.
2.Н.В. Савин «Педагогика» Москва «Просвещение» 1978г.
1