В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на ребёнка , всё большее значение приобретает духовно- нравственное воспитание подрастающего поколения. Учитывая специфику возраста учеников, цели по развитию и воспитанию личности младшего школьника, каждый год можно корректировать. Только через системный подход к организации жизнедеятельности класса, возможно, обеспечить целостность становления личности воспитанника. Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это может, связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников. Вместе с учениками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого. Воспитание в начальных классах, должно пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка, т.к. основной задачей начального обучения считается создание условий для приобретения обучающимся позитивного социального опыта и оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития, следовательно, в овладении приемами и способами поведения.
Цель: создание условий для развития личности ученика
- свободной, то есть способной к самореализации;
- гуманной, то есть способной на милосердие, доброту, сострадание;
- духовной (испытывающей потребность в познании и самопознании; стремящейся к красоте и поиску смысла жизни);
- творческой, то есть развивающая способности, интеллект; испытывающая потребность в знаниях;
- практической (трудолюбивой, знающей народные обычаи и др).
Задачи:
- создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- развивать познавательную активность.
Следуя вышесказанному в воспитательной работе, определяется несколько направлений.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Цель: создание целостной системы духовно-нравственного воспитания школьника на основании традиций православной культуры с учетом социальной адаптации.
Основные задачи в реализации данного направления воспитательной работы
- содействовать формированию духовно- нравственной позиции школьников;
- воспитывать любовь к Отечеству через приобщение к истокам и традициям русской культуры;
- воспитывать любовь и уважение к родной семье;
- воспитывать уважение к личности независимо от национальной принадлежности;
- умение признавать права каждого человека на собственную точку зрения, мировоззрения и религиозные традиции;
- воспитывать любовь к родной школе, уважение к ее традициям;
- приобщение ребят к миротворческой деятельности, воспитание чувства милосердия, сострадания.
Практическая деятельность.
- организация и проведение круглых столов, конференций, посвященных добровольному служению обществу во имя мира;
- организация посильной помощи ветеранам Великой Отечественной войны, педагогического труда, пожилым людям;
- участие в акциях милосердия. В течение учебного года ребята принимают участие в сборе вещей, книг, игрушек для детей из малообеспеченных семей, оказывают посильную помощь престарелым людям (покупка лекарств, продуктов), посещение больных.
- классные часы
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Цель: воспитание уважения к истории и культуре своего народа, национальным святыням, любовь к родной земле, чтобы обогатить души детей и пробудить желании быть полезными Родине.
Ведущие идеи:
- воспитание уважения к Отечеству и гордость за него;
- воспитание юного гражданина на традициях русской национальной культуры;
- воспитание чувства любви к родной Российской земле;
- участие в патриотических праздниках.
Практическая деятельность.
- подготовка и проведение классных часов, этических бесед;
- проведение мероприятий, посвященных памятным датам;
- встречи с интересными людьми, ветеранами войны и труда, проведение уроков Мужества;
- празднование "Дня Защитника Отечества", Дня Победы", "Дня космонавтики ".
- изучение государственной символики;
- беседы об истории Страны, показ видеофильмов;
- изучение биографии великих людей.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Цель: развитие творческих способностей и художественного вкуса детей, воспитание доброты и чуткости средствами художественно-эстетических видов деятельности.
Практическая деятельность
- конкурсы творческих работ, рисунков, плакатов, коллективные творческие дела, выпуск газет;
- экскурсии в Дом детского творчества, Школу искусств, цирк, музеи и выставочные комплексы г. Йошкар-Ола
- организация и проведение утренников и праздников " Новогодняя сказка", "В гостях у сказки", "Осенины", "Лето. Приглашение на День рождения", "Прощание с начальной школой" и т.д. , с изготовлением открыток, сувениров;
- участие в школьных, окружных, региональных выставках декоративно-прикладного творчества учащихся и конкурсах рисунков;
- участие в конкурсах чтецов;
- помощь в оформлении классного кабинета, школы к праздникам.
СПОРТИВНО –ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
Цель: воспитание навыков здорового образа жизни, интереса к спорту.
Проведение мероприятий по формированию культуры сохранения и совершенствования здоровья, знакомство детей с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья - это основное при организации работы в этом направлении.
Мероприятия:
- цикл профилактических бесед (с приглашением школьного медицинского работника, родителей, работающих в сфере здравоохранения);
- Дни здоровья;
- участие в легкоатлетических кроссах, спортивных играх, "Веселых стартах"; занятия в спортивных кружках;
- ежедневная утренняя зарядка, динамическая пауза и физкультминутки;
- игры на свежем воздухе;
- весенние и осенние экскурсии в лес;
- часы общения: "Мой режим дня", "Правила поведения в чрезвычайных ситуациях", "Ребенок и улица", "Осторожно - гололед";
- классные часы: "Пожарная безопасность", "Азбука дорожных знаков" (с приглашением работников МЧС и работников ГИБДД);
- спортивные праздники с участием родителей "Папа, мама, я - спортивная семья".
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
Цель: создать условия для продвижения детей в интеллектуальном развитии; формировать интеллектуальную культуру, развивать кругозор и любознательность.
Ведущие идеи:
- создание условий для самореализации ребят;
- получение знаний в области науки, культуры, истории;
- привитие культуры умственного труда;
- привитие культуры поведения;
- развитие творческих способностей;
- участие в тематических конкурсах и олимпиадах
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
- Задачи: приобщение детей к общественно-полезному труду, воспитание в детях чувства ответственности, бережливости, аккуратности, уважения к людям труда.
Виды деятельности:
- дежурство по классу:
- уборка школьной территории;
- озеленение школьного двора;
- помощь в озеленении двора по месту жительства;
- экскурсии на предприятия;
- часы общения "Кем быть", "Профессия моих родителей".
Большое значение имеет трудовое воспитание. Дежурство в классе - не простая формальность, а очень ответственное и не простое дело, так как дежурные в течение всего дня должны следить за поддержанием чистоты и порядка в классе. Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности - является главным при построении работы в этом направлении.
Практическая деятельность.
- тематические родительские собрания;
- анкетирование;
- организация и проведение совместных с детьми мероприятий;
- индивидуальные консультации, беседы.
- Помощь на пришкольном участке
Экологическое воспитание
Цель : помочь ребёнку познать природу мира.
Задачи.
- Воспитание эстетического, нравственного и практического отношения к окружающей среде; умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
- открыть себя в этом мире и найти своё место в нём.
- развитие логического мышления в процессе ознакомления с природой.
Мероприятия:
- участие в акции «Кормушки», «Скворечник»
- День птиц
- День земли
- Экскурсии на природу
- Участие во всероссийских акциях «Под небом единым»
Практическая деятельность:
- Уход за комнатными растениями
- Озеленение двора
- Экологический десант
Ожидаемые результаты.
Конечным результатом должно быть не только овладение детьми определёнными знаниями, но умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. В связи с этим, должны решиться такие вопросы, как сплочение классного коллектива, воспитание чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи, развитие самостоятельности, дисциплинированности, ответственности, повышение интереса к учебным предметам.
Модель выпускника начальной школы.
Личностные качества:
У выпускника будут сформированы:
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
· широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
· способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
· основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
· ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
· знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,
· развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
· эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
· установка на здоровый образ жизни;
· основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные качества:
Выпускник научится:
· принимать и сохранять учебную задачу;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия;
· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные качества:
· Выпускник научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;