Тема: Введение понятия площадь прямоугольника
Цель: Создание условий для овладения понятием площадь.
Планируемые предметные результаты:
· представление о сравнении площадей, не связанных с измерениями;
· овладение понятием «палетка», «палетка» с произвольной сеткой;
· овладение умением выбирать произвольные мерки и измерять площади фигур мерками и палеткой, в том числе и прямоугольников.
Учебные действия (актуальное развитие):
ü сравнение площадей и классификация геометрических фигур;
ü оперирование пространственными объектами;
ü анализ учебной ситуации при выборе мерок и способов сравнения площадей;
ü выполнение чертежей геометрических фигур;
ü сопоставление понятий и рисунков (чертёжей);
ü нахождение закономерностей при измерении площадей разных фигур.
Учебные действия (ближайшее развитие):
ü решение задач (арифметическим и алгебраическим способами), связанных с измерением площади, в том числе комбинаторных и логических;
ü выявление закономерностей при измерении площадей треугольников и других фигур, выведение формул нахождения площадей;
ü единицы площади, сравнение, перевод единиц площади в более мелкие или более крупные;
ü выполнение чертежей более сложных фигур;
ü применение разных способов нахождения площадей, не связанных с измерениями.
Для изучения новой темы понадобятся знания, сформированные ранее по программе первого и второго классов, а так же:
Приобретённые знания:
§ понятие об отрезках, геометрических фигурах, их существенных признаках, чтение и выполнение чертежей с помощью инструментов;
§ понятие длины, умение её измерять, знание единиц длины, умение выражать длину в разных единицах;
§ понятие периметра и его нахождение, знание единиц периметра;
§ понятие о мерке;
§ знание способов сравнения и сравнение разных математических объектов;
§ знание понятий «порядок уменьшения», «порядок увеличения», упорядочивание математических объектов;
§ классификация математических объектов, выделение основания для классификации;
§ формулирование понятий, выводов на основе наблюдения, сравнения математических объектов:
§ решение задач на нахождение периметра, длины.
Освоение основного базисного содержания программы начального общего образования осуществляется в системе Л.В. Занкова в три этапа. Одним из них является пропедевтическое изучение будущего программного материала.
Определим, какие предметные умения по данной теме будут сформированы в четвёртом классе:
v описание взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости;
v распознавание, изображение геометрических фигур (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
v выполнение построений геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
v использование свойств квадрата и прямоугольника для решения задач;
v распознавание и соотнесение с названием геометрических тел (куб, шар);
v соотношение реальных объектов с моделями геометрических фигур;
v распознавание, различение геометрических тел: призму (в том числе прямоугольный параллелепипед), пирамиду, цилиндр, конус;
v определение объемных фигур по трем ее видам (спереди, слева, сверху);
v черчение развертки куба и прямоугольного параллелепипеда;
v классификация пространственных тел по различным основаниям.
Таким образом, изучение данного материала по теме «Площадь прямоугольника» напрямую связано с изучением материала в 4 классе и поможет создать условия для формирования следующих умений:
Ø находить площадь прямоугольного треугольника разными способами;
Ø находить площадь произвольного треугольника с помощью площади прямоугольного треугольника;
Ø находить площади фигур разбиением их на прямоугольники и прямоугольные треугольники;
Ø определять объем прямоугольного параллелепипеда по трем его измерениям, а также по площади его основания и высоте;
Ø использовать единицы измерения объема и соотношения между ними.
Фрагмент урока.
- Что Вы видите?
- Кто знает это место?
- Попробуйте сформулировать, что такое площадь?
- Подберите признаки, которые можно подобрать к этому понятию. Площадь какая?
- Где ещё Мы используем это понятие? Подберите признаки, которые отражают математическое понимание площади. Площадь какая?
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Сделайте чертежи к словам:
длина периметр площадь
- Работа по учебнику: с.3, № 1.
https://docs.google.com/document/d/1Fcaik__X4kjok7kdGfVX9XHUJOT4GGH5_1FVWFnoWEI/edit?usp=sharing