Предмет РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА Г руппа 15 Эо 4.10.21
Раздел 1. Седой Урал: от времен язычества к векам христианства
УРОК Тема 1.1 Урал- страна легенд Легенды и предания
Урал издавна славился своими народными легендами, сказами, преданиями. Они передавались из поколения в поколение. Но появились писатели, которые сочиняли сказы, достойные народных сказов и легенд, с такой же мудростью, знанием истории народов Урала, ярким самобытным языком.
ЗАДАНИЕ 1 Выберите одну из легенд, запишите ее название, Запишите персонажей ( в столбик, с пояснением).Напишите о чем эта легенда. Подготовьтесь к устному ответу |
Домашнее задание:1)конспект лекции; 2)чтение текста; 3письменный анализ главы(по выбору)-« Сила родной земли(слово о легенде)»; 4)сообщение«Духовные центры» Урала
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Приложение 1
Герои уральского фольклора
Источник: https://travelask.ru/articles/gora-azov-malenkaya-vershina-s-bolshoy-istoriey
Среди преданий можно выделить несколько персонажей, который встречаются особенно часто.
На месте Азов-горы прежде жил разбойник, но он грабил только богатых, а их деньги отдавал нуждающимся. Однако часть он оставлял себе всё равно. Когда разбойники собирались покинуть место, Азов заложил вход в пещеру, а сторожа застрелил, чтобы никто не узнал, где он оставил свои сокровища.
Другая версия говорит о девушке Азовке – родители за дружбу с разбойниками заточили её в пещеру. С тех пор плачет девица в одиночестве, а слёзы её превращаются в реки .
Комариха помогала находить золото. В близости от него она чувствует жар и таким образом благодаря ей открыли несколько месторождений.
Василий Балабурда – местный силач. Дом его покосился, и тогда он отправился он в лес за бревнами. Другие недоумевали: следов лошадей нет, а лес становится всё меньше. Начали они следить ночью и увидели, что Балабурда на своём плече деревья таскал.
Были на Урале и более «земные» истории – например, про Ивана Кормилу. Он крылья из железа и дерева и задумал улететь далеко от родных мест. Собрал провизию, попрощался с сестрой, влез на крышу, прыгнул – и расшибся.
Легенды народов Урала – уникальный исторический пласт, который раскрывает мировоззрение и мироощущение местных жителей.
В них сочетаются языческие верования, сказки и взгляды на природные силы. До сих пор они популярны и для многих служат источником вдохновения.
Герои уральского фольклора
Источник: https://travelask.ru/articles/gora-azov-malenkaya-vershina-s-bolshoy-istoriey
Хозяйка Медной горы
Источник: http://www.protohistory.ru/863
История, известная по всей России благодаря сказкам Бажова. Считается, что Хозяйка – это дух медного месторождения, владычица самоцветов и всего подгорного мира.
Хозяйка Медной горы Источник: http://www.protohistory.ru/863
История, известная по всей России благодаря сказкам Бажова. Считается, что Хозяйка – это дух медного месторождения, владычица самоцветов и всего подгорного мира.
Писатель упоминал её двойственный характер: она может быть доброй и злой, даровать и отнимать.
Хозяйку Медной горы называют также владычицей всего мира мёртвых. По мнению древних угров она и отнимала, и давала жизнь. Среди манси, вогулов и других племён встречается упоминание, что она умела принимает облик разных животных: змей, ящериц.
Героиню фольклора горняков можно встретить в историях разных народов под именем Золотой Бабы, Йоли, Сорни-Эква.
Именно Золотая Баба стала одной из главных загадок Урала. Это древний идол, мифическое сокровище, которое обладает огромной ценностью, но его местоположение сейчас не известно.
Интересно, что появление статуи часто связывают с легендарной страной Биармия, название которое связано с образованием слова «Пермь».
Великий Полоз
Источник: https://ourartcorner.com/artwork/25638/Polozs-Bride
Также змей часто упоминается в самостоятельных легендах, которые не касаются возникновения Уральских гор. Он предстаёт огромным и жутких, с ним лучше не общаться – похитит или задушит.Однако добрым людям Полоз показывает, где хранится золото. А вот от спорщиков или драчунов отводит его.После того, как он проползёт, желтеет трава и появляется золото. Ходить он может и на поверхности, и под землёй.
Каменные люди
Источник: https://shatuny96.ru/galereya/albom-letnij-tur-na-plato-manpupunjor
У многих племён встречаются упоминания, что в старину на Урале обитали великаны с каменными телами. Они были непобедимы, но так как их сердца были сделаны из камня, не знали они ни любви, ни дружбы.
Краем правили семь братьев, и была у них прекрасная сестра Аэлита. Они жили в огромном хрустальном замке, где всегда принимали гостей – послов из дальних стран.
Однажды к ним приехал Мань-Пупы-Ньер. Герой не устоял перед красотой девушки и с первого взгляда полюбил её. Его чувства были так сильны, что каменное сердце Аэлиты дрогнуло, и она ответила гостю взаимностью.
Однако братья были против их союза, тогда Мань-Пупы-Ньер с возлюбленной сбежали. Правителям краям подчинялись все каменные люди, и они следили за беглецами, поэтому тем не удалось скрыться.
Герой вступил в сражение, но он был смертным, и его сразили в бою. Перед смертью он проклял род братьев, и великаны перестали существовать, превратившись в скалы-останцы.
Легенда об Уральских горах
Множество историй рассказывает, как появились вершины. Особенно много их сохранилось у башкирских племён, обитавших на Южном и Среднем Урале.
На их наречии название гор означает «пояс». Предание гласит, что на земле жил великан и носил он огромный пояс с глубокими карманами, куда прятал свои богатства – драгоценные камни.
Но однажды он спал с гиганта, да так и остался на земле, протянувшись от Карского моря до Каспия. Время превратило пояс в горы, недра которых до сих пор сохранили богатства великана.
Не менее популярная легенда рассказывает о Великом Полозе – гигантском змее, хозяине золотых жил.
Жил он столетиями, но и его настигла смерть, и тогда превратился он в огромный горный хребет. Внутренние органы стали полезными ископаемыми, а кровь – нефтью.
Мифы Урала
О том, какие народы проживали на территории древнего Урала, какой у них был быт, у историков сохранилось не так много информации.
Однако это с лихвой искупают местные предания, рассказывающие об удивительных жителях гор и их приключениях. Героическое прошлое – одна из излюбленных тем.
Вторая тема легенд и мифов Урала – различные волшебные персонажи. Так горняки пытались объяснить существование необычных вещей вокруг себя, которые тогда не могла объяснить наука.
Блуждающие огни, духи – всё это вылилось в уникальный пласт самобытных историй, раскрывающих мировоззрение уральцев. Многие подобные легенды исследовал Павел Бажов и записал в виде своих сказок.
Народ чудь
Это один из самых древних мифов. Часто среди легенд Среднего Урала упоминается загадочная народность – чудь.
Считается, что жители имели тайные знания, были необыкновенными рудокопами и мастерами. Народ жил столетиями, пока не явился им знак – берёза голой росла.
Чудь знала, что это означает скорый приход белого царя, как гласили их легенды.
Не хотел народ сдаваться чужакам, поэтому выкопал он ямы, установил столбики с камнями сверху, затем сложил свои сокровища, ушёл вниз и подбил столбы, закрывая проход – так и стала чудь подземным племенем, которое никто больше не видел.
Оставшаяся часть предания гласит, что удивительный народ вернётся, когда придут люди из Беловодья, а в мире появится великая наука – тогда и настанет снова время чуди и их сокровищ.
Тема:Легенды и предания Южного Урала.Лекция(конспект в тетради). Сила родной земли(слово о легенде) «Уральские сказы, что камешки в горе. Один копнешь — на целый занорыш наткнешься, — и такой, что цены ему не будет». Предания и легенды о Земле Уральской, о тайнах ее, о силе ее, об освоении ее людьми переходили из поколения в поколение, обрастая элементами художественного вымысла. И тем не менее познавательное значение старинных народных преданий трудно переоценить. Зачастую они содержат без преувеличения бесценные сведения, освещающие историю нашего края светом всечеловеческой мудрости. Любой настоящий, живой, из сердца человеческого излившийся текст — как драгоценный камень. С какой стороны на него посмотришь, подарив светом внимания, — той гранью и засверкает, откликнется. Так и с уральскими сказаниями. В мифах Урала сочетаются языческие верования, сказки и взгляды на природные силы. До сих пор они для многих служат источником вдохновения
XVII-XVIII века стали периодом, когда складывались предания и легенды Урала. Фантастические элементы, основанные на народных сказках, смешивались с реальными историями.
Истории рассказывали о горах, городах и деревнях, о народах и героях прошлого. Вместе они стали уникальным наследием, которое до сих пор интересует исследователей, так как приоткрывает завесу, как жили предки.
Самый верхний их пласт — документально-бытовой, повествующий о сравнительно недавнем прошлом горно-заводского края. Здесь встают перед нами последние три века уральской истории: развитие заводов и ремесел, становление нового жизненного уклада, новых социальных отношений. Все здесь очень просто и все проникнуто трагедией, утратой. Стремительно растут заводы, крестьяне-переселенцы из европейской России, пришедшие на Урал в поисках вольной жизни, превращаются в заложников нового социума. Возникает новое, рабочее сословие, подчиненное прослойке горнозаводчиков; и эти работные люди, в душах которых еще живо известное любому крестьянину чувство благоговения перед Землей-матушкой, землей-кормилицей, оказываются пленниками новой действительности, нового времени. Это время технического прогресса, время погони за сверхприбылью, время, в котором отдельный человек — будь он хоть трижды мастер и мудрец, мало что значит. Это время, испытывающее на прочность человеческую душу: предаст ли она свои истоки, отречется от Земли, дарующей силу, — или выберет страдание, даже смерть, но не уступит, не пойдет легкой дорогой наживы. Такова внешняя интрига многих уральских сказов, будь то сказы Бажова, или же его талантливых последователей, таких как Серафима Власова, Юрий Подкорытов, Сергей Черепанов и другие. Прочитайте в этой книге, скажем, сказы «Герцогиня Акуля», «Алмазная спичка», и вы поймете, о чем речь.
Следующий пласт тоже несет печать недавней истории, но больше в нем архаической силы, слабее дыхание новейшей эпохи. В центре его — народные герои. Те, чьи имена сохранила история: такие, как Салават Юлаев, Емельян Пугачев. Их образы наделяют народные сказители силой и мудростью, они отважны и справедливы. Настоящие сыны своих народов, именно они удостоены чести общаться с посланцами из прошлого, как это происходит в сказании «Старых гор подаренье», где таинственный вершник вручает Салавату удивительной красоты и силы шашку («другой такой на свете быть не может») — а сам на глазах у всего войска Салаватова растворяется среди гор. Не простая это шашка. «Коли на себя потянешь (то есть будешь народом руководить эгоистично, не по справедливости. — Ред.), потеряет шашка силу, а если будешь заботиться обо всем народе, без различья роду-племени, родных-знакомых, никто против тебя не устоит в бою» — говорит таинственный посланец. Здесь встает в народных преданиях и легендах тема ответственности вождя за свой народ, шире — тема выбора народом своего пути. Ведь по-видимости выбирает вожак, и люди идут за ним, а в реальности, может быть, вожак только проявляет, делает явным тот выбор, что народ совершил в душе своей. И встает здесь еще одна тема, наиважнейшая — тема истоков народной души, народного характера, тема судьбы народной.
Герои этих легенд — в каком-то смысле уже не люди, они гораздо более целостны, они не знают сомнений, идут до конца, и ничто не в силах свернуть их с пути. Они очень напоминают в этом стихии, духов местности: лесов, гор, водоемов.
Это сегодня мы можем саркастически улыбаться, когда речь заходит о духах природы, можем, со свойственной нам самоуверенностью, отрицать их существование. Мы — ослепленные иллюзией всезнанья, полагающие, что покорили природу. Предки наши были много мудрее, не умом препарировали они мир, но внимали ему открытым сердцем. Природа — вот все, что было у них. Она давала им жизнь, еду и приют, она раскрывала им через малое великие тайны, тайны космического масштаба, она принимала их души, упокаивала тела, когда наступал час кончины. Удивительно ли, что видели они то, что сегодня мы не видим, слышали то, что сегодня мы не слышим? Старинные предания сохранили это недоступное большинству из нас знание, — знание, которое мы принимаем за красивый вымысел, за поэтичную сказку.
Народ прежде знал, что у каждой горы, у каждого озерца, как у человека, — свой характер. Что каждое место на Уральской земле связано с другими, что все пространство вокруг — живое, оно дышит, меняется, оно только кажется неизменным. Не помолишься, не попросишь у ветра помощи, не принесешь жертву — и не будет тебе удачи. Сорвешь в лесу больше ягод, чем требуется, убьешь больше дичи — и еще неизвестно, отпустит ли лес тебя назад, а если отпустит, то будет ли милостив завтра. Поэтому немудрено, что и названия мест (топонимы, как сегодня говорят ученые) не просто так возникали, не из головы изобретали их наши предки — у природы подслушивали, в сердце вынашивали. Гору назвать — не улицу, в сердце выносить надо имя, родить его, как мать ребенка рождает. Как самые древние названия возникали — не ведаем, а отголоском тому — топонимические предания не столь уж далекого времени, последних лет эдак трехсот-пятисот. Немало их в нашей книге представлено, и во всех видна жажда народных сказителей прикоснуться к седой старине, когда человек был с природой одно, нераздельное целое.
Тут и проявляется последний, самый глубокий пласт народного фольклорного творчества. Самый древний и, может быть, самый подлинный. Речь идет о старинных сказаниях, повествующих о народе мифическом, якобы населявшем края уральские во времена незапамятные. О чуди белоглазой, как зовут тот народ легенды.
Тут и проявляется последний, самый глубокий пласт народного фольклорного творчества. Самый древний и, может быть, самый подлинный. Речь идет о старинных сказаниях, повествующих о народе мифическом, якобы населявшем края уральские во времена незапамятные. О чуди белоглазой, как зовут тот народ легенды.
. Достаточно обратиться хотя бы к уже упоминавшемуся нами сказу Бажова «Старых гор подаренье», приведенному в этой книге. Или вспомнить свидетельство уральской писательницы Серафимы Власовой: «Услышала я недавно в старом уральском заводе, будто все пещеры, какие ни есть на Урале, сообщаются между собой. Будто таятся между ними лазы, то широкие, как Кунгурские ямы, эти провалы земные, то тонюсенькие, как золотые нити. Говорят также, что когда-то в стародавние времена перейти из пещеры в пещеру труда не составляло — торная дорога была. Правда, кто ее торил, неведомо — то ли человеки, чудью называемые, то ли нечистая сила... Только в наше время люди, проникая в те пещеры и те ходы, где пройти можно, много следов находят: где домница поставлена, где камень аметист лежит, а где след ноги человеческой отпечатался...»
И при этом везде речь идет об одном: не безоглядно ушла чудь под землю — хранит она заповедное сердце своей земли, бережет сердце гор, не позволяет варварам наложить руку на самое сокровенное — ждет, когда настанет час, когда исполнится еще одно древнее предсказание. Тогда выйдет чудь на поверхность и отдаст в руки достойных свои знания, вложит в сердца жаждущих свою мудрость. А сколок этой непреходящей мудрости, один из отсветов ее негаснущих — предания и легенды, из уст в уста передаваемые нашими предками друг другу и до нас дошедшие. Андрей Яншин
УРОК Практическое занятие
«Духовные центры» Урала (по произведению Епифания Премудрого
«Слово о житии и учении святаго отца нашего Стефана, бывшаго
в Перми епископа»).
Задание 2 Познакомьтесь с произведением Епифания Премудрого «Слово о житии и учении святаго отца нашего Стефана, бывшаго в Перми епископа» и ответьте на вопросы ( кратко): .-Кто такой Епифаний Премудрый, что называет он духовными центрами - О чем его труд «Слово о житии и учении святаго отца нашего Стефана, бывшаго в Перми епископа»). Кто такой Стефан Пермсий. |
Приложение
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
ПРИЛОЖЕНИЕ Урал издавна славился своими народными легендами, сказами, преданиями. Они передавались из поколения в поколение. Но появились писатели, которые сочиняли сказы, достойные народных сказов и легенд, с такой же мудростью, знанием истории народов Урала, ярким самобытным языком.
Первый сказитель, конечно, — Павел Петрович Бажов. Бажова называют символом Урала, он открыл миру Урал во всей его красоте: природу, историю, людей, их уральские характеры, верования, самобытный язык. Не случайно первый сборник его сказов «Малахитовая шкатулка» (1939) был послан на Международную выставку в Нью–Йорк. Бажов почти всю свою жизнь прожил в Екатеринбурге. Но к Южному Уралу он имеет прямое отношение. Он не только приезжал к нам в Челябинск, Касли, Златоуст, Ильменский заповедник, но в молодости «живал не раз», любимое место его — берег озера Синара, село Воздвиженка. Он описал эти места в сказах «Надпись на камне», «Демидовские кафтаны». Особенно нам дороги его сказы о старых мастерах: об Иване Бушуеве («Иванко–Крылатко»), Василии Торокине («Чугунная бабушка»), знаменитом мастере — металлурге Павле Аносове («Коренная тайность»).
Удивительно, но на родине П. Бажова, в Екатеринбурге нет продолжателей его дела. Но на Южном Урале его последователями создана целая библиотечка сказов и легенд.
В 60-70-е годы прошлого века были очень известными сборники сказов Серафимы Власовой: «Клинок Уреньги», «Герцогиня Акуля», «Поют камни»…
В эти же годы издал три книги сказов Сергей Черепанов, человек трудной судьбы: «Лебедь–камень: Уральские сказки и сказы», «Снежный колос», «Озеро синих гагар».
Магнитогорская поэтесса Нина Кондратковская — прекрасный знаток народных башкирских сказаний — писала по их мотивам свои легенды, сказки, сказы в стихах: «Синий камень», «Сердце-озеро».
Знатоком башкирских народных сказаний был и Юрий Подкорытов. Он написал «Сказки из старинной шкатулки». Его герой Дед Куделька стал знаковой фигурой в детском отделе нового областного краеведческого музея.
Юрий Гребеньков писал сказы о своих родных кыштымских местах («Тайна горы Сугомак»). Позже в Магнитогорске была выпущена книга «Золотыми тропами легенд: Легенды и сказы о Кыштыме», где объединились сказы С. Власовой и Ю. Гребенькова.
В 2008 году издательство «Аркаим» в Челябинске издало в отличном полиграфическом исполнении с множеством прекрасных фотографий сборник «Легенды Южного Урала», куда вошли произведения тринадцати авторов. В сборнике есть сказы П. Бажова, С. Черепанова, Ю. Гребенькова. Но больше всего в книге сказов С. Власовой и Ю. Подкорытова.
В Челябинске жил известный знаток уральского фольклора Александр Лазарев. Его сказ «Легенда о чуди» вошел в сборник. Есть сказы менее известных челябинских авторов: Виталия Чернецова, Валентины Усольцевой, Николая Куштума, Светланы Вдовиной.
Есть надежда, что еще будут написаны новые сказы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Стефа́н Пе́рмский (коми Перымса Степан, мирское имя неизвестно; 1340-е годы, Великий Устюг — 26 апреля 1396 года, Москва) — епископ Русской православной церкви. Проповедовал христианство в землях коми, создал для них алфавит и перевёл на их язык основные церковные сочинения. В 1383 году был поставлен первым епископом образованной в результате его миссионерской деятельности Пермской епархии. Почитается Русской православной церковью в лике святителей, память 26 апреля (9 мая).
Слово о житии и учении святаго отца нашего Стефана, бывшаго в Перми епископа» — один из наиболее ярких памятников русской агиографии. Он был создан Епифанием Премудрым вскоре после смерти Стефана Пермского, т. е. после 1396 г. Обычно время создания Слова определяют 1396—1398 гг. или, шире, 90-ми гг. XIV в., однако твердых оснований для такой датировки нет, а потому исследователи не исключают возможности, что памятник создавался в начале XV в. (Г. М. Прохоров). Как следует из текста Слова, Епифаний был хорошо лично знаком со Стефаном, а возможно, жил одновременно с ним в монастыре Григория Богослова в Ростове, так называемом «Затворе». Узнав о смерти Стефана Пермского, Епифаний стал всюду собирать сведения о нем, значительно расширив их собственными воспоминаниями, а затем приступил к созданию жития.
Информация о Стефане Пермском https://ru.wikipedia.org/wiki/Стефан_Пермский
https://uralsky.info/legendy-urala.html
http://pisateli.ch-lib.ru/tin/liter/skaz.html элет хрест