СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Выскочка" М.Пришвин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Выскочка" М.Пришвин»

М.Пришвин «Выскочка»

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс

Урок 45. М.М. Пришвин «Выскочка»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали, героев.

Глоссарий по теме:

Выскочка – человек, вмешивающийся первым раньше других во что-нибудь, чтобы заслужить одобрение, выслужиться перед кем-то. Человек, не по праву занявший какую-то должность, общественное положение.

Выводок -  птенцы или детеныши млекопитающих, ещё живущие с матерью.

Сородичи – родственники

Улучила – нашла подходящее время (С.И. Ожегов)

Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая (В Даль)

С заскоком и пыльцой в голове – глупая

срам –стыд, позор;

бдительность - внимательность, настороженность, наблюдательность, зоркость, чуткость.

Обязательная и дополнительная литература:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 66-71

  2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34

  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Основное содержание урока

О природе писали многие писатели – натуралисты: Д.С. Мамин – Сибиряк, Е. Чарушин, В. Астафьев, А. Куприн. Среди них М. М. Пришвин- известный русский писатель – натуралист.

Давайте вспомним, какие произведения Пришвина вы читали ил знаете?

Михаил Михайлович Пришвин написал:

«Недосмотренные грибы», «Деревья в лесу», «Ребята и утята», «Золотой луг», «Лесная капель».

Пришвин был влюблен в свою Родину, в ее красоту, в леса и поля, реки и озера, в ее птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

Михаил Пришвин писал:

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

-Как вы понимаете эти значение этих слов?

Это значит, что человек любит и заботится о себе и своей Родине.

- Прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня читать

Писатель дал своему рассказу название «Выскочка».  

- А как вы думаете, кого называют «выскочкой»?

Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает     к себе внимание.

- Обратимся к толковому словарю Ожегова.

Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам.

Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ с таким названием?

Свои предположения мы проверим, прочитав рассказ.

Сейчас мы прочитаем и выясним, кто же герои рассказа.

Но перед чтением проведём словарно - лексическую работу.

Вам встретятся такие слова:

полено – кусок распиленного бревна для растопки;

сородичи – родственники.

выводок – птенцы или детеныши млекопитающих, еще живущие с матерью;

срам –стыд, позор;

бдительность –внимательность, настороженность, наблюдательность, зоркость, чуткость.

Улучила – нашла подходящее время (С.И. Ожегов)

Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая (В.Даль)

Чтение текста «Выскочка»

Наша охотничья собака, лайка, приехала к нам с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки так и назвали мы ее Бией. Но скоро эта Бия почему-то у нас превратилась в Биюшку, Биюшку все стали называть Вьюшкой.

Мы с ней мало охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту, и будь уверен: Вьюшка не пустит чужого.

Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Достались ей от обеда две косточки. Получая подарок, Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом. Это у нее означало тревогу и начало бдительности, необходимой для защиты, — известно, что в природе на кости есть много охотников. С опущенным хвостом Вьюшка вышла на траву-мураву и занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой.

 Кто является героем рассказа?

( Героем рассказа является собака Вьюшка)

- Какой породы была Вьюшка?

(Вьюшка была охотничьей собакой)

- Почему собаку назвали Вьюшкой? Проследите, как менялась кличка собаки.

Бия - Бьюшка – Вьюшка.

- Как вы думаете, почему?

( Вьюшку все любят)

-Какое отношение автора к собаке?

(с любовью, нежностью, обращается ласково).

- Как можно озаглавить эту часть?

 Сторож Вьюшка.

Вьюшка получила подарок.

- Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность, бдительность?

«..Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом – это означало тревогу и начало бдительности…»

- Как могут дальше развиваться события?

Продолжаем чтение текста.

Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! — и к самому носу собаки. Когда же Вьюшка повернула голову к одной — хвать! Другая сорока с другой стороны хвать! — и унесла косточку.

Дело было поздней осенью, и сороки вывода этого лета были совсем взрослые. Держались они тут всем выводком, в семь штук, и от своих родителей постигли все тайны воровства. Очень быстро они оклевали украденную косточку и, недолго думая, собирались отнять у собаки вторую.

Говорят, что в семье не без урода, то же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове. Вот сейчас тоже было: все шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только одна Выскочка поскакала дуром.

— Тра-та-та-та-та! — застрекотали все сороки.

Это у них значило:

— Скачи назад, скачи как надо, как всему сорочьему обществу надо!

— Тра-ля-ля-ля-ля! — ответила Выскочка.

Это у нее значило:

— Скачите как надо, а я — как мне самой хочется.

Так за свой страх и риск Выскочка подскакала к самой Вьюшке в том расчете, что Вьюшка, глупая, бросится на нее, выбросит кость, она же изловчится и кость унесет.

Вьюшка, однако, замысел Выскочки хорошо поняла и не только не бросилась на нее, но, заметив Выскочку косым глазом, освободила кость и поглядела в противоположную сторону, где правильным полукругом, как бы нехотя — скок и подумают — наступали шесть умных сорок.

- Как сорокам удалось украсть косточку?

(хитростью: одна отвлекала, другая украла).

- Почему автор назвал сороку Выскочкой?

(Сорока была не такая как все, она лезла вперед других сорок).

- Как вы думаете, почему она так поступила?

(хотела показать себя храброй).

«…Говорят, что в семье не без урода ..» - так Пришвин назвал сороку.

- Как вы понимаете это выражение.

- Почему автор выбрал именно эти слова? 

(Они помогают показать характер героев).

Отношение автора к Выскочке, по-вашему мнению, каково?

(Добродушно-насмешливое. Автор улыбается, посмеивается над Выскочкой с мягкой иронией).

Такие произведения называются юмористическими.

Как можно озаглавить вторую часть?

Выскочка.

Украденная косточка

Чтение текста до конца.

Вот это мгновение, когда Вьюшка отвернула голову, Выскочка улучила для своего нападения. Она схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями, поднять пыль из-под травы-муравы. И только бы еще одно мгновение, чтобы подняться на воздух, только бы одно мгновеньишко! Вот только, только бы подняться сороке, как Вьюшка схватила её за хвост и кость выпала…

Выскочка вырвалась, но весь радужный длинный сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах и торчал из пасти ее длинным острым кинжалом

Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц, если ей оборвать хвост.

Бывает, деревенские озорные мальчишки поймают слепня, воткнут ему в зад длинную соломинку и пустят эту крупную сильную муху лететь с таким длинным хвостом, — гадость ужасная! Ну, так вот, это муха с хвостом, а тут — сорока без хвоста; кто удивился мухе с хвостом, еще больше удивится сороке без хвоста. Ничего сорочьего не остается тогда в этой птице, и ни за что в ней не узнаешь не только сороку, а и какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой.

Бесхвостая Выскочка села на ближайшее дерево, все другие шесть сорок прилетели к ней. И было видно по всему сорочьему стрекотанию, по всей суете, что нет в сорочьем быту большего сраму, как лишиться сороке хвоста.

-  Какой момент в рассказе самый напряженный? (кульминация сюжета)

(Когда Выскочка схватила кость и попыталась улететь)

- К какому жанру литературы отнесём это произведение?

(По жанру это произведение относится к рассказу.)

Давайте вспомним , что рассказ – это небольшое произведение художественной литературы об одном или нескольких событиях из жизни героя. У рассказа всегда есть автор.

- Какие особенности жанра вы выделите?

(описываются реальные события из жизни героев)

- А к какому стилю рассказа отнесем рассказ: к художественному или научно – познавательному?

(к художественному)

Почему?

(когда автор передает свои мысли, чувства, переживания – это художественный тип текста.

А когда сообщают точные сведения, информацию – это научный тип текста.

В этом рассказе автор показывает свои чувства, отношение к главным героям. Он пишет про Вьюшку с любовью, юмором, так как она прекрасно служила сторожем, была весёлой и всем нравилась. К Выскочке он относится насмешкой и состраданием.

«Говорят, что в семье не без урода». Потерявшей хвост сороке рассказчик сострадает: «Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц. Ничего сорочьего не остается тогда в ней, и не за что в ней не узнаешь какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой».

- Почему произведение называется «Выскочка»?

(так зовут главную героиню). 

Заглавием является имя героя.

- Как вы думаете, почему она так поступила?

(хотела показать себя храброй).

Как можем озаглавить третью часть?

3.Выскочка осталась без хвоста.

Хитрость Вьюшки

Типовое тренировочное задание

Распределите слова и словосочетания по колонкам.

Вьюшка

Выскочка



Веселая; ушки как рожки; хвостик колечком; зубки беленькие; не такая как все; «не то

чтобы совсем глупенькая, но с заскоком...»; пёстрая; проворная.

Правильный вариант ответа:

Вьюшка

Выскочка

Веселая;

ушки как рожки; хвостик колечком; зубки беленькие

не такая как все;

«не то чтобы совсем глупенькая, но с заскоком...»;

пёстрая; проворная.

Подсказка: вспомните, как описывает автор героев рассказа.

Типовое контрольное задание

2 вариант

Напечатайте пословицу, которая показывает главную мысль рассказа.

Варианты ответов:

  • «Поспешишь – людей насмешишь».

  • «Богатством ума не купишь».

  • «Один якал, якал, да и заплакал»

Правильный вариант:

«Один якал, якал, да и заплакал»

Подсказка: вспомните итог урока.\