Доклад на РМО учителя физической культуры.
На тему «Развитие мотивации к сознательным занятиям физической культурой»
В данном докладе я попытаюсь выразить главную идею своей методической системы – идею развития у ребёнка школьного возраста внутренней мотивации к сознательному и самостоятельному укреплению своего здоровья.
В разделе «Система работы педагога» дана краткая теоретическая подоплёка методической системы, в последующих разделах – как эта система работает на практике и как она себя оправдывает, т. е. какие результаты приносит. В заключительной части доклада даны выводы и перспективы профессионального развития.
Введение
Самое важное для большинства людей – это здоровье, здоровье его собственное и его близких. Человек, живя в обществе, является его неотъемлемой частью и должен понимать, что здоровый образ жизни – это не просто красивые слова, а одно из важнейших требований, диктуемых современностью. Физическая культура как часть общей культуры человека призвана помочь в решении этого вопроса.
И всё-таки, почему в настоящее время так важно хорошее, качественное преподавание физической культуры? Во–первых потому, что процветает безразличие учащихся., которое является производной индифферентности и массовой безработицы, особенно в сельских районах, существенно влияющее на снижение учебной мотивации учащихся. Во–вторых, в какой-то период в стране резко упал престиж образования и знаний, в том числе и уроков физической культуры. В-третьих, недостаточная материальная база. В-четвёртых, непригодность ряда традиционно применяемых приёмов обучения для нынешнего контингента учащихся. В–пятых, ныне много детей, слабо подготовленных, из неблагополучных и неполных семей, не мотивированных на самосознательные занятия физической культурой. Этот ряд можно продолжать довольно долго.
В связи с этим чрезвычайно велика роль школьного учителя физической культуры как проводника в мир здоровья. А самому учителю в современном, часто меняющем свои приоритеты мире необходимо регулярно проводить анализ и самоанализ своей деятельности, чтобы не оказаться в положении водителя тихоходной техники на скоростном автобане, который от всех отстаёт и всем мешает.
Таким образом, основной целью проведения самоанализа своей деятельности я считаю необходимость сохранения высокого уровня физической культуры в нашей школе и, как следствие, привитие и поддержание интереса к регулярным, в том числе и самостоятельным, занятиям физической культурой и спортом. Важна для меня как стимул и направление для дальнейшего развития и внешняя оценка со стороны учеников, родителей, коллег, представителей общественности и просто небезразличных людей.
Система работы
Каждый человек в ходе своей трудовой и общественной деятельности выбирает какое-то основное направление, которого и старается постоянно придерживаться. Для себя в качестве ключевой концептуальной идеи я определил идею создания условий для того, чтобы ребёнок сам осознавал необходимость и важность занятий физической культурой. Другими словами, нужно развивать и поддерживать мотивацию ученика в процессе овладения им ценностями, накопленными в сфере физической культуры.
Система работы педагога по развитию мотивации учащихся состоит из следующих компонентов:
1. Диагностика уровня учебной мотивации каждого ученика с целью выявления общего отношения к занятиям физической культурой; определение сущности того, что побуждает ученика учиться.
2. Перспективное планирование развития учебной мотивации каждого ученика с учётом следующих факторов:
-опора на достижения учащегося и зону развития его учебной мотивации ( что знает ученик (знания), как он умеет учиться(учебная деятельность), как умеет ставить и реализовывать цели);
-у каждого ученика есть наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, и перспективы, резервы её развития.
3. Создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий для развития учебной мотивации учащихся при занятиях физической культурой:
-средствами постановок задач (факторы, связанные с содержанием задачи, с организацией деятельности по её решению, определяющиеся отношениями между участниками, включёнными в деятельность по решению задачи);
-средствами форм организации учебно-познавательной деятельности (разнообразные формы уроков и внеклассной работы);
4. Планирование учебного процесса с учётом развития мотивации учащихся через систему уроков, каждый урок, отдельные этапы урока, порции материала
5. Оценка и анализ эффективности работы учителя по развитию мотивации, планирование дальнейшей работы на основе данных выводов о результативности.
Известно, что существуют мотивы внешние и мотивы внутренние. К первым относят такие как стремление получить хорошую отметку, боязнь наказания за плохую учёбу и поведение, нежелание «огорчить» учителя и т.п. Внутренние мотивы являются мотивами более высокого уровня и подразумевают такое состояние самосознания человека, когда его не нужно убеждать в необходимости выполняемых действий. Применительно к занятиям физической культурой это означает, что ученик осознаёт важность и необходимость этих занятий и настроен на максимально качественную работу на уроке, тренировке, соревнованиях, мероприятиях и т.д. Именно такие мотивы я и имею в виду, когда говорю о главной идее своей методической системы.
Как это происходит на практике
Диагностика уровня учебной мотивации ученика проводится с помощью следующих методов:
1) наблюдение
2) беседа
3) анкетирование.
При анкетировании используется «Тест мотивации при занятиях на уроках физической культуры». Обработка результатов диагностики даёт возможность применять личностно-ориентированный подход на уроке. Стараюсь на уроке чётко определять цели и задачи и, при необходимости, объяснять выбор задач, чтобы ученик не механически выполнял двигательные действия, а понимал логику структуры урока.
Но наибольшее значение для развития мотивации ученика к занятиям физической культурой имеет внеурочная деятельность. В нашей школе имеется 8 спортивных кружков внеурочной деятельности (самбо, дзюдо, шашки-шахматы, танцы, лыжи, хоккей, баскетбол, волейбол).
В школе в течение учебного года проводится порядка 10 физкультурно-массовых мероприятий, многие из которых традиционны уже несколько лет (День здоровья; День бега; Подвигу прадедов посвящается- спортивное многоборье среди старшеклассников; А ну-ка Парни, А ну-ка Девушки, Тропа генерала, школьная спартакиада по волейбол, пионерболу и т.д.Зарница , зарничка млад. школьники)
Многие учащиеся школы являются членами сборных команд по футболу, волейболу, гимнастики, тхэквондо, лыжным гонкам и т.д.) Честь выступать за сборную школы, города или Республики придаёт им дополнительный стимул в занятиях физкультурой и спортом.
Всё вышеизложенное, возможно, было бы не так эффективно по отдельности, но в комплексе, работая, как единая система, даёт мощный толчок к занятиям физической культурой и спортом.
За последние 2 года среди выпускников 11 классов 25 учеников выполнили норматив золотого значка ГТО, 22 учеников выполнили норматив серебряного значка, 2 бронзового.
Анализ данных даёт представление о том, что наша школа имеет стабильно хорошие результаты муниципального и республиканского уровня, учащиеся с удовольствием занимаются и на уроках, и внеурочной деятельностью. Всё это является доказательством действенности и полезности работы моей методической системы.
Вместе с тем есть ещё много ресурсов для дальнейшего развития. Оставляет желать лучшего подготовка учащихся начального звена, необходимо заострить на этом внимание. В плане развития самоуправления хотелось бы видеть больше инициативы от самих учащихся. Одним из направлений дальнейшего развития методической системы запланирована предшкольная подготовка, связь с детским садом.
Заключение
Имея неплохие результаты на сегодняшний день, не стоит расслабляться и останавливаться на достигнутом. «Плоды» работы учителя созревают долго, но дерево, эти плоды приносящее, без должного ухода может засохнуть. Поэтому залог успеха в работе учителя - в постоянном движении вперёд, самосовершенствовании и непрерывной учёбе: на курсах, у коллег и у своих учеников.