СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете, посвященный проблеме адаптации пятиклассников.

Просмотр содержимого документа
««Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»»

25.03.2024 г.

Выступление на Педсовете по теме:

«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»

Классный руководитель: Трофимова Надежда Ефремовна

Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

  • Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую ,социальную, или личностную.

Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья пятиклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.

Какими должны быть пятиклассники

Пятиклассники должны:

  • уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;

  • уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;

  • стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;

  • уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;

  • иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;

  • уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;

  • уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор

Возникающие проблемы:

  • очень много разных учителей;

  • непривычное расписание;

  • много новых кабинетов;

  • новый классный руководитель;

  • проблемы со старшеклассниками;

  • возросший темп работы;

  • возросший объем работ в классе и д/з;

  • рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;

  • ослабление или отсутствие контроля;

  • необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей; 

  • самостоятельность в работе с текстами;

  • низкий уровень развития речи;

  • слабое развитие навыков самостоятельной работы;

  • своеобразие подросткового возраста. 


Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;

  • ребенок легко справляется с программой;

  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.


Признаки дезадаптации:

  • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

  • Нежелания выполнять домашние задания.

  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

  • Беспокойный сон.

  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.

  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Возможные реакции:

  • Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.

  • Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

  • Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

  • Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.

  • Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.

Сроки адаптационного периода.

  • 2 – 4 недели после начала учёбы (у большинства учащихся)

  • 2 – 3 месяца после начала учёбы (у некоторых учащихся).

Факторы, влияющие на сроки адаптационного периода.

1.Слабые навыки решения математических задач.

2. Плохое владение пересказом текста.

3 Невнимательность и неусидчивость.

4 Систематическое невыполнение домашних заданий.

5. Одиночество.

6. Логопедический диагноз.

7. Социальное положение.

8. Физическое и психологическое состояние.

Основная задача классного руководителя в период адаптации – создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.

В 5 классе-4 мальчика, в 5А-1 мальчик.

По физическому развитию дети разные: есть дети с крепким физическим развитием и есть дети с хроническими заболеваниями, ОВЗ.

По социальному статусу: 4 детей из полных семей,1воспитывается матерью.

Для обеспечения благоприятного протекания процесса адаптации были проведены следующие мероприятия:

На начало учебного года я, как классный руководитель ознакомилась с личными делами учащихся, характеристиками.

- налажен контакт с родителями (по телефону, в приложениях Сферум, WhatsApp)

-составлен план работы с классом, план работы с родителями;

- оформлен классный уголок;

- ежедневно проводились беседы, которые носили организационный характер, решались текущие вопросы;

-еженедельно проводились тематические классные часы; «Разговоры о важном»;

- наблюдение за учащимися во время и вне учебных занятий,перемен;

- знакомство с условиями проживания детей ( администрация посетила семью Герасимова В.,)

-сотрудничество с учителями-предметниками, посещения уроков литературы, музыки, русского языка;


Учащиеся 5 класса приняли участие во всех предложенных школьных мероприятиях:

1.Концерт ко дню матери.

2.Поздравления ко дню пожилых.

3. Украшение кабинета к Новому году и конкурсу рисунков и т.д.

Ребята активно участвуют в уборке кабинета, занимаются комнатными растениями, интересуются биологией,играют в шашки, собирают пазлы




Мною были проведены следующие тематические классные часы:

Безопасное поведение на водоёмах

Правила поведения в школе

Правила дорожного движения для велосипедистов

Действия в случае пожара. Эвакуация.

«Если вы попали в заложники...» Ваши действия?

Пожар в школе. Действия в случае пожара.

Викторина «Знатоки дорожного движения»

Безопасность на каникулах.


На своих уроках обращала внимание на следующее:

  • По возможности опрашивать каждого ученика за урок не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять обратную связь и своевременно проводить коррекцию знаний

  • Ставить оценку не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока)

  • Стараться не только научить, а развивать мышление ребёнка средствами своего предмета

  • Осуществляла индивидуальный подход к каждому ученику

По итогам 2 четвертей  подвела итоги по посещаемости и успеваемости.

В I четверти в 5 классе 1 хорошист (Красильников Д.,.) Трофимов С.-закончил четверть с 1 «3» родному языку, во 2 четверти 2 ударника-Трофимов С.,Красильников Д. Успеваемость составила – 100%, качество знаний – 50%.

Можно считать, что адаптация в 5 классе ещё не завершена. Проблемы у некоторых воспитанников будут на протяжении всего учебного периода в школе. Эти проблемы носят социальный характер.