25.03.2024 г.
Выступление на Педсовете по теме:
«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»
Классный руководитель: Трофимова Надежда Ефремовна
Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую ,социальную, или личностную.
Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья пятиклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.
Какими должны быть пятиклассники
Пятиклассники должны:
уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор
Возникающие проблемы:
очень много разных учителей;
непривычное расписание;
много новых кабинетов;
новый классный руководитель;
проблемы со старшеклассниками;
возросший темп работы;
возросший объем работ в классе и д/з;
рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
ослабление или отсутствие контроля;
необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;
самостоятельность в работе с текстами;
низкий уровень развития речи;
слабое развитие навыков самостоятельной работы;
своеобразие подросткового возраста.
Признаки успешной адаптации:
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
ребенок легко справляется с программой;
степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
Нежелания выполнять домашние задания.
Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
Беспокойный сон.
Трудности утреннего пробуждения, вялость.
Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Возможные реакции:
Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
Сроки адаптационного периода.
2 – 4 недели после начала учёбы (у большинства учащихся)
2 – 3 месяца после начала учёбы (у некоторых учащихся).
Факторы, влияющие на сроки адаптационного периода.
1.Слабые навыки решения математических задач.
2. Плохое владение пересказом текста.
3 Невнимательность и неусидчивость.
4 Систематическое невыполнение домашних заданий.
5. Одиночество.
6. Логопедический диагноз.
7. Социальное положение.
8. Физическое и психологическое состояние.
Основная задача классного руководителя в период адаптации – создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.
В 5 классе-4 мальчика, в 5А-1 мальчик.
По физическому развитию дети разные: есть дети с крепким физическим развитием и есть дети с хроническими заболеваниями, ОВЗ.
По социальному статусу: 4 детей из полных семей,1воспитывается матерью.
Для обеспечения благоприятного протекания процесса адаптации были проведены следующие мероприятия:
На начало учебного года я, как классный руководитель ознакомилась с личными делами учащихся, характеристиками.
- налажен контакт с родителями (по телефону, в приложениях Сферум, WhatsApp)
-составлен план работы с классом, план работы с родителями;
- оформлен классный уголок;
- ежедневно проводились беседы, которые носили организационный характер, решались текущие вопросы;
-еженедельно проводились тематические классные часы; «Разговоры о важном»;
- наблюдение за учащимися во время и вне учебных занятий,перемен;
- знакомство с условиями проживания детей ( администрация посетила семью Герасимова В.,)
-сотрудничество с учителями-предметниками, посещения уроков литературы, музыки, русского языка;
Учащиеся 5 класса приняли участие во всех предложенных школьных мероприятиях:
1.Концерт ко дню матери.
2.Поздравления ко дню пожилых.
3. Украшение кабинета к Новому году и конкурсу рисунков и т.д.
Ребята активно участвуют в уборке кабинета, занимаются комнатными растениями, интересуются биологией,играют в шашки, собирают пазлы
Мною были проведены следующие тематические классные часы:
Безопасное поведение на водоёмах
Правила поведения в школе
Правила дорожного движения для велосипедистов
Действия в случае пожара. Эвакуация.
«Если вы попали в заложники...» Ваши действия?
Пожар в школе. Действия в случае пожара.
Викторина «Знатоки дорожного движения»
Безопасность на каникулах.
На своих уроках обращала внимание на следующее:
По возможности опрашивать каждого ученика за урок не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять обратную связь и своевременно проводить коррекцию знаний
Ставить оценку не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока)
Стараться не только научить, а развивать мышление ребёнка средствами своего предмета
Осуществляла индивидуальный подход к каждому ученику
По итогам 2 четвертей подвела итоги по посещаемости и успеваемости.
В I четверти в 5 классе 1 хорошист (Красильников Д.,.) Трофимов С.-закончил четверть с 1 «3» родному языку, во 2 четверти 2 ударника-Трофимов С.,Красильников Д. Успеваемость составила – 100%, качество знаний – 50%.
Можно считать, что адаптация в 5 классе ещё не завершена. Проблемы у некоторых воспитанников будут на протяжении всего учебного периода в школе. Эти проблемы носят социальный характер.