СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление «Организация системы духовно – нравственного воспитания в коррекционной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление «Организация системы духовно – нравственного воспитания в коррекционной школе»»


«Организация системы духовно – нравственного воспитания в коррекционной школе»

Слайд 1. Уважаемые коллеги, задумываясь над духовно – нравственным развитием наших воспитанников, наверное, каждый из нас и не раз задавал себе вопрос: как воспитать в детях нравственность? В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный вечный образец - общечеловеческих ценностей и идеалов, накопленных обществом за долгие годы существования. Они общеизвестны, и наша задача состоит как раз в том, чтобы сформировать у наших воспитанников потребность жить по этим принципам. Решение этой нелегкой задачи поставлено перед нами правительством и государством в «Концепции модернизации российского образования», приоритетном национальном проекте «Образование», национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания, как основного условия возрождения современного российского общества и человека,  крайне важно и актуально. В сложное и непростое время живем мы. Превносимая извне идеология ложных ценностей разрушает духовно-нравственные основы жизни. Уродливое преподносится красивым. Греховное – привлекательным. Распутное – желанным. Нравственность выворачивается наизнанку. Смертельно ядовитая начинка предлагается в привлекательной форме. Средства массовой информации и Интернет пропагандируют распущенность и аморальность.

Слайд 2. И, недаром, обращаясь к Федеральному собранию, В.В. Путин сказал: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторически делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились». Высоконравственное поведение ребенка складывается из множества отдельных маленьких поступков: из слова и отношения к словам других, действия или бездействия. «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств». И кто, если не мы, может в этом помочь.

В воспитании ребенка надо отличать глубокую человеческую духовность, которая, отражает состояние души и культуру поведения. Например: два мальчика угощают друга конфетой. Они совершают одинаковый поступок. А вот нравственную сторону этого поступка мы можем оценить только в том случае, если ответим на вопрос: почему они это сделали? Первый угостил, потому что видел – друг голоден, а второй потому, что завтра за эту конфету потребует помощи на контрольной работе. Порой эгоист, эгоцентрист, даже злодей могут вести себя вполне прилично, но нравственными людьми их назвать нельзя.

Слайд 3. И ориентиром в работе по нравственному воспитанию для нас являются слова Л.Н. Толстого «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания в нашем детском доме? К нам приходят дети, нравственное сознание которых находится на разном уровне развития, и наша задача состоит как раз в том, чтобы силой педагогического воздействия благотворно повлиять на них. Мы говорим о нравственном развитии воспитанника, когда видим, что у него появилось представление о морали, или замечаем нравственные мотивы его поведения, нравственные чувства, и как высший результат, нашей работы – нравственные качества. В частности, нравственным мы считаем человека, который руководствуется в жизни золотым правилом нравственности:

Слайд 4. «Относись к другими так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе».

Успех нравственного воспитания зависит не от количества сообщенных ребенку нравственных знаний, внедрения в его сознание определенной системы норм и принципов, а от формирования у него способности к нравственному выбору. Например, в одной притче монаха-мастера спросили:

— Что вы обычно делали до того, как стали Просветлённым?

Он сказал:

— Я обычно рубил дрова и носил воду из колодца.

— А что вы делаете теперь, когда вы стали Просветлённым?

— Что же ещё я могу делать? Я рублю дрова и ношу воду из колодца.

Спрашивающий, естественно, был озадачен. Он спросил:

— В чём же тогда разница? Перед Просветлением вы делали это и после Просветления делаете то же самое.

Мастер засмеялся и сказал:

— Разница большая. Раньше мне приходилось делать это. Это было обязанностью, которую приказывал выполнять мой учитель. Я выполнял работу, но в глубине души я злился, хотя внешне этого и не показывал. А теперь всё это происходит естественно. Теперь я просто рублю дрова, потому что чувствую в этом радость и красоту. Я ношу воду из колодца потому, что это необходимо. Это уже не обязанность, а моя потребность. Я люблю учителя, а он с каждым днём всё больше стареет; ему нужно больше тепла. Именно из этой любви я и рублю дрова и ношу ему воду из колодца.

Вот так и в воспитании. Мы можем десять, сто, тысячу раз заставить ребенка говорить вежливые слова. И пока он рядом с нами, он вежлив, но стоит нам уйти и от его вежливости не останется и следа. Почему же наше научение, стократное повторение не дало плодов, нет результата? Да потому, что это знание не переросло во внутреннее убеждение ребенка, в его потребность говорить и поступать так, как учим его мы.

Духовно-нравственное воспитание – сквозная линия всего уклада жизни в детском доме, оно проходит через все виды деятельности и

охватывает все направления воспитательного процесса. В нашем доме царит высоконравственная среда, где наложено табу на дурные привычки, грубые слова и негативные проявления чувств. Любое воспитательное мероприятие, проводимое в детском доме, направлено на развитие нравственности и духовности воспитанников. Ведь мы осознаем, что даже очень грамотная личность не представляет интереса для общества, если она безнравственна. К нам в детский дом часто поступают дети с искаженными представлениями о нравственном и безнравственном, и основная наша задача – убедить ребят в ошибочности их взглядов и представлений, сформировать нравственное сознание, воспитать и развить нравственные чувства и выработать умения и привычки нравственного поведения. Чаще всего в процессе нравственного воспитания мы применяем методы упражнения и убеждения. Упражнение - обеспечивает выработку и закрепление необходимых навыков и привычек. Убеждение - направлено на формирование этических понятий, на разъяснение нравственных принципов. Один из наиболее эффективных и часто используемых в нашей педагогической практике метод нравственного воспитания - это решение нравственных проблем. Он позволяет в различных жизненных ситуациях устанавливать связь между поступками и качествами личности, прослеживать характер ее, определять перспективу в становлении личности, формировать положительные мотивы, обобщать нравственные знания и умения. Этот метод включает следующие приемы: постановку нравственной задачи, создание ситуаций, чтобы в ходе нее эта задача разрешилась, а потом проводим анализ происшедшего события с нравственной оценкой через коллектив воспитанников группы. Использование этого метода позволяет давать нравственную оценку совершенным безнравственным поступкам, воспитать нравственные качества: доброту, сострадание, четность, дисциплинированность, ответственность.

Всем известно, что там, где нет деятельности, нет и процесса воспитания, поскольку только в активной деятельности обретает ребенок культурные новообразования. Мир духовных ценностей не может быть внесен в сознание ребенка кем – то извне. Ценности вырабатываются только самостоятельно, поэтому мы и стараемся включить воспитанников в самые разнообразные виды деятельности.

Прежде всего, это трудовая деятельность, которая направлена не только на выработку и формирование трудовых навыков воспитанников, но прежде всего на организацию занятости ребят полезным и нужным делом, вместо праздного времяпроведения. Для этого включаем новеньких ребят в ежедневные трудовые часы с первого же дня пребывания в детском доме. Трудовые дела организовываем в индивидуальных и групповых формах, но какой бы ни была форма работы, она всегда была направлена на самостоятельное выполнение полученного задания. Ребята, которые приходят к нам с несформированными трудовыми навыками, к концу первого года обычно выполняют трудовые поручения самостоятельно. А добиться таких результатов помогает ежедневное подведение итогов выполненной работы, требовательность и соответствие трудовых поручений возрастным особенностям детей. Трудовые дела организовать несложно, потому что есть костяк из ребят, умеющих не только выполнять трудовые поручения, но и организовывать других, а если необходимо, то оказать помощь или потребовать выполнения работ и оценить качество результатов проделанной работы.

При поступлении в детский дом у многих воспитанников низкий уровень успеваемости, слабая мотивация на учебную деятельность, много пробелов в знаниях. Наша педагогическая деятельность направлена на формирование учебных навыков воспитанников, развитие ответственного отношения к занятиям в школе, устранение пробелов в знаниях, развитие интереса к познанию. Чтобы эта работа проходила плодотворно мы используем индивидуальный подход и следующие технологии: создание ситуации успеха, опережающего обучения, парного обучения, разноуровневого обучения. Работу по устранению пробелов в знаниях проводим в индивидуальном порядке. Для оказания помощи воспитанникам, затрудняющимся в выполнении домашних заданий, в группе есть консультанты, из числа хорошистов и отличников. Такая работа дает свои результаты, и у новеньких ребят в группе вскоре формируется положительная мотивация на учебную деятельность. Чтобы ребята чувствовали неподдельный интерес к их успеваемости, постоянно поддерживаем связь с классными руководителями и учителями предметниками в школе, ведем ежедневный контроль полученных оценок, посещаем школьные собрания. Включение детей в разнообразные виды творческой деятельности, подготовка театрализованных представлений к календарным праздникам, участие в командных состязаниях КВН в детском доме, позволяют развить у воспитанников уверенность в себе, умение держаться на сцене, развивают навыки общения и культуру речи.

Порой индивидуальная работа с воспитанниками выходит за рамки общения: воспитатель – воспитанник. В процесс воспитания подключается Совет воспитанников. На его заседаниях рассматриваются вопросы дисциплины в школе, успеваемости, чистоты и порядка, профилактики правонарушений. Все это способствует развитию самостоятельности детей, ответственности, умения сдерживать данное обещание.


В практике работы нашего дома было много случаев, когда к нам приезжали дети, которые вели себя вульгарно, сквернословили, имели вредные привычки, но день за днем, находясь под благотворным влиянием и требованием детского коллектива, изменялись, становясь другими.

Слайд5. Нашим педагогическим коллективом разработана и апробирована программа духовно- нравственного воспитания «Дорога добра».

Цель этой программы: гармоничное духовно- нравственное развитие личности воспитанника с привитием ему основополагающих принципов нравственности на основе нравственных, патриотических, культурно – исторических традиций России.

Она состоит из разделов:

Слайд 6.

  • Страна, в которой мы живем. (Занятия из этого раздела направлены на развитие патриотических чувств, любви к Родине, к своему народу, краю, станице. Они способствуют формированию ценностного отношения к родному языку, интереса к историческому прошлому страны, героическим событиям нашей истории и способствуют воспитанию уважения к национальным героям и защитникам Родины.)

Слайд 7.

  • Мир человеческих отношений. (Основное назначение этого раздела – формирование у детей стремления жить по золотому правилу нравственности. На проводимых занятиях учим ребят делать нравственный выбор, даем представления о жизненных ценностях, знакомим с нравственными понятиями: добро, милосердие, честь, достоинство и т. д..)

Слайд 8.

  • Хозяева своей судьбы. (Занятия по данному разделу направлены на воспитание трудолюбия, сознательного отношения к образованию и выбору профессии)

Слайд 9.

  • В гармонии с окружающим миром. (Работа, проводимая по разделу, способствует воспитанию ценностного отношения к прекрасному, формированию основ эстетической культуры, эстетического воспитания, развивают бережное отношение к окружающей среде.)

Слайд 10.

  • В гармонии с самим собой. (Задачи данного раздела направлены на формирование здорового и безопасного образа жизни, развитие стремления к самовоспитанию. )

Слайд 11.

Слайд 12. Задачи программы направлены на воспитание у детей уважения к нравственным нормам христианской морали;

- на развитие у них умения жить по основному правилу нравственности «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе»;

-на формирование нравственного поведения воспитанников, основанное на моральном сознании;

-на формирование умения различать добро и зло, любить добро и творить его;

-на выработку у детей неприязненного отношения к проявлению зла и несправедливости;

- на воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности с героической историей Российского государства;

-на воспитание гуманного отношения к окружающему миру;

- на формирование у детей верного представления о существовании высшей, духовной жизни человека и понятия о том, что нравственное обретается только жизненным опытом;

-на формирование нравственно – волевых качеств личности.

Слайд 13.Успешная реализация поставленных задач духовно- нравственного воспитания зависит от ряда условий:

  • от подготовки педагога, способного стать духовным наставником личности. Существует философский принцип: подобное создается подобным – нравственность воспитанника формируется нравственностью воспитателя, духовность – духовностью. Если педагог – человек убежденный, то он сможет свои убеждения передать и детям . А программа, как бы хороша она не была, не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности.

  • Во-вторых, от содержания духовно-нравственного воспитания. Традиционно в качестве содержания мы рассматриваем систему ценностей, присвоение которых обеспечивает духовно-нравственное становление воспитанника. На наш взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия;

  • В – третьих, от искренней любви к детям. Любви требовательной и доброй, постоянной и заботливой, обучающей и помогающей. Недаром говорят, что в воспитании не бывает мелочей. Каждая фраза, каждый момент совместной деятельности  несут смысловую нагрузку.  Воспитание – это взаимное влияние личностей педагога и воспитанника друг на друга. В этом процессе очень важна духовная составляющая.

  • В четвертых, от способов (методов и форм) духовно-нравственного воспитания, поскольку ценности человека – это то, что труднее всего поддается простой трансляции, передаче от их носителей-воспитателей воспитанникам. К большему успеху приводит использование в педагогическом процессе методов, обращенных не столько к мышлению, сколько к эмоциональной сфере человека, позволяющих   вызвать эмоциональный отклик, сочувствие, сопереживание, создающих условия для рефлексии своих внутренних состояний. От степени готовности педагога к использованию таких методов и форм общения во многом зависит успешность решения задач духовно-нравственного воспитания молодого поколения. В своей работе важно придерживаться принципа: «Если хочешь воспитать доброе отношение к людям, то побуждай ребенка совершать поступки, которые требуют проявление доброты. Если хочешь развить у ребенка смелость, то побуждай его совершать поступки, требующие проявления смелости и т. д.» Очень важно не превращать добрые чувства и добрые дела в показные «мероприятия». Как можно меньше разговоров о сделанном, никакой похвалы за доброту. В духовном росте важно, что чувствует ребенок, когда совершает добрый поступок, счастлив ли он, что сделал доброе, находит ли он радость в самом делании добра или нуждается в том, чтоб его поступок заметили, отметили, похвалили. Важно вызвать у него волнение, связанное с собственным добрым поступком. Иначе воспитание становится формальным, то есть, абсолютно лишенным силы, никаким.

  • И наконец, успешная реализация задач духовно-нравственного воспитания зависит от умело организованного процесса самовоспитания, которому мы придаем большое значение. Процесс самовоспитания не состоится без развитости совести, которая является внутренним регулятором поведения и поступков человека. Совесть проявляется и вместе с тем воспитывается тогда, когда поведение человека никто не проверяет, не контролирует. Наша задача – научить детей смотреть на себя глазами общества, коллектива, рассматривать свои поступки с точки зрения общественной морали.


Слайд 14. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат:

  • Общечеловеческие ценности (честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим)

  • Новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества ( интернационализм, уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, честное и добросовестное отношение к труду, патриотизм, дисциплинированность, гражданский долг, требовательность к себе, социальная активность, милосердие и т.д.)

Слайд 15. В работе над духовно-нравственным воспитанием детей мы используем принципы педагогики:

  • Принцип природосообразности (воспитание основывается на научном понимании естественных и социальных процессов. При этом воспитание согласовывается с общими законами развития природы и человека, учитывая его пол и возраст)

  • Принцип культуросообразности (воспитание строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в нашем случае православия, и с особенностями, присущими традициям кубанского казачества)

  • Принцип гуманистической направленности (считает ребенка главной ценностью в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность)

  • Принцип систематичности (предусматривает обязательное, последовательное сообщение детям минимума нравственных знаний, с воспитанием всех детей без исключения)


Слайд16. В целях формирования духовно-нравственной сферы воспитанников могут быть использованы следующие формы и методы работы:

•        анкетирование;

•        дискуссия;

•        диспут;

•        тематические классные часы;

•        проблемные ситуации;

•        упражнения;

•        игры;

•        тренинги;

•        тематические мероприятия;

•        изучение традиций, обычаев, культуры народов, религий;

•        изучение традиций и обычаев семьи, школы.

Слайд17. Познавательная деятельность, направленная на подведение итогов успеваемости, определение рейтинга успеваемости по четвертям, с вывешиванием таблицы рейтинга для всеобщего ознакомления, участие в вечерах «Науки разные нужны», «Вопросы и ответы», викторины "Что? Где? Когда?”, серии классных часов "Замечательные люди науки”, "За страницами учебника” и многое другое.

Слайд 18. Трудовая деятельность, направленная не только на приобретение и отработку воспитанниками навыков, необходимых для обеспечения собственной жизнедеятельности, но и на преобразование окружающей среды, с воспитанием у детей чувства прекрасного. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.

Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей

способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности,

доброжелательности, отзывчивости.

Слайд 19. Социально-значимая и общественно-полезная деятельность: осуществляется через включение ребят в тимуровскую работу, реализацию социальных проектов: «Чужих бабушек не бывает», «Подушка ветерану», «Посадка цветов у памятника воинам – освободителям» и т.д. Участие ребят детского дома в таких проектах помогает развитию милосердия, воспитанию гражданственности и патриотизма

Слайд 20.Художественно-творческая деятельность – это, прежде всего, включение всех наших ребят в работу системы кружков дополнительного образования, организация и проведение вечеров: «Осенний бал», «Новогодний карнавал», «Весенние забавы», посещение театров, филармонии, вечеров авторской песни и т.д. Творческие способности воспитанников детского дома   развиваем на основе кубанского народного творчества. Ребята исполняют танцы и песни из кубанского фольклора. Приобщение к национальным ценностям русского народа и традициям кубанского казачества проводится и заведующей библиотекой на заседаниях литературного кружка «Хрустальный ключик» Здесь мальчишки и девчонки участвуют в театральных постановках, начинают свои первые пробы пера, они посвящают свои стихи Родине, Кубани, мамам. В течение всего учебного года проводится чтение книг с обсуждением, воспитательные часы, посвященные знакомству с историей родного края, с традициями кубанских казаков, что способствует воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа.

Слайд 21.Физкультурно-оздоровительная деятельность: Это Дни здоровья, "Школа здорового образа жизни”, "Веселые старты”, "Вечер комических эстафет”, "Малые олимпийские игры”, «Сезонные спартакиады», проводимые Советом воспитанников, устный журнал "Спортивный калейдоскоп”, "День бегуна”, тематические классные часы "О болезнях грязных рук”, "Секреты здорового образа жизни”, " В здоровом теле – здоровый дух”, "Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья!”, " О профилактике вредных привычек”, "Моё здоровье - залог здоровья моего поколения” и т.д. Вся эта работа способствует формированию у детей стремления к ведению здорового образа жизни.

Грамотно организованная психолого-педагогическая работа по развитию ценностных ориентиров у наших воспитанников, способствует формированию их социальной активности, обеспечивает общую направленность поведения личности, выбор социально значимых целей, ценностей. Мониторинг уровня воспитанности, проводимый в течении ряда лет, дает высокие показатели у 70% наших ребят, средние у 20%, и низкий уровень воспитанности у 10% детей.

Результативность нашей работы по духовно-нравственному воспитанию увидеть сразу практически невозможно. Она не выражается количеством «пятерок и «четверок», спортивными наградами.

Слайд 22. Ее можно увидеть только спустя месяцы и годы. Она проявляется в успешной социализации наших выпускников, в их активной гражданской позиции, в становлении их достойными гражданами нашей страны.

И как напутствие в духовно нравственном воспитании детей пусть для нас всех прозвучат эти слова:


Порой слепой способен видеть лучше зрячих.
Он смотрит сердцем — это очень много значит.
А мы не видим тех чудес, что окружают.
Наш кругозор пустые ценности сужают.

Мы ценим то, за что оплачено деньгами,
А важно то, о чём молились со слезами.
Мы бережём в своих шкатулках украшенья,
Не сохранив друг к другу даже уваженья.

Мы, замерзая, одеваемся теплее,
Не понимая, что бессильны батареи.
Мы получать хотим и греться, греться, греться,
Но излучать тепло не хочет наше сердце.

Любовь мы путаем с потребностью коварной,
Но нет отдачи для души элементарной.
Любовь — не брать, а отдавать, ведь счастье в этом!!!
Мы ценим фантик, но важнее вкус конфеты.

Без доброты и сострадания друг к другу,
Наш поезд жизни мчит по замкнутому кругу.
Глухой способен слышать то, о чём молчите.
Услышьте сердце, и цените жизнь, цените.






4