Выступление по теме
«Организация контроля знаний учащихся на уроках русского языка как средство повышения качества образования»
Актуальность проблемы контроля на уроках русского языка
Тема моего выступления выбрана не случайно, так как в современных условиях остро встаёт проблема не только обеспечения выполнения стандартов образования, но и проблема подготовки школьников к государственной итоговой аттестации. Важную роль в этом играет контроль знаний учащихся.
В основе организации контроля по русскому языку лежат следующие принципы:
-системность контроля;
-вариативность форм контроля;
-соответствие уровня сложности работы уровню обучаемости класса.
Цель контроля знаний учащихся по русскому языку:
1.Отслеживание уровня усвоения учащимися основополагающих тем предмета в соответствии со стандартами, с требованиями программы.
2.Проверка выполнения обязательного минимума содержания в образовательной области «Филология».
3.Определение объективности оценивания знаний, умений, навыков учащихся.
Система контроля по русскому языку позволяет отследить уровень обученности учащихся по всем темам, изучаемым с 5 по 11 класс.
При анализе выполненных работ результаты сравниваются с итогами четверти, полугодия и итоговой успеваемости учащихся по предмету. Это даёт возможность,
-во – первых, отслеживать достижения или неудачи в соответствии с уровнем обучаемости класса;
-во – вторых, выявлять проблемы в знаниях учащихся;
-в – третьих, отслеживать объективность выставления отметок;
-в – четвёртых, планировать индивидуальную работу с учащимися по ликвидации пробелов в знаниях, проводить повторные проверочные работы.
О том, насколько эффективна проводимая мною работа, свидетельствуют результаты промежуточной аттестации учащихся, Всероссийских проверочных работ, результаты государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ). Именно проверка знаний даёт учителю информацию о ходе познавательной деятельности учащихся, о том, как идёт усвоение, какие следует внести коррективы. Важно и то, что при контроле получает информацию и сам ученик. Вывод: без получения информации о ходе усвоения, без обратной связи не может быть управляемого учебного процесса.
Выявление результатов обучения необходимо также и для решения вопроса об эффективности используемой учителем методики и способах её совершенствования.
Велика и воспитывающая роль проверки знаний учащихся. Систематический контроль дисциплинирует школьников, приучает их трудиться регулярно.
2.Виды и формы опроса.
В практике моей работы утвердились разные формы, методы и приёмы проверки результатов учебной деятельности школьников. Но какими бы они ни были, я знаю, что они должны реализовывать основные принципы контроля, должны обеспечивать:
-всестороннюю проверку знаний;
-определение уровня усвоения знаний;
-проверку умений и навыков познавательного и практического характера;
-оперативность проверки и её своевременность.
Материалы для проверки контроля знаний учащихся по русскому языку следующие:
входные контрольные работы, контрольные тесты по изученным темам, контрольные срезы, диктанты, грамматические задания, изложения, сочинения, ВПР, предэкзаменационные работы.
Особую роль на уроках я отвожу текущему контролю и использую разнообразные формы опроса: индивидуальный и коллективный, фронтальный, уплотнённый и выборочный, по новому материалу или ранее изученному. Эффективными являются те формы опроса, которые делают неформальным контроль знаний, умений и навыков учащихся, вплетаются в конкретное содержание и вытекают из задач данного урока. Фронтальный вид опроса имеет ряд положительных сторон: он эффективен в качестве умственной зарядки, помогает мобилизовать внимание учащихся. Но он имеет и слабые стороны: не даёт полного впечатления о глубине усвоения материала.
Устный опрос я применяю для проверки усвоения формулировок понятий. Это может быть устный монологический ответ (по плану, данному учителем; по плану, самостоятельно составленному учеником; по обобщающей таблице.) Для ответа у доски отбираю наиболее важные, принципиальные и интересные вопросы. Стараюсь учить учеников слушать и дополнять, не повторяясь. Дополнение должно быть чётким и кратким. Устный опрос позволяет учить детей высказывать свою мысль.
Из форм коллективного контроля часто практикую всевозможные виды письменных проверочных работ (предупредительные, объяснительные, словарные, итоговые и другие виды диктантов). При организации индивидуального опроса особое внимание уделяю монологическому высказыванию на лингвистическую тему. Это способствует речевому, а значит и общему развитию учащихся.
Как форма обучающей проверки, эффективно устное рецензирование учащимися ответов одноклассников. При такой форме работы индивидуальный опрос никогда не превращается в диалог учителя и отвечающего у доски. Ученики постепенно привыкают к тому, что на уроке нужно быть внимательным к правильности ответа по содержанию. На уроках, завершающих изучение темы, я использую такую форму индивидуального опроса, как самостоятельное составление таблиц. Например, по теме «Не с существительными, прилагательными и наречиями».
Как при закреплении материала по теме, так и при повторении изученного ранее, провожу работу по индивидуальным заданиям, специально составленным карточкам. Под особый контроль беру разделы, правила, которые были слабо усвоены отдельными учащимися. Поэтому для письменного индивидуального опроса предлагаю карточки с вариантами различной трудности.
При планировании урока я всегда ставлю вопросы: «Что необходимо проверить и оценить на данном уроке? Чего я хочу тем самым достичь?» Планируя контроль, я исхожу из того, что в результате изучения темы учащиеся должны знать, а что уметь.
Программа по русскому языку усиливает практическую направленность обучения. Значит, необходимы эффективные приёмы работы, позволяющие учащимся осознанно применять свои знания. При опросе я использую задания, упражнения, связанные с графическим объяснением написанного. Проверяется в этом случае умение школьника графически выразить ход размышления при выборе орфограммы. Выбор орфограммы ученик делает на основе теоретических знаний. По мнению учащихся, графическое обозначение помогает им обнаружить при проверке ошибку.
Чтобы все учащиеся участвовали в организации опроса, я часто даю задания «Проверь себя». Самое главное – это задание отрабатывает умение школьников находить и объяснять орфограммы и знаки препинания.
В системе я использую такой вид работы, как диктант с подготовкой. Школьные учебники по русскому языку предлагают этот вид упражнений. Памятки, помещённые в учебниках, помогают организовать самостоятельную работу ученика.
Контрольные вопросы, помещённые в учебнике в конце каждой темы, являются формой контроля, которая также способствует повышению качества образования.
Описанные мною формы контроля позволяют выявить такую группу учащихся, которые становятся ассистентами учителя. Им поручается проверка некоторых видов обучающих работ по образцу, проверенному учителем. Ассистенты систематически повторяют изученный материал, вырабатывают орфографическую и пунктуационную зоркость. Данные формы работы дают учителю возможность следить за ходом формирования умений и навыков, оперативно вмешиваться в этот процесс. Они не создают перегрузки учащихся, помогают выделить главное в работе дома и на уроке.
3.Проверка знаний, умений и навыков по синтаксису и пунктуации
Как показывает опыт, старшеклассники используют в письменных работах сложные синтаксические конструкции, но не всегда справляются с правильным их пунктуационным оформлением. Возникает необходимость организации систематической работы по формированию прочных синтаксических и пунктуационных умений и проверке степени овладения ими. Поэтому я определяю, что нужно контролировать, уровень овладения какими умениями и навыками следует держать под постоянным наблюдением. Например, при изучении синтаксиса в 5 классе необходим контроль за формированием следующих умений:
-выделять словосочетания из предложения;
-определять основу предложений.
Формирование этих умений – предмет контроля со стороны учителя. Овладение ими создаст прочную базу для усвоения систематического курса синтаксиса в 8-9 классах.
Одна из форм контроля, которую я использую, - синтаксическая (пунктуационная) «пятиминутка», на её проведение на уроке отводится не более 5-6 минут. Я избираю форму «пятиминутки». При этом обязательно учитываю состав класса, степень его подготовленности, что изучалось и что изучается в данный момент, какие умения требуют повторения и закрепления.
Задания «пятиминуток» могут быть разнообразными: выделить словосочетания из предложения; составить словосочетания по схемам; найти основу предложения; определить количество основ в предложении; составить простое и сложное предложение с союзом и, сложноподчинённое предложение; сопоставить схемы двух предложений.
Этот вид контроля является не только формой проверки синтаксических и пунктуационных умений и навыков, но и средством обучения, способствует формированию системы знаний по этим разделам школьного курса.
Проводятся «пятиминутки» в основном в устной форме (кроме составления схем, графических диктантов). Для контроля на каждый урок обычно я предлагаю 2-3 предложения одного типа. Анализ словосочетаний, предложений, как правило, провожу без их предварительной записи. Это не только экономит время на уроке, но и способствует формированию умения школьников определять на слух структуру предложения, что очень важно при написании диктанта.
Контроль за овладением школьниками умением составлять схему предложения я использую постоянно, так как работа над данным умением имеет огромное значение: развивает абстрактное мышление учащихся, помогает чётко видеть и осознавать структуру предложения.
В качестве формы проверки синтаксических и пунктуационных умений и навыков использую графические диктанты, которые не только помогают развитию способности учащихся к абстрактному мышлению, но и дают быструю информацию об их умении видеть структуру предложения, что способствует сознательному усвоению синтаксиса и пунктуации, помогает школьникам учиться систематизировать и обобщать материал.
Вывод.
Сочетание указанных форм проверки с регулярной проверкой выполнения заданий к упражнениям учебника (разобрать предложение по членам путём их подчёркивания, подчеркнуть основу указанного предложения, составить схему предложения, выписать словосочетания, списать, вставив пропущенные знаки препинания) создаёт систему контроля знаний, умений и навыков учащихся по синтаксису и пунктуации, даёт возможность учителю, опираясь на результаты, более целенаправленно строить процесс обучения в дальнейшем.