СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение качества образования при реализации ФГОС за счет роста профессионального мастерства педагогов

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВЫСТУПЛЕНИЕ   на городском методическом объединении на тему: «Повышение качества образования при реализации ФГОС за счет роста профессионального мастерства педагогов»

Просмотр содержимого документа
«Повышение качества образования при реализации ФГОС за счет роста профессионального мастерства педагогов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№1

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КРАСНОАРМЕЙСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ







ВЫСТУПЛЕНИЕ

на городском методическом объединении

на тему:


«Повышение качества образования при реализации ФГОС за счет роста профессионального мастерства педагогов»













ВЫПОЛНИЛА:

Мякишева Ж.Н.,

учитель географии








г.о.Красноармейск

Март, 2016

Введение

В современном мире предъявляются все более высокие требования к учителю, его профессионально-педагогической подготовке и личностным качествам.

Сегодня российская система образования находится на новом этапе своего развития, обусловленном изменением государственного и социального заказа к образовательным учреждениям. Обновление и совершенствование качества образования является одной из приоритетных задач современной школы, которую предстоит решать администрации и педагогическим коллективам ОУ.

Успешная реализация данной задачи тесно связана с проблемой развития и обновления педагогического потенциала, реализацией творческого и исследовательского компонента деятельности педагогов, повышению их мотивации к совершенствованию профессиональных умений и навыков.

Поэтому основная идея данного доклада заключается в том, что только успешный, сумевший реализовать свой творческий потенциал, постоянно развивающийся, как личность учитель может воспитать успешного ученика.

Современной российской школе нужен учитель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста. В соответствии с требованиями внедрения ФГОС ресурсные возможности развития профессиональной компетентности учителя должны быть использованы в полной мере. Проблема модернизации образования не может быть решена без качественной подготовки педагогических кадров, совершенствования их мастерства. В современной системе профподготовки учителя должна быть реализована одна из задач – принципиальная новизна вопросов инструментально-методического достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных).

В современной образовательной системе созданы условия для повышения профессиональной компетентности учителя. Существуют различные формы и направления повышения квалификации педагога в предметных областях и в направлении воспитательной работы.

(Слайд 2) Основные формы и направления повышения уровня профессионального мастерства:

  • курсы повышения квалификации различных образовательных учреждений самого разного содержания, объема часов, направленности;

  • курсы ИКТ-технологий как форма проверки и обучения ИКТ-компетентности учителя;

  • выступления, участие в научно-практических конференциях;

  • участие в профессиональных конкурсах, в том числе предметных Олимпиадах для учителей;

  • подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам с использованием инновационных практик;

  • проектная деятельность и презентация результатов урочной и внеурочной деятельности;

  • мастер-классы и предъявление методических достижений учительскому сообществу в рамках методических объединений учителей-предметников и классных руководителей;

  • участие в сетевых сообществах педагогов;

  • самообразование, в том числе дистанционные курсы повышения квалификации и другие.

Основными проблемами сегодня при выборе форм и направлений профессионального обучения и переподготовки являются: организационная (объемные по часам курсы заставляют терять много учебного времени) и проблема выбора конкретных содержательных направлений, наиболее эффективных форм переподготовки. Первую отчасти удается разрешить за счет прохождения курсов большого объема часов в каникулярное время, одним из выходов может служить и самообразование.

Важным направлением в росте мастерства педагога являются конкурсы профессионального мастерства.

Пути и способы повышения педагогического мастерства.

Повышение педагогического мастерства учителя - это необходимость постоянного совершенствования учителя путем непрерывного педагогического образования. Опыт работы над собой направляет на сознательную работу по развитию своей личности как профессионала. 

Качество образования, в первую очередь, определяется качественно подготовленными преподавателями

Несомненно, современный учитель обладает ценнейшим опытом, багажом эффективных методик, педагогических приемов. Однако, как показывает практика, формула успеха педагога – это постоянное совершенствование своей компетентности. 

Сегодня, в XXI веке в условиях новых требований к школьному образованию особенно актуально звучат слова «Учитель – душа школы. Какой учитель, такова и школа». Качество знаний учащихся непосредственным образом зависит от того, насколько подготовлен сам учитель. Учитель, не просто учитель - от корня «учи», а учитель-мастер, высококвалифицированный, высококомпетентный, способный к творческому продуктивному труду. 

Профессиональное развитие учителя новой формации в значительной степени зависит от мотивации к непрерывному педагогическому образованию. Концепция непрерывного образования приобрела ключевое значение. 

Но профессиональное становление и развитие учителя не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. «Педагогический работник обязан постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, интеллектуальный, творческий и общенаучный уровень» и неотъемлемой частью деятельности педагога становится самообразование и самосовершенствование.

Одним из главных условий совершенствования профессионального мастерства учителя является специально организованная в школе система методической работы. Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки, если сделать значительный отступ от укоренившейся практики к совершенно новым подходам. 

Но в реальной практической действительности при многочисленных обязанностях, отнимающих у педагога много времени, может сложиться ситуация, когда он не выходит за пределы непосредственных дел, осуществляемых каждодневно. В этом случае его отношение к профессии - это отношение к ее отдельным сторонам. 

Профессиональное развитие учителя - это не только рост, становление, личностная реализации в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но и главное - это качественное преобразование учителем своего внутреннего мира.

Одним из важных направлений совершенствования и развития педагогического мастерства является самообразование. Самообразование каждого учителя строится с учетом знаний техники умственного труда, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности. Самообразование учителя зависит от его умения самосовершенствоваться

Одним из основных условий совершенствования профессионального мастерства учителя является повышение его квалификации и через институты повышения квалификации,

В результате повышения квалификации – педагогом используются знания как средства решения актуальных проблем и задач образования. Поэтому главной функцией этой системы становится развитие социокультурного и интеллектуального потенциала личности педагога, способной не только применять новые педагогические знания и технологии, но и разрабатывать их. т.е. педагог и руководитель новой формации, это педагог и руководитель не только умеющий решать задачи определенного уровня сложности, но и способный увидеть и понять тенденции развития мышления и деятельности, а затем внести рефлексивные изменения в собственную профессиональную деятельность в контексте этих тенденций. 

Например, на базе АСОУ создана «Электронная академия социального управления», а именно раздел виртуальная стажировка. Виртуальная стажировка – это новый ресурс для профессионального развития педагогических работников в информационном обществе.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предъявляет к современному образованию новые требования. Они связаны с умением выпускников средней школы ориентироваться в массе нужной и не нужной информации, регулярный доступ к которой они имеют; творчески решать возникающие проблемы; пользоваться на практике полученными знаниями, умениями и навыками. В связи с этим задачей любого учителя становится научить творчески мыслить школьников.

При подготовке данного доклада, в сети Интернет я нашла такое письмо учителя средней школе о профессиональном мастерстве в условиях ФГОС: «...Я пришла к выводу, что сегодня работать по-старому – несовременно. По сравнению с традиционным обучением я стала замечать, что у учащихся стало изменяться взаимодействие со мною: моя активность на уроке уступила место активности учащихся, поменялась и моя задача как учителя — создать условия для их инициативы. Мне нужно было перестраиваться сомой, осознать, что учащиеся на уроке выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем мой опыт, и не мало важное открытие для меня не давать готовые знания на уроке, а побуждать учащихся к самостоятельному поиску, теперь дав ребятам больше самостоятельности, я увидела, что работа учеников на уроке очень активна и учитель теперь является только дирижером урока и смотрит на работу класса со стороны, наблюдая и анализируя учебный процесс. Создавая группы для работы в классе, я наблюдала за учащимися, как они меняются - они учатся самоорганизовываться, увлеченно заниматься, как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими учениками ...Я учусь вместе с детьми, учусь у детей. Результаты проведенных мною уроков позволили не только разнообразить формы урока, новые подходы в преподавании и обучении позволили мне по-новому увидеть некоторых учащихся, их индивидуальные особенности. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам»

В своей же педагогической деятельности, которая насчитывает пока еще маленький стаж работы, я постараюсь применять и даже не побоюсь этого слова «примерять» все педагогические инновации. Сейчас учитель свободен в выборе современных педагогических технологий: технология проектного обучения, технология развития, критического мышления, мыследеятельностная педагогика, проблемное обучение, проектное обучение, технологии логико-смыслового моделирования и другие. И все эти инновации через самообразование, повышение квалификации.

Мне, как и всем учителям, хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, чтобы ученики могли сравнивать и ассоциировать, задумываться над проблемными ситуациями и предлагать выход из них. Для этого, безусловно, необходимо творчески мыслить. Можем ли мы научить творческому мышлению? Однозначно ответить нельзя, так как творческие возможности ребёнка закладываются в раннем детстве. Создать условия для развития тех, кто открыт для творчества, – это уже большое дело. А тех, кто не был отягощён интеллектуальным и творческим развитием в дошкольном возрасте, мы можем научить мыслить через поиск.

Инновационные технологии на уроках географии.

Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и пассивной позицией ученика (как объекта педагогического воздействия), объяснительно-репродуктивными методами обучения, не в полной мере обеспечивает достижение требуемых результатов качества образования. Это заставляет педагогов-практиков искать новые подходы и способы организации образовательного процесса, взаимодействия учителя и ученика, которые бы формировали у учащихся такие социально адекватные ценности, как потребность в получении знаний; умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний; выбор наиболее оптимальных путей для решения учебных задач; планирование своей образовательной деятельности; позитивная самооценка. Как показывает практика, достижению вышеозначенных результатов способствует использование современных педагогических технологий. Выбор технологий определяется многими факторами, к основным из которых относятся доминирующие целевые установки школы и конкретные цели текущего учебного процесса.

Наша школа имеет большие возможности для широкого внедрения в практическую работу разнообразных современных технологий. Это объясняется, прежде всего, работой школы в инновационном режиме, широком внедрении в практику работы информационно-коммуникационных технологий.

Современная школа многого требует от учителя – и глубокой научной подготовки, и высокого мастерства, и безусловной педагогической грамотности и компетентности.

Я, как учитель географии, в своей практической деятельности широко использую информационно-коммуникационные технологии, поскольку считаю, что они являются мощным средством наглядности при обучении географии. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:

  • повышает мотивацию учащихся к учению;

  • активизирует познавательную деятельность;

  • развивает мышление и творческие способности ребёнка;

  • формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Владение информационно-коммуникационными технологиями является необходимым условием профессиональной компетентности учителя, которая проявляется в готовности и умении оптимально решать педагогические задачи с использованием информационно-коммуникационных технологий. Необходимо постоянно осваивать информационные технологии, которые создают новые возможности для повышения эффективности работы учителя.