Нравственные ценности и их роль в жизни школьника.
Докладчик: Романенко Л.Н.
Учитель математики.
Добрая школа – это хорошо
Умная школа – это великолепно
Но ребенок должен быть еще
и подготовлен к жизни.
Д.Дьюи Формирование нравственных ценностей подрастающего поколения всегда являлось одной из актуальных задач воспитания. Различные преобразования во всех сферах жизни и общества коренным образом меняют систему требований общества к личности, что придаёт особую остроту проблемам, связанным с формированием нравственных ценностей современной личности, в том числе школьника. Воспитание нравственного идеала — это воспитание активной жизненной позиции школьников, направленной на развитие своей страны, рачительное использование богатств в её недрах, стремление к созидательной деятельности. К нравственным ценностям относят такие как любовь к Отечеству и забота о ближних, самоценность личности каждого человека, стремление к доброте и отвержение насилия по отношению к другим и т.д. (слайд) В традициях и национальной культуре России в нравственный идеал человека закладывались такие черты как совесть, нравственная чистота, стремление творить добро, совершать подвиги ради своей страны и людей. Эти качества поддерживались народными традициями и становились стержневыми компонентами личности человека. (слайд) Таким образом, современная школа должна стремиться к тому, что бы каждый выпускник обладал наибольшим количеством нравственных качеств. В последнее время в среде школьников сформировался идеальный образ человека-потребителя, стремящегося получить как можно больше материальных благ. Он использует данные природные богатства только для наживы, не заботясь о будущем, проявляя потребительское отношение «Таким образом, воспитание нравственного идеала — это воспитание активной жизненной позиции у школьника, направленной на развитие своей страны, рачительное использование богатств в её недрах, стремление к созидательной деятельности. По новым стандартам между семьей, обществом и государством должен существовать общественный договор. Семья это личная, социальная, профессиональная успешность. Государство это национальное единство, национальное единство безопасность, развитие человеческого потенциала, конкурентоспособность. Общество это безопасность, свобода и ответственность социальная справедливость, благосостояние. Каждый из этих пунктов должен действовать. Понятие нравственности тесно связано с понятием «ценностные ориентации». Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями (слайд4,5): Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко- нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. (слайд) В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Процесс воспитание также немыслим без воспитания чувства патриотизма в школьниках. Чувство патриотизма нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Главное в патриотизме это почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о её территории, её недрах, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области Таким образом, одними из главных духовно-нравственных ценностей, которые необходимо воспитывать у школьника являются нравственный идеал, совесть, патриотизм. (слайд) Учащиеся должны уметь учиться в общении в начальной школе ведущая деятельность это учебная деятельность, в основной школе – деятельность межличностное общение. Происходящие изменения в стране показали, насколько необходима система ценностей, основанная на нравственности и духовности, как для каждого человека, так и для общества и государства, так как она является той основой, опираясь на которую, строятся межличностные отношения, отношения внутри государства и с миром в целом.(слайд) Организация совместной деятельности обусловлена объективно существующей потребностью личности в общении, в совместных эмоциональных переживаниях, и как следствие, потребностью в коллективе сверстников. С точки зрения В.А. Караковского, «каждый класс – потенциальный коллектив, но отнюдь не каждый класс – реально существующий коллектив. Чтобы стать коллективом, класс должен превратиться в органическое единство организации и психологической общности, а не быть просто структурной единицей». Задачу, которую ставят согласно новым стандартам ФГОС это ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования.(слайд) Нравственные ценности обладают силой кардинального влияния на жизнь человека. От выпускников современной школы требуется умение решать ряд актуальных проблем, вызванных динамикой развития нашего общества. Для того чтобы быть успешным во взрослой жизни, они должны быть готовы брать ответственность на себя, делать выбор из ряда предложенных альтернативных вариантов, самостоятельно планировать свою деятельность, обладать гибкостью перед лицом быстрых изменений. Выпускник, по сути, должен обладать множеством ключевых компетенций, таких как самоопределение, целеполагание, принятие решений, умение вести диалог, умение работать в команде, и т. д. этими качествами, согласно новым стандартам должен обладать каждый выпускник школы. Воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям. В основе такого отношения лежит уважение и доброжелательность к каждому человеку. (слайд) Японская пословица гласит «Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня; а научи меня ловить рыбу — так я буду сыт до конца жизни». Так и каждый учитель должен не просто давать знания своим ученикам, а научить их добывать и умело использовать.