Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Клименковская основная общеобразовательная школа
Ровеньского района Белгородской области»
Выступление на тему:
«ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
Подготовила: Левченко Е.И.
2014-2015 учебный год
Современный век – это век компьютерных технологий. Пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где бы компьютерные технологии не нашли свое применение. И сфера образования не осталась в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. Информационные технологии, как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают новые возможности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов процесса обучения, построить более эффективную образовательную систему, в которой каждый учащийся был бы активным и равноправным ее участником. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить мотивацию к учению, которая является основой формирования позитивного отношения к восприятию окружающего мира и самого процесса познания. Использование информационных технологий в системе развивающего обучения способствует эффективной организации учебных занятий, развитию творческой самостоятельности учащихся и активному включению их в процесс освоения знаний.
Проведение учебных занятий с использованием компьютерных технологии – это один из современных видов организации процесса обучения. Учащиеся легко включаются в процесс выполнения предложенных заданий, при этом демонстрируют быструю реакцию, натренированную в компьютерных играх, умение быстро переключаться с одного задания на другое, проявляют заинтересованность в разработке проектов и проведении исследований. Они владеют информационными технологиями значительно лучше, чем преподаватели, и это понятно. Как говорит известный психолог Александр Асмолов, «учитель лишь осваивает этот мир, а дети в нем живут». Но, современный педагог должен обладать информационно- коммуникативной компетентностью, идти в ногу со временем, осваивать и активно внедрять в практическую деятельность новые образовательные технологии, поскольку от его профессиональной мобильности зависит качество самого процесса обучения. И в этом отношении, большую роль играет разработка и внедрение собственных электронных образовательных ресурсов в учебный процесс, что позволяет учитывать специфику преподаваемого предмета в соответствии с требованиями государственных программ и особенностями учебных возможностей учащихся. При этом, как показывает практика, важно включать в процесс создания электронных продуктов учащихся. Это неоценимый фактор в повышении учебной и познавательной мотивации учащихся, возможности проявить свои способности, инициативу, творчество и самореализации.
Применение компьютера кардинально расширяет выбор материалов и форм учебной работы, делает учебные занятия яркими и увлекательными, эмоционально и информационно насыщенными. Он избавляет преподавателя от рутинной работы по подбору дидактического материала, составлению заданий, тестов, позволяет внести в работу новые творческие возможности. Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, его закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. Но самое главное, то, что компьютерная среда – это среда обучающей и познавательной деятельности современных учащихся. И применение компьютерных технологий на учебных занятиях способствует повышению не только мотивация к самообучению, но и возникновению уверенности учащихся в своих учебных способностях и желание самостоятельно, на основе индивидуальных особенностей идти к успеху вверх «по лестнице знаний». На уроках применение компьютерных технологий дает возможность:
обрабатывать различную информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактического материала: схем, рисунков, таблиц, диаграмм, тестовых заданий;
использовать готовые программные продукты по своей дисциплине;
организовать работу учащихся с электронным учебником на уроке и во внеурочное время;
создавать презентации, используя редактор презентации MS Power Point;
осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам, внеклассным и воспитательным мероприятиям;
разрабатывать тесты, используя готовые программы – оболочки и самостоятельно проводить компьютерное тестирование;
создавать интерактивные плакаты, собственные методические разработки, УМК дисциплины.
Компьютерные технологи на учебных занятиях целесообразно использовать при изучении нового материала. Применение электронных учебных ресурсов позволяет обогатить учебный процесс иллюстративным и справочным материалом, значительно расширить зрительный ряд предъявляемой информации. В базе данных электронных пособий имеются изображения, схемы процессов, видео фрагменты опытов и т.д.
В качестве игрового момента, в целях мотивации учащихся, можно использовать слайд презентации, где зашифрована тема урока, разгадать которую позволяют ответы на предложенные вопросы изученных тем. Содержание материала курса лекций эффективно применять при закреплении и обобщении изученного материала (различные виды заданий, тесты), а также при организации самостоятельной и индивидуальной работы. Например, текстовый редактор Word., используется во время опроса: учащимся предлагаются задания на слайдах или видеофрагментах, в которых изначально заложены ошибки. Такие задания усиливают мотивацию мобилизуют память, заставляют их быть внимательными, активизируют умственную деятельность и ставят перед необходимостью осуществлять самопроверку. Для самостоятельных упражнений предлагаются интерактивные игры, например, «восхождение на гору», «крестики-нолики», «кто хочет стать отличником», на установление соответствия и т.д.
Эффективна организация работы учащихся по индивидуальным задание на компьютере, а также практикумы по решению задач и виртуальные лаборатории. Возможности компьютера при проведении практических работ безграничны. Хотя не всегда стоит подменять «живой» эксперимент виртуальным.
Формами применения компьютерных технологий в организации внеклассной работы являются - виртуальные экскурсии , моделирование технологических циклов промышленных предприятий и т.д.
Компьютерные технологии предполагают выполнение учащимися творческих, исследовательских проектов, создание мультимедийных презентаций, участие в подготовке мультимедийных уроков.
Преподаватель, самостоятельно разрабатывая электронный дидактический материал, имеет возможность включать, и постоянно обновлять, в содержание изучаемого материала информацию справочного, научного и краеведческого характера, статистические данные.
Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Применение педагогом на учебных занятиях электронных образовательных ресурсов показывает позитивные возможности эффективной организации учебного процесса, что позволяет создать благоприятные условия для усвоения учащимися максимума из того, что им дается. Фактически на практике реализуется индивидуальный подход - это возможности выбора индивидуальной траектории изучения учебного материала и регулирования темпа его освоения.
Практика использования компьютерных технологий в учебном процессе показала, что на уроках даже «слабые» учащиеся работают более активно, заинтересованно выполняют задания.
И в заключении можно сделать вывод, что компьютер и ИКТ становятся полноправными коллегами преподавателя, достойными и значимыми проводниками в мир знаний. Компьютер – хранитель информации, накопленной преподавателем за годы работы, которую в любой момент, можно получить.
Таким образом, использование компьютерных технологий способствует обогащению средств, приемов и методов обучения, которые повышают интерес не только к предмету, но и к самому процессу обучения и познания, активизируя познавательную деятельность учащихся.