СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление по теме «Основные направления при составлении рабочей программы по физике»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление по теме «Основные направления при составлении рабочей программы по физике»

Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме «Основные направления при составлении рабочей программы по физике»»

Пеньшина Г.Н., учитель физики высшей квалификационной категории МАОУ «СОШ №10»

25.08.2015


Основные направления при составлении рабочей программы по физике


Читаем «Закон об образовании РФ» [1]:

Статья 12. Образовательные программы

…5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное…

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности

3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;

То есть образовательное учреждение (ОУ), как юридическое лицо, полностью несёт ответственность за результаты обучения, реализацию всех обучающих программ и рабочих программ по предметам. Опытный педагог понимает, что практически конструирование рабочих программ ложится на плечи каждого учителя-предметника. В лучшем случае грамотные администраторы в помощь учителям могут предложить использовать какой-либо шаблон для составления рабочих предметных программ образовательного учреждения или готовые учебно-методические комплекты с разработанными авторскими программами.

В настоящее время все издательства обеспокоены созданием новых и модернизацией действующих УМК в свете требований ФГОС ООО и сроками их подготовки. Это неудивительно: к моменту, когда учащиеся, получающие образование в рамках ФГОС (первоклассники – с 2011 г.), начнут изучать специализированные предметы, в том числе физику (см. табл. 1), уже должны быть доработаны соответствующим образом УМК и варианты примерных авторских рабочих программ, и учителя должны уже ознакомиться с ними.

Программу по предмету можно написать на основе рекомендованной Примерной основной образовательной программы ОУ (далее Примерной программы) [3]. При этом в тексте и ФГОС ООО, и Примерной программы есть информация, как работать над рабочей программой любого предмета и что в ней должно быть обязательно. Читаем: «Примерные программы по учебным предметам включают:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса» [3, с. 197].

Необходимо обратить внимание на выделенный пункт: планируемые результаты обучающихся стали сложными многослойными конструкциями, то есть в планировании учителя должны присутствовать первый уровень достижений школьников, который описывает все результаты развития личности ученика при изучении предмета, и второй, традиционный, ограниченный объёмом овладения предметных знаний.

Что это за результаты? Читаем ответ [3, c. 15, 25]:

«Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы В результате изучения всех без исключения предметов основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы… В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции…».

Таким образом, отличительные термины планирования учителя – универсальные учебные действия (УУД), в том числе работа с различными видами информации, внеучебная проектная деятельность, ИКТ-компетентность, читательская компетентность, проектная деятельность.

Колонки таблиц для календарно-тематического планирования отражают требования администрации школы. Примеры представлены в таблицах 3,4.

Учитель вынужден ставить себе задачу – УУД должны формироваться на каждом уроке. Очевидно, что на уроках физики, в силу разнообразия форм и средств преподавания, на каждом уроке возможно формирование многих УУД. Рабочая программа «разбухает». Как всё вместить в привычные колонки? Надо понимать, что какие-то УУД на уроках будут формироваться целенаправленно (анализ графиков или формул), а какие-то будут сопутствующими (коммуникативное взаимодействие при работе в группах). Выход – изображать слово- сочетания аббревиатурой с вынесением смысловых слов в индексы. Разумеется все обозначения необходимо разъяснить в приложении к программе. Пример использования таких сокращений приведён в табл. 2.





Литература


1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». http://минобрнауки.рф/документы/2974


2. Интервью М. Леонтьевой http://www.rcde.nov.ru/index. php?q=node/493


3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. М.: Просвещение, 2011.


4. Физика. Рабочая программа по УМК Перышкина А.В. 7–9 кл. http://www.uchportal.ru/load/43-1-0-42436


5. Рабочая программа по физике 7–11 классы в соответствии с ФГОС. http://nsportal.ru/shkola/fi zika/library/2013/09/18/rabochaya-programma-po-fizike-7-11-klassy-v-sootvetstvii-sfgos


6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.


7. Вечканова Е.А. Календарно-тематическое и поурочное планирование с методическими рекомендациями для 7–9-го классов в рамках проектно-модульной системы обучения. УМК Гутник Е.М., Пёрышкин А.В. «Физика-7–9», 68 ч/год (2 ч/нед.) http://fiz.1september.ru/sprojects/201014.htm



8. Вечканова Е.А. Проектно-модульная система обучения физике в основной школе как средство развития учащихся. / Науч. биб-ка диссертаций и авторефератов disserCat http:// www.dissercat.com/content/proektno-modulnaya-sistemaobucheniya-fizike-v-osnovnoi-shkole-kak-sredstvo-razvitiyauchash#ixzz3Ib3S9bRX